Доклад «Современные технологии оценки качества образовательного результата»
статья по теме
Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tekhnologii_otsenki_kachestva_obrazovatelnogo_rezultata.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 СЛ. БОЛЬШАЯ МАРТЫНОВКА
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА»
ПОДГОТОВИЛА:
БРАЖКИНА В.В.
2013
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
У. Джеймс
Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики.
Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. И поэтому необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Сегодня в качестве инновационных средств в оценивании качества образовательного результата используют тестирование, рейтинговую систему оценки качества знаний, учебные портфолио. Было бы преждевременно говорить о том, что эти системы оценивания разработаны на уровне технологий. Но вместе с тем уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к их построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы их организации.
- Тестирование
По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Конечно, тестовый метод контроля имеет и недостатки. Одним из недостатков такого контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний. Кроме того, составление тестов зачастую базируется на элементарной психической функции – узнавании, которая проще функции воспроизведения. При выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.
Однако это не значит, что нельзя допускать использование тестов для контроля знаний обучающихся, а лишь предупреждает о той осторожности, с которой необходимо подходить к вопросу внедрения тестирования в школе. Бесспорно, математические доказательства, умение пользоваться циркулем и линейкой, выразительное чтение стихотворений нельзя облечь в тестовую форму, поэтому тестирование нельзя назвать универсальным методом проверки знаний. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, но должно таким образом вписаться в существующую систему контроля, чтобы оптимально ее дополнить и преодолеть существующие проблемы.
2. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинг - это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке - получил балл, сдал зачет - получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.
Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:
•узкий диапазон школьных оценок;
•большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;
•не гуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
•незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
•недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.
Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.
По этой системе определяются:
•общий и предметный рейтинг учеников в классе;
•рейтинг классов в школе;
•динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;
•рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.
Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:
•индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;
•стимулировать познавательную работу учеников и классов;
•конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;
•более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.
Рейтинговое оценивание знаний - один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.
Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».
- Учебное портфолио.
В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
- коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
- форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
- антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.
Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку. Основной задачей портфолио является отслеживание динамики учебного прогресса.
Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Портфолио содержит:
во-первых, работы самого учащегося - как классные самостоятельные, так и домашние.
Во-вторых, в портфолио входят заметки учителя, одноклассников, родителей.
То есть в портфолио должно быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме (разделу, предмету). Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебное портфолио включало в себя три обязательных элемента:
- сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио;
- содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
- самоанализ и взгляд в будущее.
Это придаст учебному портфолио упорядоченность и удобность в пользовании потенциальными читателями (учителями, одноклассниками, родителями, представителями школьной администрации и др.).
Внешне учебные портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, небольших коробок для хранения бумаг и т.п. Здесь полный простор для инициативы учителя и учащихся.
Единственное требование - удобность в хранении.
Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое - рабочее - учащийся складывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по данной теме, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении. Он также может делать специальные отметки на полях отдельных работ, например, в случаях, если хочет выделить ту или иную свою работу: «самая удачная моя работа», «моя любимая статья по данной теме», «моя любимая задача» и т.д. Самостоятельно отобранные в оценочное портфолио работы учащийся отмечает в правом верхнем углу буквой «У», что означает - отобрана им самим. После этого аналогичную процедуру осуществляет учитель: из рабочего портфолио он дополнительно к необходимым элементам отбирает те работы, которые он считает оригинальными, интересными и заслуживающими достойной оценки. Свой выбор учитель обозначает буквой, например, - «П» (выбор преподавателя).
Подводя итог, отмечу, что новым направлением в системе оценивания является следующее:
1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.
1. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования
2. Ориентация оценки на деятельностный подход.
3. Комплексный подход к оценке результатов образования.
4. Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.
В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:
1. Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.
2. Оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ – как современное средство оценки качества обучения информатике: анализ результатов 2016 год
Выступление на Методической секции учителей информатики...
"Система оценки качества образовательного результата"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ ШКола № 1056...
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....
Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"
Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...
Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...
Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)
Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...
Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)
Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...