Статья Педагогическая поддержка
статья (10 класс) по теме
В данной стате представлены основные направления педагогической поддержки учащихся СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_podderzhka.doc | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Попов В.А.
НПО ПУ-66
г. Усть-Илимск
Педагогическая поддержка учащихся на основе организации производственной практики
Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение личности последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «личность».
Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать учащемуся его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что преподаватель, мастер группы может создать в группе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
- на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать учащимся свое полное доверие к ним;
- преподаватель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
- преподаватель должен исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
- преподаватель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
- важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
- преподаватель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
- преподаватель должен быть активным участником группового взаимодействия;
- он должен открыто выражать в группе свои чувства;
- должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося;
- преподаватель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологии личностно-ориентированного образования:
- диалогичность,
- деятельностно-творческий характер,
- поддержка индивидуального развития учащегося,
- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
По мнению Е. В. Бондаревской, преподаватель, в котором нуждается личностно-ориентированное образовательное учреждение, должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь ценностное отношение к учащемуся, культуре, творчеству;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- заботиться об экологии возраста, сохранении душевного и физического здоровья детей;
- уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- владеть разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развиваюшую направленность;
- проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого учащегося.
Особенно возрастает интерес к педагогической поддержке в связи с переходом на новые образовательные стандарты, когда одним из главных показателей успешности работы образовательного учреждения в целом, каждого педагога, мастера производственного обучения в отдельности становятся личностные достижения учащегося.
Рассмотрим основные направления педагогической поддержки:
1. Оказание помощи обучющимся в принятии решения и разрешения проблем;
2. Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;
3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
4. Координация работы с учащимися внутри и вне образовательного учреждения.
Основные формы педагогической поддержки:
- Диагностическая работа;
- Составление и реализация индивидуального учебного плана;
- Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;
- Педсоветы, методические семинары;
- Дополнительные занятия;
- Психолого-педагогический консилиум;
- Родительский лекторий;
- Дискуссионный клуб учащихся;
- Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности.
Прежде чем оказать поддержку молодому человеку в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно дать рекомендации учащемуся; необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Одним из таких условий должен стать образовательный процесс, ориентированный на развитие у учащихся готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
Средства поддержки учащегося условно можно разделить на две группы.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение преподавателя к учащимся, доверие к ним, привлечение к планированию занятия, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученное, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого учащегося. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы учащегося, обстоятельств его жизни и судьбы. Особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке преподавателя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса у учащегося, значимости его личных "вкладов" в решение общих задач.
Практическая адаптация педагогической поддержки требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания образования.
Действительно, включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" системе. Основные этапы этого метода не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:
- постановка учебной задачи;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Так, сообщение темы и цели занятия не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий учащихся, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия, прежде всего преподавателя, а не у учащихся. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний.
Рассмотрим на примере организации производственной практики формы и способы педагогической поддержки, как отдельных групп учащихся, так и индивидуальную поддержку.
В условиях организации обучения в рамках профессионального образования возникает сложность в работе с приходящим контингентом учащихся. ????
Отсюда появляется своя специфика и в организации производственной практики. ?????
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Значение концепции педагогической поддержки О. С. Газмана для развития теории педагогической поддержки
Педагогические технологии...
Статья и разработка диагностической карты по теме "Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в условиях реализации ФГОС"
Материал включает статью, раскрывающую понятие "Педагогическая поддержка" и диагностическую карту для выявления уровня применения учителем педагогической поддержки...
Научно-методическая статья "Система педагогической поддержки талантливых детей: условия, опыт, достижения"
Научно-методическая статья...
Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихсяю Статья.
Статья о методах работы на уроках русского языка и литературы со слабоуспевающими учениками...
Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"
В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса (№ 9, 2014)"
В статье представлен опыт создания классным руководителем системы воспитательной работы по развитию и формированию личности учащегося; рассматриваются формы и методы воспитательной работы педагогов в ...