Урок по теме "Дроби"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Данный урок был проведен под девизом "И это все о ней". На уроке были повторены все известные сведения об обыкновенных дробях.На уроке использовались следующие методы работы:словесный,проблемно-поисковый, наглядный и практический (презентация,словарь Ожегова,разрезания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цели урока.
Познавательные: обобщить знания по изученной теме, развивать представление о числе, показать практическую необходимость изучения темы.
Развивающее: развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность учащихся.
Воспитательное: воспитывать у учащихся чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
« В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. В ней много удивительного. Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Не только тело требует тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят « Математика- это гимнастика ума».
Сегодня мы вспомним всё, что знаем о дроби.
- Из истории математики.
1)О значении слова «дробь» Сообщение ученицы (из словаря Ожегова):
- Мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
- Число, представленное как состоящее из частей единицы. Правильная дробь (меньше единицы). Неправильная дробь (больше единицы).
- Частые прерывистые звуки.
2) Какие слова зашифрованы в ребусах? (Доля.Числитель.Знаменатель.)
3)Презентация « Из истории обыкновенных дробей» ( подготовила ученица).
3. Повторение изученного материала.
1)Фронтальный опрос.
-Частное двух чисел ….
-Знаменатель показывает …
- Числитель показывает …
- Дробь называется правильной …
- Неправильной называют дробь …
- Правильная дробь меньше 1, …
- Основное свойство дроби …
- Что значит сократить дробь …
- Что значит привести дробь к новому знаменателю …
- Все правила сравнения дробей:
- Правила сложения и вычитания дробей с равными (разными) знаменателями :
2)Игровой момент.
Запись на доске.
Дана дробь 7/20 . Учитель коротко задаёт вопросы.
- Скажите всё, что можно сказать об этой дроби.
- Дополнение до 1?
- Сравнить с ½.
- Представить в виде суммы.
- Представить в виде разности.
- Приведи к знаменателю 100.
- Приведи к числителю 28.
3)
Учитель: Я задумала правильную дробь. Задайте только один вопрос, такой, что выслушав ответ, сможете назвать эту дробь.
4)
Краткие исторические сведения (учитель):
В древнем Китае вместо черты дроби ставили точку. Первую дробную черту ввёл Фибоначчи в 1202 г. На Руси 1/2- полтина , 1/4- четь,1/3-треть,1/8- полчети,1/6-полтрети.
4.Выполнение практических заданий.
Задания написаны на доске (учащиеся самостоятельно выполняют и комментируют вслух решение)
1)Даны три цифры: 2;5;7. Из них можно составить правильные дроби; например-5/27 и т.д.
- Составьте из этих цифр наибольшую и наименьшую правильные дроби.(2/75;7/25)
2) Используя каждую из цифр 1;2;3;4 по одному разу, составьте такие дроби, чтобы их сумма была равна 11/12. (2/3 + 1/4)
3) Сократите дроби 373737/818181; 609609609/205205205.
4) Что больше 2010/2011 или 2011/2012?
5) Дана дробь 11/41.Какое число нужно прибавить к числителю и знаменателю, что бы она обратилась в 3/8? Как решить эту задачу с помощью уравнения?
(11+х):(41+х)=3/8; 88+8х=123+3х; (11+7):(41+7)= 18/48=3/8.
5х=35
х=7
6) 2/5; 4/9; 26/7; 5/12; 1/3; 45/16 . Разбейте дроби на две группы, указав признак разбития (правильные и неправильные; с чётными и нечётными числителями; в знаменателе простые и составные числа; с однозначным знаменателем и двухзначным числителями и т.д.)
7)Проверим следующие представления дробей, приведенные в папирусе Ахмеса:
2/11=1/6+1/66; 2/7=1/6+1/14+1/21; 2/13= 1/8 +1/52+1/108; 2/99=1/66+1/198.
5.Математика в стихах, сказках, шутках и анекдотах (рассказывают ученики).
- Ученица прочитала стихотворение, посвященное дробям:
… Или дроби. … Ох уж эти дроби!
Жизнь как дробь, и точна, а мимо.
В ней делитель упрям и злобен,
А делимое – неделимо.
( И. Снегова « Математика – это трудно»)
2) Сказка о дробных числах (сочинила ученица).
« На планете Математика, на континенте Чисел всего две страны. Но зато какие: страна Целых чисел и страна Дробей. В первой – жители жадные и злые, во второй – добрые и щедрые
Как- то раз на планету Математика прилетели инопланетяне. В стране Целых чисел им были не рады, а в стране Дробей - наоборот. Стали их угощать и подарки дарить. То 1/2
пирога дадут, то 3/5 урожая яблок. И за эту доброту стали им инопланетяне помогать.
А злым и жадным Целым числам ничего не досталось. И с ними общаться перестали»
3) Шутка « Половина лошади» ( инсценировка ).
- Как-то отправился Дахо на базар лошадь продавать.
- Сколько просишь?- спросил покупатель.
-Сто туманов - сказал Дахо.
- Даю пятьдесят.
- А другую половину лошади я кому продам? –
(туман – крупная денежная единица, имевшая хождение в некоторых странах Востока).
4)Слово учителя: У русских есть поговорка « попал в тупик», т.е. в положение, откуда нет выхода. А у немцев аналогичная поговорка « попал в дроби», т.е. человек оказался в затруднительном положении.
5) Задача от учителя: Витя Верхоглядкин написал в сочинении: « Полярники проснулись от страшного треска. Их льдина раскололась пополам. В следующий миг и от половины осталась лишь её восьмая часть. К утру от оставшейся льдины сохранилось не более сотой части. К счастью все постройки уцелели. А ведь считали, что эта массивная льдина площадью 64000кв.м. вполне надёжна»
Почему учитель назвал это сочинение математически безграмотным?
6) В математике много загадочных курьёзов! Вот, например, если мы сделаем грубейшую ошибку и сократим дроби 26/65 и 16/64 ,просто зачеркнув цифру 6 в числителе и знаменателе, то получим … верный!!! результат.
26/65 = 2/5 и 16/64= 1/4.
7) № 155 – стр. 33 . Учебник « Математика 5 класс Часть 2» Г.В. Дорофеев; Л.Г. Петерсон.
Лев Толстой как-то заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Как ты считаешь, какой дробью, правильной или неправильной, лучше быть? А себя ты какой дробью считаешь? Ответы детей.
6.Выполнение творческих заданий.
1)Как от ленты длиною две третьих метра отрезать полметра, не пользуясь линейкой?(2/3м свернуть пополам, получим 1/3м, еще раз свернуть пополам, получим 1/6 м. эту часть отрезаем, осталось 2/3 -1/6=4/6-1/6=3/6=1/2).
2) Придумайте новое действие над дробями.
7.Итог урока.
Домашнее задание.
№ 253, №259 для 1, 2 уровня, № 268,287-3 уровень
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...