Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа
по природоведению
5 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа “Природоведение. Природа. Неживая и живая» для 5 класса – соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для изучения основ естествознания и является пропедевтическим курсом для систематических курсов физики, химии, биологии, географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Разработана на основе примерной программы по природоведению для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Дрофа» для общеобразовательных учреждений, разработана под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой.).
Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» авторов В.М.Пакулова, Н.В.Иванова класс 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
В основе программы – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Кроме того, рекомендуемые программой темы «Растения- посредники между небом и Землей» и «Животные – братья наши меньшие» позволят расширить знания о растениях и животных, научат ухаживать за ними в домашних условиях.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной биологической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В основной школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе, воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны растительного и животного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО естественно- Заместитель директора по УВР филиала Директор МОУ «Ерышовская сош
научного цикла МОУ «Ерышовская сош Ртищевского района
________/Воротнева Н.А./ Ртищевского района Саратовской Саратовской области»
Протокол №1 от « 28 » августа 2013 г. области» в с.Каменка __________/Березкина Л.А./
________/Степанова Г.Н./ Приказ №
от « 30 » августа 2013 г. от «31» августа 2013г.
Рабочая программа
по природоведению
5 класс
Воротневой Натальи Андреевны
Принято на заседании педагогического совета
протокол №1 от «29 » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа “Природоведение. Природа. Неживая и живая» для 5 класса – соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа предназначена для изучения основ естествознания и является пропедевтическим курсом для систематических курсов физики, химии, биологии, географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Разработана на основе примерной программы по природоведению для общеобразовательных учреждений. (Издательский центр «Дрофа» для общеобразовательных учреждений, разработана под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой.).
Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природа. Неживая и живая» авторов В.М.Пакулова, Н.В.Иванова класс 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
В основе программы – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Кроме того, рекомендуемые программой темы «Растения- посредники между небом и Землей» и «Животные – братья наши меньшие» позволят расширить знания о растениях и животных, научат ухаживать за ними в домашних условиях.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной биологической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В основной школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе, воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны растительного и животного мира.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Вселенная | 6 |
3 | Строение и свойства вещества | 11 |
4 | Воздух | 9 |
5 | Вода | 6 |
6 | Электрические явления | 3 |
7 | Горные породы | 4 |
8 | Почва – особое тело Земли. | 6 |
9 | Организмы | 6 |
10 | Растения– посредники между небом и Землей. | 7 |
11 | Грибы. | 2 |
12 | Животные – братья наши меньшие. | 6 |
Всего | 68 |
Содержание тем учебного курса
Введение.(2ч.)
Комплекс наук о природе, тела и явления природы, методы их изучения, роль и место человека в природе.
Вселенная. (6ч.)
Строение Вселенной, различные взгляды на модель Вселенной, современная модель Вселенной, состав Солнечной системы, планеты и их спутники, звёздное небо, многообразие мира звёзд, созвездия положение звёзд на небе, Полярная звезда, созвездия Большой и Малой Медведицы.
Основные понятия: Солнце, планеты, естественные спутники, астероиды, метеориты, кометы, кратеры, фазы Луны, оболочки Земли.
Лабораторная работа: Определение экваторов, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.
Строение и свойства вещества. (11 ч.)
Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические и химические явления.
Основные понятия: тела природы, диффузия, вещество, молекула, атом, элемент, смеси, явления природы.
Лабораторная работа: Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.
Воздух ( 9ч.)
Состав воздуха и его физические свойства. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Барометры. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды.
Погода. Предсказание погоды. Охрана воздуха.
Основные понятия: свойства воздуха, барометр, температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление, облачность.
Лабораторная работа: Определение местонахождения гор и их высот.
Вода. (6ч.)
Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.
Вода- растворитель. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Основные понятия: состояние воды, теплопроводность, раствор, взвеси, пещера.
Электрические явления. (3ч.)
Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции.
Горные породы. ( 4ч.)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы и их использование человеком.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы и их использование человеком. Охрана недр.
Основные понятия: внутреннее строение Земли(ядро, мантия, земная кора), горные породы, выветривание, обломочные горные породы, полезные ископаемые, свойства металлов(ковкость, тягучесть, теплопроводность, блеск)
Лабораторная работа: Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Почва – особое тело Земли.( 6ч.)
Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства почвы. Плодородность почвы, её обработка.
Эрозия почв, её виды. Охрана почв.
Основные понятия: структурные и бесструктурные почвы, горизонт почвы, состав почвы, плодородие, разнообразие почв, эрозия почв.
Организмы (6ч)
Организм. Свойства живых организмов. Условия жизни организмов.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Основные понятия: тела живой природы, орган, ткань, клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, свойства организмов, среда обитания, факторы живой и неживой природы, лупа, микроскоп.
Растения– посредники между небом и Землей. ( 7ч.)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.
Цветковые растения и их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Многообразие дикорастущих растений, значение их в природе и жизни человека.
Охрана растений, растения Красной книги.
Основные понятия: хлорофилл, фотосинтез, корень, лист, стебель, цветок, плод, семя.
Лабораторная работа: Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.
1.Сообщения о дикорастущих лекарственных растениях нашего края.
2.Сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.
3.Сообщение «Многообразие культурных растений, значение для человека».
Грибы. (2ч.)
Разнообразие грибов, значение в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Основные понятия: грибница, плодовое тело гриба, шляпка, пенёк.
Животные – братья наши меньшие.(6ч.)
Характерные признаки животных, их сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные, условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Основные понятия: среда обитания, отрасли животноводства.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Оборудование, технические средства | |
план | факт | ||||
Введение. | 2 | ||||
1. | Природа. Живая и неживая природа. | 1 | Дом.комнатные раст.,муляж.плодов,грибов | ||
2. | Как изучают природу. Экскурсия «Природа неживая и живая» | 1 |
| Компасы, гербарные папки, ручки, блокноты | |
Глава 1. Вселенная. | 6 | ||||
3. | Звезды на небе. Лр.р «Определение на звездной карте созвездий» | 1 | Карта звездного неба | ||
4. | Земля – наш общий дом. Лр.р «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий» | 1 | Глобус | ||
5. | Оболочки Земли. | 1 | |||
6. | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | |||
7. | Солнце. Солнечная система. Лр.р «Наблюдение за изменением высоты полуденного солнца». | 1 | Линейка, карандаш, тетрадь ПК | ||
8. | Обобщающий урок по теме «Вселенная». | 1 |
| ПК | |
Глава 2. Строение и свойства вещества. | 11 | ||||
9. | Тела и вещества | 1 | Д.изделий из стекла | ||
10. | Свойства твердых тел, жидкостей и газов Лр.р «Определение физических свойств твердых, жидких и газообр. тел». | 1 | Вода, железо,кубик льда, стакан, ластик, пластилин, воздушный шарик. | ||
11. | Вещества и смеси | 1 | |||
12. | Молекулы. Атомы. Элементы. | 1 | Д.смесь серы,железа,песка и опилок, магнит | ||
13 | Движение частиц вещества. | 1 | |||
14 | Взаимодействие частиц | 1 | |||
15 | Разнообразие веществ. | 1 | Модели шариков | ||
16 | Физические явления. | 1 | Молоко, простакваша, вода, лед | ||
17 | Химические явления. Горение. | 1 | Пробирки, спиртовка | ||
18 | Окисление. | 1 | Железный гвоздь | ||
19 | Обобщающий урок по теме «Строение вещества» | 1 |
| ПК | |
Глава 3. Воздух | 9 | ||||
20 | Состав воздуха | 1 | Таблица «Состав воздуха» | ||
21 | Свойства воздуха | 1 | Рис стр. 75 | ||
22 | Вес воздуха и атмосферное давление | 1 | Весы, шарик, песок, линейка, лист бумаги | ||
23 | Изменение давления воздуха с высотой | 1 | Барометр - анероид | ||
24 | Нагревание воздуха от поверхности Земли | 1 | |||
25 | Изменение температуры воздуха с высотой. Лр.р «Определение местонахожд. гор со снежными вершинами» | 1 | Атлас, карта | ||
26 | Ветер. | 1 | |||
27 | Погода. Предсказание погоды.. | 1 | |||
28 | Обобщающий урок по теме «Воздух» | 1 |
| Атлас, карта | |
Глава 4. Вода | 6 | ||||
29 | Три состояния воды | 1 | |||
30 | Свойства воды. | 1 | |||
31 | Вода – растворитель. Лаб.раб. «Вода – растворитель.» | 1 | Песок, соль, вода. | ||
32 | Работа воды в природе. | 1 | ПК | ||
33 | Охрана воды. | 1 | |||
34 | Обобщающий урок по теме «Вода» | 1 | |||
Глава 5. «Электрические явления». | 3 | ||||
35 | Электризация тел. Электрические заряды. | 1 | Расческа, кусочки бумаги, шарик, стеклянная палочка | ||
36 | Электрический разряд. Молния. | 1 | |||
37 | Электрический ток. | 1 | |||
Глава 6. «Горные породы» | 4 | ||||
38 | Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лаб.раб. «Определение свойств минералов и горных пород» | 1 | Коллекция минералов и горных пород. ПК | ||
39 | Разрушение горных пород. Лаб.раб. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | 1 | Песок, глина, гравий. | ||
40 | Полезные ископаемые. Металлы. | 1 | Коллекция металлов | ||
41 | Обобщающий урок по темам «Электрические явления», «Горные породы» | 1 |
| Коллекция минералов и горных пород. ПК | |
Глава 7. Почва – особое тело Земли. | 6 | ||||
42 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | Коллекция почвы. | ||
43 | Состав и свойства почвы. | 1 | Коллекция почвы. | ||
44 | Уход за почвой. | 1 | |||
45 | Влияние растений на почву. | 1 | |||
46 | Разрушение почв. | 1 | |||
47 | Повторно – обобщающий урок по теме «Почва» | 1 | Коллекция почвы. | ||
Глава 8. Организмы. | 6 | ||||
48 | Организм и его свойства. | 1 | Таб. Грибы, растения, животные, бактерии. | ||
49 | Где живут организмы? | 1 | Таб. Грибы, растения, животные, бактерии. | ||
50 | Экскурсия «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды». | 1 |
| ||
51 | Увеличительные приборы. | 1 | Микроскоп, лупа, таб. «Клетка» | ||
52 | Строение организмов. | 1 | таб. «Клетка» | ||
53 | Обобщающий урок по теме «Организмы» | 1 |
| таб. «Клетка» ПК | |
Глава 9. Растения – посредники между небом и Землей. | 7 | ||||
54 | Признаки растений. Лаб.раб. «Распознавание органов цветковых растений» | 1 | Таб. «Растения» | ||
55 | Разнообразие растительного мира. | 1 | Таб. Цветковые растения | ||
56 | Строение цветковых растений. | 1 | Таб. Цветковые растения | ||
57 | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». | 1 | Лекарственные растения | ||
58 | Красная книга растений. | 1 | Красная книга | ||
59 | Многообразие культурных растений. | 1 | |||
60 | Обобщающий урок по теме «Растения» | 1 |
| ||
Глава 10. Грибы | 2 | ||||
61 | Разнообразие грибов | Муляжи грибов, таб. | |||
62 | Шляпочные грибы | Муляжи грибов, таб. | |||
Глава 11. Животные – братья наши меньшие. | 6 | ||||
63 | Признаки животных | 1 | Таб. Растения, разнообразные животные. | ||
64 | Условия жизни и многообразие диких животных. | 1 | Дид. матер. | ||
65 | Значение диких животных и их охрана. | 1 | Красная книга ПК | ||
66 | Домашние животные. | 1 | |||
67 | Связи живого и неживого. | 1 | |||
68 | Контрольно – обобщающий урок. | 1 |
| ПК |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
– строение и состав Солнечной системы;
– основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;
– внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;
- частицы (атомы, молекулы) из которых состоят тела;
- процесс диффузии частиц, взаимодействующих между собой и постоянно движущихся;
- свойства твёрдых, газообразных тел;
- о местных полезных ископаемых, об их физических свойствах;
– основные крупнейшие подразделения живых организмов: (простейшие, растения, грибы, животные) ;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;
– о строении шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;
– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
–– основные органы цветкового растения;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.
–– характерные животные своей местности;
– об охране животных;
- о разнообразии комнатных растений и домашних животных, правилах ухода за ними.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебник по природоведению для 5 класса «Природа. Неживая и живая». В.М.Пакулова, Н.В.Иванова - М.:Дрофа, 2010г.
2. Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин «Природоведение.5 класс».Метод.пособие М.: Дрофа, Москва, 2001г.
3. Н.В.Иванова, В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая.».Поурочное планирование. М.: Дрофа, Москва, 2001г.
4. Рабочая тетрадь «Природа. Неживая и живая.» для 5 класса под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой. М.: Дрофа, Москва.
5. Н.Н.Дроздов, А.К.Макеев «Рассказы о животных».Энциклопедия «Я познаю мир»,изд. «Астрель»
Список электронных пособий
1.Биология 6-9классы
Министерство образования РФ, «Кирилл и Мефодий», 2008г.
2.Биология 6-11кл.Лабораторный практикум
Республиканский мультимедиа центр, 2006г.
3.Интернет-ресурсы.
Приложение
Список сообщений и презентаций
1. Значение Солнца для жизни растений, животных, человека.
2. Местные признаки погоды
3. Работа воды в природе.
4. Минеральные и полезные ископаемые, добываемые в нашей стране
5. Сообщения о дикорастущих лекарственных растениях нашего края
6. Сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных.
7. Сообщение «Многообразие культурных растений, значение для человека».
8. Сообщение о приспособленности к жизни в любой среде обитания какого-либо животного.
9. Связи живого и неживого.
10. Цепи питания. Пищевые сети.
11. Природа – наш друг. Охрана природы.
12. Правила поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...