Презентация "Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста"
материал
Рассмотрены теоритические основы компетентности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .
Под связной речью мы понимаем смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание. Связность, по мнению С.Л.Рубинштейна , - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»
Речь считается связной, если для нее характерны: Синонимом связной речи является – высказывание
Виды связной речи Диалогическая речь (диалог) - процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе Состоит из реплик. Разговор двух или нескольких участников. Не нуждается в развертывании мысли. Разговорная лексика. Кратковременное обдумывание. Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами Логически последовательное высказывание. Выражает мысль одного человека. Полная формулировка и развернутость. Литературная лексика. Длительное и предварительное обдумывание Стимулируется внутренними мотивами.
Описание – это характеристика предмета в статике. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания. Типы монологов
Связная речь может быть ситуативной и контекстной Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий в ситуативной речи широко использует жесты, мимику, указательные местоимения В контекстной речи , в отличие от ситуативной речи содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Связная речь оказывает влияние на развитие личности ребенка помогает устанавливать связи с окружающими людьми определяет и регулирует нормы поведения в обществе .
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Младший дошкольный возраст: Речь разговорная, простая форма диалогической речи. Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). Речь ситуативна , речь больше выражает, чем высказывает. Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление .
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Средний дошкольный возраст: Активируется словарь, высказывания более последовательны и развернуты. Структура речи несовершенна, при употреблении сложно-подчиненных предложений упускается главная часть. Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает .
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст: Речь более монологична , дети отвечают на вопросы кратко и развернуто. Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. Используют все типы предложений. Речь контекстна (понятна для окружающих, определяется задачами и характером общения ребенком с детьми). Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но еще недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.
Средства развития связной речи - словесные поручения ; - дидактические игры; - игры образными игрушками; - инсценировки сказок (например «Курочка Ряба») ; - подвижные игры (например «Гуси-лебеди») ; - пересказ сказок, рассказов; - рассказывание по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине).
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить учась говорить, но также совершенствует свою речь учась мыслить. Одним из средств овладения детьми связной речью является рассматривание картин. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. «…Не только интеллектуальное развитие ребенка, но формирование его характера, эмоций личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.» Л.С.Выготский
Деловая игра для педагогов Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Команда «Ромашка» Команда «Василёк»
1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…» - Достаточно занятий по речевому развитию и грамоте. - Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все образовательные области: «Социально-коммуникативная», « Позновательная », «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Физическая».
2. Ваша позиция по отношению к детям в НОД: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?
3. Какие методические приемы необходимо использовать для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей в речевой деятельности: - Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям; - Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги); - Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность воспитанников.
4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования… • Последовательность изложения в соответствии с планом • Выделение и повторение главной мысли, идеи • Достоверность, убедительность сообщаемого факта • Простота и доступность речи воспитателя • Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу • Краткость рассказа педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок н...
«Задачи и содержание работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Буклет - памятка для педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста...
Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Семинар "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Связная речь высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важне...