Развитие связной речи детей дошкольного возраста
статья по теме
Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Процесс развития ребёнка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
На формирование и развитие связной речи оказывают влияния пальчиковые игры, как и игры с камешками, бусами, мозаикой, влияют на формирование грамматического строя речи, поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует речевые зоны головного мозга; дидактические игры учат играющих сдерживаться, не подсказывать, не ссориться. А это важная сторона произвольности речевого поведения.
На развитие грамматического строя речи детей оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры [словесные, сюжетно - дидактические, театрализованные]. В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно - следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности [составление рассказов, загадок, сюжетов игр].
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Успешность обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте зависит не только от формы, сколько от содержания, применяемых методов и демократического стиля общения педагога с детьми. Систематические речевые занятия приучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению речевых задач, лингвистическое отношение к слову.
Дидактические игры и упражнения грамматического содержания - важное средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно – отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. Тем самым создаются естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствований из произведений фольклора и художественной литературы.
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей - физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе обучения речи. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полной мере, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
В связной речи ребенка последовательно совершенствуются:
· Синтаксический строй предложения [а также выразительность его интонации];
· Морфологическая оформленность слов;
· Звуковой состав слов.
В дошкольном детстве [3-7 лет] речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
Для развития связной речи мы используем различные методы и формы. Непосредственно- образовательная деятельность проводится в форме свободной непринуждённой деятельности взрослого с детьми. Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствуется познавательная активность детей.
Особое место в познавательно – речевом развитии занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, ( например, название и внешний вид растения, предметов, содержание литературных произведений и т.д.).
А сейчас я хочу показать вам « Речевые кубы», которые мы используем в своей работе. Обычно работа с ними ведётся :
на индивидуальных занятиях, логопедических занятий;
на занятиях при развитии речи;
индивидуально вне занятий;
в самостоятельной деятельности детей;
Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал. Играя, дошкольник подбрасывает куб и выполняет то задание, которое выпало на грань куба. Данное пособие можно использовать с детьми от трёх до семи лет.
Первый куб «Язычок и его домик». На гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинке подобрано короткое стихотворение. Содержание стихов детям известно. Суть игры состоит в том, что педагог читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти и т.д.
Куб «Звуковая лесенка» помогает достичь следующих целей:
Автоматизация изолированного звука;
Выработка длительной воздушной стрелы;
Формирование звуковой культуры речи.
На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков (горы, змейка, кипящий чайник, лабиринт, самолёт с оставшимся следом). Ребёнок находит заданное изображение и произносит звук на одном вздохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.
Куб «Магнитофон» помогает:
Развитию звукового внимания, восприятия;
Овладению темпо-ритмическими и динамическими характеристиками звучащей речи;
Развитию умения владеть своим голосовым аппаратом.
На гранях данного куба изображены картинки – символы, характеризующие темп и громкость речи ( например, черепаха может символизировать медленную речь, самолёт – быструю, барабан – громкую, приложенный к губам вытянутый указательный палец – тихую речь). Используя этот куб в игре, можно петь, рассказывать стихи, самостоятельно или совместно с взрослым произносить чистоговорки, скороговорки, поговорки.
Куб «Слоговый». Целью является упражнение детей в преобразовании односложных слов в двусложные или многосложные. На каждой грани находятся предметные картинки. Вначале ребенок четко произносит данные слова поворачивая грани куба. Затем задание усложняется игрой «Один – много», в процессе которой получаются двусложные слова из открытых слогов. А игра «Назови ласково» ( образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов) позволяет образовывать многосложные слова.
Куб «Сосчитайка» помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. На его гранях изображены предметы , которых должно быть от одного дл шести. Играть с ним очень просто. Ребёнок глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает его любой другой гранью и передаёт следующему со словами: «А у тебя?» и т.д.
У куба «Образуй словечко» цель – обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью сюжетных картинок на каждой грани куба. ( Мальчик подходит, выходит, заходит, переходит, обходит, отходит). Ребёнок, переворачивая куб, называет новые словоформы глагола.
Использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
«Задачи и содержание работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Буклет - памятка для педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста...
Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Семинар "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Связная речь высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важне...
Презентация "Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста"
Рассмотрены теоритические основы компетентности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста...