Спецификация индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем
статья по теме

Дольникова Анна Валерьевна

Делюсь опытом работы с детьми с ослабленным здоровьем, обучающимся индивидуально

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем

 В последние годы всё больше встречается детей с ослабленным здоровьем, которым в связи с теми или иными заболеваниями становится трудно обучаться в классе. В таком случае врачебная комиссия рекомендует данным учащимся индивидуальное обучение. Как быть с такими детьми? Как сделать, чтобы они достигли наибольших успехов в обучении? Хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу и своим опытом работы с такими детьми.

 Все годы моей трудовой деятельности мне приходилось сталкиваться с детьми с различными заболеваниями, обучающимися индивидуально. Поэтому несколько лет назад я обратилась к методической теме «Особенности индивидуального обучения».  Работая по этой теме, я пыталась найти какую-либо литературу, но безрезультатно: существует много разработок для обучения в коррекционных классах и школах, но нет методик индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательной школе. Поэтому пришлось ко всему приходить самой, путём проб и ошибок. В настоящее время, уже четвёртый год, я занимаюсь только детьми с ослабленным здоровьем, поэтому я снова обратилась к теме, связанной с индивидуальным обучением, но уже с другим подходом.

 Цель моей работы – развивать познавательный интерес у учащихся на уроках математики, создавая благоприятные условия для этого в соответствии  с их индивидуальными особенностями.

 Известно, что на индивидуальное обучение отводится гораздо меньшее количество часов по сравнению с обучением в классе. В связи с этим, чтобы уместить тот же материал в меньшее количество часов и при этом оставить достаточное количество времени на отработку материала, ранее мною было разработано календарно-тематическое планирование таким образом, что теоретический материал был объединён в блоки. Получалось, что в один урок выдавалось ученику несколько взаимосвязанных между собой тем, а в последующие несколько уроков шла практическая отработка полученных знаний. Теперь, когда я более плотно столкнулась с проблемами индивидуального обучения, я поняла, что такой метод малоэффективен. Дети, обучающиеся индивидуально, страдают различными заболеваниями, поэтому практически во всех случаях у них ослаблены внимание и память. Следовательно, воспринимать и запоминать большое количество теоретического материала в течение урока им очень затруднительно. В связи с этим мною был сделан вывод о том, что теорию нужно давать дробно, небольшими порциями – и каждую порцию тут же закрепить. Если в теме даётся несколько понятий или правил, которые нужно отработать, то целесообразно разбить урок на несколько этапов - для изучения и закрепления каждого понятия отдельно - и в конце урока обобщить изучаемые понятия.

 Индивидуальное обучение не зря имеет такое название. И дело здесь не только в том, что дети обучаются один на один с преподавателем. Важен индивидуальный подход к каждому ученику, основанный на психологических особенностях ребёнка и тех или иных последствиях его заболевания. Необходимо найти подход к обучающемуся, общий язык с ним - чтобы у ребёнка было желание посещать ваши уроки, плодотворно заниматься на них, радовать вас своими знаниями и умениями. В моей практике есть ученик, который в первое время производил впечатление очень слабого. При решении тех или иных заданий он неимоверно долго думал. Делал всё молча, на любые мои вопросы не отвечал совсем. Побеседовав с мамой ученика, я выяснила, что медлительность мальчика обусловлена его заболеванием. А молчание я решила победить, попытавшись каким-то образом разговорить учащегося. На перемене, а порой и во время урока, я старалась найти тему, интересующую ребёнка. Обнаружилось, что мальчик увлекается моделированием и компьютерными играми - и об этом он вполне свободно может говорить. Поддерживая разговор о его увлечениях, я установила контакт с ребёнком. Теперь ученик не молчит на уроках – вслух читает задачи, проговаривает при необходимости порядок выполнения действий, отвечает на вопросы. Вследствие его медлительности мы успеваем, конечно, значительно меньше, чем могло бы быть. Но я планирую уроки с ним таким образом, чтобы меньшим количеством заданий охватить весь изучаемый материал. В итоге мальчик довольно успешно занимается, получая отметки «4» и «5».

Ещё один ученик, которого я начала обучать с 5 класса, был охарактеризован учителем, обучавшим его в 4 классе, как «очень слабый, почти необучаемый». На деле оказалось, что у мальчика неплохие способности, но чрезвычайно ослаблена память. Моя работа направлена на развитие его способностей и укрепление памяти. Ввиду того, что данному ребёнку очень сложно запоминать правила в том виде, в каком они представлены в учебнике, я предлагаю запоминать их несколько упрощённо. Мы вместе вычленяем главное в правилах, делая акцент на понимание сути, передаём содержание более доступным языком – и в таком виде мальчик их старается выучить. В настоящее время данный ученик обучается в шестом классе. В течение 5-го класса ребёнок успешно обучался математике, имея хорошие отметки. В этом учебном году стало, конечно, значительно сложнее, и успеваемость немного снизилась – ввиду того, что в 6-м классе изучается очень много новых понятий и правил, которые необходимо запоминать. Продолжаем работать в прежнем направлении.

 Чтобы у учеников не угасал познавательный интерес, необходимо постоянно создавать ситуацию успеха. Поэтому планы одного и того же урока для разных детей у меня несколько отличаются – для каждого ребёнка я подбираю такие задания, которые более подходят для него в соответствии с его индивидуальными особенностями, и больший акцент я ставлю:

  • на устные или письменные задания
  • однотипные или разнообразные
  • учитываю и то, что кому-то проще решать, используя чертёж или схему, другому для понимания смысла задания нужно молча его прочитать, третьему необходимо это задание проговорить или услышать.

В этом плане мне очень помогли лекции Тихвинской Анны Валерьевны, которые я прослушала год назад. На них, помимо теоретического материала, была представлена копилка различных несложных тестов, позволяющих провести диагностику внимания, памяти, мышления, определить функциональное доминирование полушарий мозга у учащихся. Кроме этого, даны рекомендации о том, как применить полученные знания при подготовке к уроку и непосредственно во время учебного занятия для достижения наибольших успехов. Многое из того, что я почерпнула из вышеупомянутых лекций, я в настоящее время и использую.

Кроме всего прочего, мы периодически выполняем нестандартные задания, которые вносят разнообразие и также развивают интерес.

Индивидуальное обучение имеет свои плюсы и минусы. Количество часов, отведённое на индивидуальное изучение математики, примерно в два раза меньше количества часов в классе, поэтому приходится изучать предлагаемые темы в сжатые сроки, что не лучшим образом сказывается на усвоении материала обучающимися. С другой стороны, только при такой форме обучения можно по-настоящему индивидуально подходить к каждому ученику и планировать свои уроки таким образом, чтобы все индивидуальные особенности данного конкретного ребёнка использовались для достижения успеха в обучении. Именно над этой стороной индивидуального обучения я и работаю – что уже приносит свои результаты:

  • У большинства обучающихся сформирована положительная мотивация к занятиям математикой, что подтверждается их активной работой на уроках и результатами анкетирования, проведённого психологом школы
  • У половины моих учеников активизировалась учебно-познавательная деятельность, что отражается в стабильно хорошей успеваемости по предмету
  • У обучающихся, качественная успеваемость которых невысокая, наблюдается индивидуальный прогресс в изучении математики: от безнадёжного двоечника или троечника к троечнику с тенденцией к «четвёрке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике

Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...

Организация процесса дистанционного образования при помощи Internet –ресурсов при индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому

Предмет  исследования:  Internet-ресурсы для организации процесса дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.     Целью проекта являетс...

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

В этом реферате представлен материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проведении с ними внеурочных мероприятий....

ПРОГРАММА «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ»

  Здоровый позвоночник, правильная осанка, хоро­шо сформированная грудная клетка, а также сим­метрично и достаточно развитые мышцы являют­ся не только основой красивой и стройн...