Урок по предмету "Мир растений" в 7 ГУО классе на тему: « Деревья и кустарники».
план-конспект урока (7 класс) на тему
Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.
Задачи: развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
Воспитание интереса к растительному миру, бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и кустарников; карточки с заданиями; карточки со схематическим изображением различных растений; картинка «Лес»; таблица «Сходство - отличие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15_derevya.docx | 96.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: « Деревья и кустарники».
Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.
Задачи: развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
Воспитание интереса к растительному миру, бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и кустарников; карточки с заданиями; карточки со схематическим изображением различных растений; картинка «Лес»; таблица «Сходство - отличие».
Тип урока: - комбинированный.
Методы обучения: - наглядно – образный;
- словесный;
- частично- поисковый;
- здоровьесберегающий.
Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Этапы урока:
I Оргмомент.
II Речевая зарядка.
III Введение в тему.
Сообщение темы и целей урока.
Вводная беседа. Стихотворение.
- Загадки. Игры.
2. Упражнения в классификации, узнавании, различении.
Физкультминутка.
IV Изучение нового материала.
- Беседа « Что ты знаешь о деревьях, кустарниках?»
- Анализ строения дерева, кустарника.
Физминутка для глаз.
V Закрепление. Составление полного рассказа о дереве, кустарнике.
Игра «Дополни предложение».
VI Дополнительные сведения.
VII Итоги.Оценки.
VIII Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение на релаксацию для мобилизации.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться.
Распахнуть глаза пошире
Раз, два, три, четыре!
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!
II Речевая зарядка.
Берёзка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица- душа!
- чтение хором;
- чтение хором медленно, быстро;
- чтение весело (1 ученик).
III. Введение в тему урока.
Учитель читает стихотворение Е. Серовой.
Я люблю побродить по зеленой стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет.
В той стране благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет.
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с зеленой страной навсегда подружись.
Е. Серова
- В какую страну мы отправляемся?
-Скажите, ребята, а что нас окружает в лесу? Какие растения можно встретить? Все ли растения одинаковой высоты? Как называются высокие и низкие растения? Сегодня тема нашего урока, это «Деревья и кустарники».
Цель нашего урока - вспомнить названия, внешний вид деревьев и кустарников, научиться сравнивать деревья и кустарники, выяснить, чем они похожи и чем отличаются, и какую пользу приносят.
Учитель рассказывает о царстве растений, сопровождая рассказ демонстрацией рисунков. Учащиеся называют растения, один ученик записывает названные слова на доске.
В некотором царстве жили-были: роза, капуста, сосна, тюльпан, сирень, клубника, крыжовник, яблоня.
- Из выделенных букв составьте название этого царства.
Растения
- Какое слово получилось из выделенных букв?
- Рассмотрите изображенные на рисунках растения, обратите внимание на их разнообразие.
- Как вы думаете, растения живые или нет? (Да.)
-Почему? (Предположения детей.)
- Растения относятся к живой природе, потому что они растут, как и мы с вами, спят, питаются, пьют влагу. Как называется первое «государство» в царстве растений, вы узнаете, отгадав загадки.
- Отгадав загадки, вы узнаете, как называются некоторые деревья.
Раскидистый, могучий, Широкий, коренастый, Он может даже тучи
На плечи заграбастать. I д , у , б ,
Недаром эта модница Склонилась над водой -
Все лето в речку смотрится, Любуется собой! I и , в , а ,
Раскидистый, могучий, Широкий, коренастый, Он может даже тучи
На плечи заграбастать. I д , у , б ,
Недаром эта модница Склонилась над водой -
Все лето в речку смотрится, Любуется собой! I и , в , а ,
Раскидистый, могучий,
Широкий, коренастый,
Он может даже тучи
На плечи заграбастать. (дуб)
Недаром эта модница
Склонилась над водой-
Все лето в речку смотрится,
Любуется собой! (ива)
Зеленую подружку
Под новый год зимой
Срубили на опушке
И привезли домой.(ель)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.(береза)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Дуб, ива, ель, береза-это деревья.
Зеленую подружку Под зимой Срубили на опушке
«Государство» первое в царстве растений: деревья.
- Игры «С какого дерева лист?», «Найди пару».
- По выделенным словам-подсказкам в стихотворениях, вы отгадаете и назовете второе «государство».
Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные-
Черные, белые, красные.
Куст сирени под окном
Расцветает майским днем.
Что ни ветка - то букет,
И душистей веток нет.
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Второе «государство»: кустарники
2. Упражнения в классификации, узнавании, различении.
- Сейчас мы проверим, знаете ли вы названия деревьев и кустарников.
(Каждый ученик вытягивает карточку с названием дерева или кустарника и помещает в нужную колонку). Сирень, дуб, береза, шиповник, клен, боярышник, рябина, ель, орешник, малина.
Физкультминутка.
Игра с мячом «Назови ласково». Береза-березка, ветка, лист, дуб, куст, ствол, корень, ель.
IV. Изучение нового материала.
Беседа «Что ты знаешь о кустарниках? Что ты знаешь о деревьях?»
(ответы детей)
Анализ строения дерева и кустарника
(на экране две схемы: дерева и кустарника)
-Ребята, посмотрите, перед вами две схемы. Как вы думаете, к какому растению подходит первая схема? (ответы детей). Почему так решили?
(есть ствол, корни, листья).
-А к какому растению подходит вторая схема? (Эта схема подходит к кустарнику).
-Как догадались? (У кустарника есть корни, несколько стволов, листья).
- Итак, чем же похожи деревья и кустарники? Чем отличаются?
Вы будете называть мне сходства и отличия, работая по таблице.
Сходство и различие деревьев и кустарников (таблица)
- Так чем кустарники отличаются от деревьев?
- А теперь давайте назовем общие признаки. Какие органы
растения есть и у деревьев и у кустарников?
- Эти растения живые или неживые? Почему?
- Что еще у них есть общего? Хорошо находиться вблизи деревьев?
А вблизи кустарников?
- Сколько получилось общих признаков? (Три.) Назовите их.
- А сколько различий? (Тоже три.) Назовите их.
Кустарник - это растение, имеющее несколько одревесневших стволиков, с ветвями, начинающимися сразу от земли.
Кустарники - многолетние деревянистые растения высотой от 0,6 до 6м, не имеющие главного ствола; продолжительность жизни 10-20 лет. Широко распространены по границе лесов. Это: крыжовник, смородина, акация желтая и др.
Кустарнички (высотой от 5 до 60 см) живут 5-10 лет. Распространены в тундре (карликовая ива, клюква, багульник).
Дерево - это растение, имеющее один ствол, деревянистые (твердые) надземные и подземные части; ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.
Дерево - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни (от десятков до сотен лет) и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 метров.
Физминутка для глаз.
V. Закрепление.
Составление полного рассказа о дереве, кустарнике.
Игра «Дополни предложение».
Деревья и кустарники.
Деревья и кустарники растут …, …, …. Леса бывают …, …. У дерева …, а у кустарника…. Ствол покрыт …. Кора … ствол дерева. У деревьев и кустарников есть …,…,…. Через корни дерево и кустарник получают … из земли.
На карточках слова: в лесу, в саду, в городе., хвойными, лиственными, смешанными., один ствол, несколько стволов., корой., защищает., корни, ветки, листья., пищу.
VI. Дополнительные сведения.
Таблица «Польза деревьев». Дети объясняют, какую пользу приносят деревья и кустарники. Учитель дополняет.
- Деревья и кустарники – это наши друзья. Они дают кислород, прохладу в жаркий день…(перечислить). Надо помнить об этом и любить природу. Нужно беречь каждый кустик, каждое деревце.
(Проговорить правила поведения в лесу)
VII. Итоги. Оценивание учащихся.
-Что узнали нового? Интересного?
- Какие задания больше всего понравились?
VIII. Домашнее задание.
- Составить рассказ-описание о любом дереве или кустарнике по плану.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Урок по предмету «Мир растений» на тему:
«Деревья и кустарники».
Ветлугина Вера Павловна,
учитель I кв. категории
ШМО, 2013-2014 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...
Рекомендации родителям по лексической теме "Деревья и кустарники"
В статье даны рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...
Рекомендации родителям по лексической теме "Деревья и кустарники"
В статье даны рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...
Рекомендации родителям по лексико-грамматической теме "Деревья и кустарники"
Рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...
Речевые логопедические игры для выполнения в дома по теме "Деревья и кустарники"
В публикации предложены речевые логопедические игры по теме "Деревья и кустарники"...
Методические рекомендации для родителей по теме "Деревья и кустарники"
Методические рекомендации для родителей по теме "Деревья и кустарники"...