Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"
план-конспект занятия по теме

Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект63.5 КБ
Office presentation icon презентация803 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс

Тема:   « Народная кукла как средство приобщения

                  ребёнка к родной культуре»

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • развивать у детей интерес к истории возникновения народной куклы;
  • формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
  • формировать умения изготавливать куклы своими руками;
  • воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;

Оборудование: презентация, народные куклы, заготовки ткани, ножницы, нитки.

                                                       

I. Обоснование темы.

          Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

       Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки, песни, традиции стали уходить из быта семьи. Цепочка передачи духовного опыта человечества, обеспечивающая связь между поколениями, прервалась. 

     В связи с этим, тема воспитания гражданственности через приобщение детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству родного края.  

       Известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

        Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.

      Изготовление народных кукол современными детьми – это ещё и умение создавать сувениры и подарки для своих близких. 

II. Знакомство с историей тряпичной куклы.

       В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. Куклы были не только тряпочные - их делали из дерева,  лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Для всякого возраста предназначались свои куклы. В русской народной кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались  различные волшебные свойства: они могли защитить от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Считалось, что через куклу  можно напрямую общаться с богами, просить у них помощи и защиты. При изготовлении  многих  кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки нужно было рвать, а не резать. Перевязывали куклу без узелков, чтобы не было в жизни неразрешимых проблем, особенно, если куколка предназначалась  для будущего ребёнка. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё  не вселился нечистый дух. Люди боялись уподобить её человеку, так как считали, что кукла с лицом обретала душу и могла навредить человеку.

     По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги.

                                     (слайд 3)

                          Обрядовые куклы.

     Каждому крупному празднику соответствуют свои куклы.

Большинство делались на уничтожение (либо сжигались, либо опускались в воду). Были куклы по случаю, событийные (н-р, кукла, которая вызывала дождь) К обрядовым куклам относятся:

  -Кукла Коляда-это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках  

                                      (слайд 4)

- Кукла- Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.

                                       (слайд 5)        

-  Кукла Неразлучники − это свадебная кукла, которая служила подарком на свадьбу для молодоженов. Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде .

                                       (слайд 6)

                                Игровые куклы.

   Насчитывается до 500 видов игровых кукол. Куклы делались на каждый возраст. С 3-х лет дети сами обучались изготовлению кукол. К игровым относятся:                       (слайд 7)

   -Зайчик на пальчик –  куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх.  Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме. 

   - Малышок - голышок – самая простая в изготовлении куколка.

      Куклы младенчества маленькие. Ребёнок подрастал и куклы  «вырастали». Когда ребёнок подрастал, его отпускали в пространство вне дома (2-2,5 года). Делались куклы-нянюшки. Эта куколка была маленькая, чтобы помещалась в ладошке ребёнка.  (показ куклы)

    В 7-10 лет дети уже самостоятельно делали кукол.  Куклы усложняются-появляются куклы с ручками, ножками. В куклах появляется образ мальчика, девочки. Более тщательно изготавливается костюм, одежда для куклы. К игровым куклам этого возраста относится:

    -Бабаевская кукла ( по названию района, где была найдена)                                      (показ куклы)

     - Калужская игровая куколка  (показ куклы)

       В 14-18 лет делали уже сложных кукол. Они были сшивные, набивные особым образом, шился сложный костюм.  Для девушек  кукла – показатель того, насколько девушка созрела. В Вятской области, например, девушка во время великого поста делала куклу по определённым размерам. Кукла одевалась в нарядную вышитую одежду. Затем бабушки оценивали, если всё сделано ладненько, то девушка созрела.

     Куколка из Вятки игровая (показ куклы)

                                Обереговые куклы.

Обереговых кукол крайне мало. Оберег-предмет, несущий в себе сакральное значение. На несколько деревень могла существовать единственная бабушка, умеющая их делать. Делались куклы на охрану здоровья, дома,  для детей, по случаю (например, когда мужчина уходит на войну или на заработки). Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывать особые молитвы. Обереги никогда не продавались.  К обережным куклам относятся:

       -Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. (слайд 8  )

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что, если  Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
       Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

- Кукла «Рождественский ангел» (слайд 9 )  дарилась на Пасху или в Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а также вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Можно прикрепить у входа в дом, тогда этот приветливый и нарядный ангелочек будет встречать ваших гостей

Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу, тюль, ситец. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.

- Вепсская кукла. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. (слайд  10 )
        - Кукла
Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Десятиручка - это  многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. (слайд 11)

- Куколка- Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Куколку дарили, когда желали, чтобы в дом приходили только хорошие известия. (слайд 12)

        Кукла занимала главное место. С куклой сопровождались все этапы жизни ребёнка с самого рождения. К детям было отношение особое. Семья без детей считалась «обделённой богом».

        С образом многодетной семьи связана определённая кукла- кукла плодородия. В основании куклы –столбик – основа всего (олицетворение мужского естества) В руках кукла держит 6 деток.  (слайд 13)

     Когда женщина беременела и хотела узнать, кто родится, делала куколку родовую. ( демонстрация куклы)  Женщина  не глядя вытаскивала из сундука тряпочки , из которых собиралась делать куколку. Если кусочки ткани попадались светлые, яркие, то значит будет девочка, а если тёмные - мальчик. В процессе изготовления женщина разговаривала с куклой. Ткань и нитки нельзя было обрезать – только рвать, чтобы «не навредить ребёнку». Начинали делать куклу с того, что посередине завязывали узелок, символизирующий начало новой жизни - это головка.

III. Практическая работа. Изготовление куколки - желанницы.

       Желанница — русская кукла-оберег. Её делали втайне от всех. Желанницу никому нельзя было показывать. Чтобы исполнилось заветное желание, нужно было сделать подарок куколке: бусинку пришить, ленточку привязать. Потом поставить Желанницу перед зеркалом, показать, какая она стала красивая с обновкой и попросить взамен исполнения желания.

Этапы выполнения:

  1. Из белой ткани прямоугольной формы сворачиваем столбик, сгибаем его пополам, перевязываем ниткой головку.
  2. Из  белого прямоугольника меньшего размера скручиваем ручки и привязываем их под головкой. Формируем ладошки.
  3. Делаем сарафан. Прямоугольник цветной ткани сгибаем пополам, делаем надрез на линии сгиба, чтобы просунуть голову куколки.
  4. Привязываем на поясе фартук.
  5. Одеваем кукле платок.

Куколка готова. Дома её нужно украсить (повязать ленточку, пришить пуговицу или бусинку и т. п) , поднести к зеркалу и сказать: «Куколка, посмотри, как я тебя нарядила, какая ты красивая, а взамен ты исполни моё желание…» Желание произнести в настоящем времени, без использования частицы «не». Куколку спрятать. А когда желание исполнится, куклу можно достать, сделать новое украшение и загадать новое желание.

Первую куклу не дарят, так как в неё вкладывают больше душевных сил.

  IV.   Итог занятия.  Выставка работ.

Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кукла как средство приобщения к народному творчеству

Кукла как средство приобщения к народному искусству МанюковаО.Н.,МБОУ ДОД «Дом детского творчества»,Корочанский район, Белгородская область  Народная мудрость гласит: «Человек, утративш...

Народное творчество как средство приобщения детей к русской культуре

Обобщение опыта по теме  «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .Эта  тема наиболее актуальна в наш...

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей по средствам приобщения их к русской народной кукле»

Методическая разработка«Развитие познавательной активности детей по средствам  приобщения их к русской народной кукле»...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...

Исследовательская работа по теме "Традиционный рушник как средство приобщения молодёжи к духовной культуре народа"

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что в традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огро...