Научно-методическая статья "Система педагогической поддержки талантливых детей: условия, опыт, достижения"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Система педагогической поддержки талантливых детей:
условия, опыт, достижения
Петренко Инесса Вячеславна,
Шадрина Надежда Петровна,
Козлова Елена Игоревна,
ГБОУ гимназия №261
Кировского района Санкт-Петербурга
«Каждый ребенок отчасти гений»
А.Шопенгауэр.
Ежегодно 1 сентября на торжественную линейку, посвященную началу нового учебного года, в гимназию 261 приходят не только учащиеся и их родители, но и выпускники. Школе есть чем гордиться – 100% ее бывших учеников получают образование в ведущих вузах Санкт-Петербурга.
В чем причина такого успеха? Может, в этой гимназии учатся особые дети, прошедшие строгий отбор? Может, особые условия поступления? Нет, все, как в других школах. Пожалуй, одно условие все же есть: ребенок должен хотеть учиться. В гимназии уже первоклассник прекрасно понимает: чтобы чего-то добиться, надо много трудиться. Вот первая и основная составляющая успеха.
Позже, в процессе многолетней совместной работы ученика и учителей гимназии появятся и другие слагаемые: мотивация учения, самоконтроль, ориентация на победу. Учителя-профессионалы настраивают учащегося на активную учебную деятельность во имя достижения высоких результатов.
На протяжении нескольких лет в рамках школы-лаборатории гимназия работает над единой методической темой «Система развития информационной культуры учащихся». В нынешнем учебном году в рамках данного направления в школе проведена Ярмарка педагогических достижений.
Одним из существенных моментов работы гимназии в этом направлении является подготовка детей к проектной деятельности. Уже в начальной школе проводятся занятия по компьютерным технологиям. В 7 классе все учащиеся защищают проекты, созданные под руководством преподавателей. На более высоком уровне проходит публичная защита собственных сайтов учениками 10-11 классов. Деятельность школьников курируют учителя информатики.
В гимназии создана система работы с учащимися, направленная на привлечение школьников к самостоятельным исследованиям, объединенным общей идеей – выявить, описать, исследовать, объяснить. Для этого учителя каждого предмета продумывают темы мини -исследований для учащихся по изучаемому программному материалу. Для каждой параллели предлагается 3-5 вопросов на одну учебную четверть. Темы вопросов подбираются так, чтобы исключить возможность нахождения готового ответа в учебной или справочной литературе. В начале каждой четверти учитель предлагает учащимся темы для проведения исследований. Учащиеся самостоятельно выбирают любую из предложенных тем и проводят индивидуальное исследование или объединяются в группы по 2-3 человека. По мере продвижения в ходе своей деятельности они сообщают результаты учителю, который при необходимости корректирует направление исследований. По завершении исследований в конце каждой четверти учащиеся публично представляют свою работу учителю и одноклассникам, лучшие исследования заслушиваются в День Науки гимназии на секциях.
Обучение основам проектной деятельности дает возможность одновременно выйти на реализацию сложных межпредметных связей. Стало уже традицией в качестве зачетных работ по информатике создавать сайты и презентации по истории, биологии, математике, литературе. Ребята выбирают тему и собирают материал в соответствии со своими интересами.
В дальнейшем проектные работы используются в качестве наглядного материала на уроках гуманитарного и естественнонаучного направления, отправляются на конкурсы компьютерных работ и т.д. Учащиеся выступают с презентациями и сайтами на Днях науки, которые проходят в гимназии на протяжении многих лет.
День науки проводится ежегодно. В них принимают участие известные ученые, лекторы. Перед гимназистами выступал профессор Иосиф Владимирович Романовский, читал лекцию профессор Игорь Николаевич Сухих.
После выступлений ученых на Дне науки работают различные секции, на которых учащиеся 8-11 классов защищают свои исследовательские работы. Ежегодно прослушивается и оценивается независимой комиссией, состоящей из преподавателей вузов, студентов – выпускников гимназии и учителей, около 80 работ, лучшие из которых выходят на районную научно-практическую конференцию.
Нельзя не сказать и об олимпиадах. Наши учащиеся активно участвуют в олимпиадах разного уровня, начиная со школьной и заканчивая всероссийскими и международными олимпиадами. Ребята принимают участие в Интернет-олимпиадах, вузовских, межгимназических и других олимпиадах.
Можно говорить о продуманной, целостной системе работы гимназии по подготовке школьников к олимпиадам. Уже в начальной школе, чтобы привить интерес к олимпиадам, школьный тур проводится для всех учащихся. С победителями районного и городского тура ведется индивидуальная работа.
Существует традиция: гимназия приглашает выпускников, ныне студентов вузов, для работы по подготовке к олимпиадам. Подобного рода практика имеет большое воспитательное значение: общение со студентом-выпускником дает возможность учащимся определиться с перспективой своей учебной деятельности. Например, в этом году к олимпиадам по информатике ребят готовил Федор Царев – чемпион мира по программированию.
Конечно, формированию всесторонне развитой, талантливой личности, способной участвовать и побеждать в многочисленных олимпиадах и конкурсах, способствует и система дополнительного образования по программам: «Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях», «Развитие творческого воображения с помощью ТРИЗ», «Детская риторика», «Планета загадок», «Алгоритмы и решения задач по программированию» и др..
В гимназии работают и многочисленные кружки широкого спектра: «Секреты стилистики», «Сложные вопросы механики», «Трудные вопросы неорганической химии», «История России с древнейших времен», «Функциональный английский язык» и многие др.
Так создается единое образовательное пространство, способствующее достижению высоких результатов в обучении и воспитании гимназистов, занимающих призовые места на конкурсах и олимпиадах разного уровня. Особенная наша гордость – это успехи ребят на Всероссийских и международных олимпиадах. 4 гимназиста получили грант в рамках ПНПО «Талантливая молодежь».
«Сухая статистика» свидетельствует о том, что ежегодно практически каждый 8 ученик гимназии, т.е. 121 учащийся гимназии, стал призером районных олимпиад по 14-ти предметам;
20 учеников стали лауреатами районной научно-практической конференции школьников;
17 учеников являются призерами районных олимпиад по 9-ти предметам;
2 ученика - победители Всероссийских олимпиад по астрономии и математике.
Что касается других форм педагогической поддержки талантливых детей, то можно назвать следующие:
- Обучение учащихся современным формам интеллектуальной деятельности (проектная, исследовательская деятельность, математические «бои», система тематических интеллектуальных марафонов).
Начиная с 2010 года на базе гимназии организованы и проведены III и IV турниры Городского математического сообщества гимназистов «Точка опоры» при Городской ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.
Учитель Гимназии Фадеева Е.П. была избрана руководителем Городского математического сообщества на 2011-2012 гг.
Во время проведения турниров работают научные секции, проводятся математические бои, игра «Колесо фортуны». Турниры «Точка опоры» стали яркими, запоминающимся событием для учащихся гимназий Санкт-Петербурга. Результатом участия команды гимназии 261 стали 2 место в итоговом зачете в рамках III турнира, 1 место в итоговом зачете в рамках IV турнира.
- Направление учеников в специализированные образовательные учреждения для углубленного изучения конкретных предметов и тем, выполнения работ на более профессиональной базе: ДДЮТ, ЦИК, экологический центр и др.
- Помощь в осуществлении рефлексии (оформление портфолио, публичная защита сайтов).
- Организация ежегодной практики в ЦИК, в музеях, направление учащихся для работы в архивах, закрытых учреждениях города.
- Организация совместной интеллектуальной деятельности с другими ОУ (лицей №393, гимназии, входящие в Ассоциацию гимназий и др.)
Даже в свободное от учебы время наши ребята предпочитают развивающие игры, интеллектуальные развлечения.
Все возрастающий престиж в обществе имеют образование (эрудиция) и социальная активность. Стремление детей и подростков отличиться путем участия в различных соревнованиях подогревается появлением различных телевизионных интеллектуальных игр и конкурсов. К участию в подобной деятельности ребенок, безусловно, должен быть специально подготовлен. Современные дети и подростки испытывают потребность быть услышанными, потребность в одобрении и признании их на соревновательном поприще.
Считая такую деятельность педагогически целесообразной, осознавая ее значимость и актуальность, с 2006 года в Гимназии проводятся регулярные чемпионаты по играм «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-рингу». Авторами и ведущими чемпионатов являются известные члены Клуба знатоков в Санкт-Петербурге Вольфсон Георгий Игоревич и Богловский Кирилл Леонардович. Из множества интеллектуальных игр мы считаем наиболее подходящими для большого состава участников именно «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг». Мы практикуем и другие игры, но в основном это происходит в рамках тренировочных мероприятий «Клуба Знатоков».
Чемпионат игр «Что? Где? Когда?» изначально проводился в отдельно взятом классе по окончании занятий. Но вскоре количество желающих не позволило вместить всех в один класс, и чемпионат «переехал» в актовый зал. Из-за увеличения числа игроков, а также в силу «разных весовых категорий» чемпионат разделился на два отдельных чемпионата игр – для 5-8 классов и 9-11 классов. Неизменно в них участвуют и выпускники школы, играющие в двух командах студенческого возраста, а также команда учителей «Профи» (разумеется, вне конкурса).
С 2009 года турниры стали открытыми для всех учащихся района и города. Нашими гостями стали ФМЛ №30, гимназия №284, лицеи №393, №239, гимназии, входящие в Ассоциацию гимназий Санкт-Петребурга.
Средние и старшие школьники играют по 18 вопросов. В таком формате в год начала наших чемпионатов проходили туры Гран-при Санкт-Петербурга среди школьников.
Место команды в туре определяется числом «взятых» вопросов, а при их равенстве (что неизбежно при таком количестве участников – единовременно играют до 20 команд). Все решает рейтинг: чем меньше команд ответило на отдельно взятый вопрос, тем он «дороже» в итоговой таблице. Все команды по итогам тура получают зачетные очки – последнее место – 1 очко, и далее вверх по таблице – победитель тура получает столько очков, сколько в туре играет команд. Итоги чемпионата подводятся в апреле, считается сумма очков, набранных во всех турах, и победители награждаются на «Линейке победителей», когда проходит чествование всех отличившихся в Гимназии за учебный год.
Четыре раза в год мы играем и в Брэйн-ринг. С точки зрения тактики поведения команд во время игры это чуть более сложная игра. Команда должна не просто верно ответить на вопрос, но сделать это раньше соперника, успев нажать на кнопку брэйн-системы. Играют в чемпионате ученики 7-11 классов. Мы практикуем так называемый «брэйн-бол», отличающийся от телевизионной версии игры. Команды в отдельном бою разыгрывают 6 вопросов, и стоимость каждого вопроса – 1 очко. Возможна ничья, и в этом случае задаются вопросы по одному до первого правильного ответа.
Турнир проходит в течение одного дня. Сначала команды играют в двух группах бои без решающих вопросов, то есть в бою возможна ничья, и все команды группы играют между собой. Потом по две лучших команды каждой группы составляют полуфинальные пары, победители которых выходят в финал.
С 2010 года в гимназии работает творческое объединение «Клуб знатоков»
Первый год обучения – выявление имеющихся знаний, навыков и качеств, обучение основам игры, формирование команд, осознание своей роли в коллективе-команде. Второй год – сыгрывание команды, возможная ротация и оптимизация состава, развитие личных навыков и качеств. Третий год – начало самостоятельного составления заданий для интеллектуальных игр. По прошествии трех лет обучения (равно как и в их течение) всячески приветствуется участие в тренировках и смешанных играх обучаемых детей, прошедших цикл, совместные тренировки учащихся разного уровня подготовки и периода обучения.
На первых этапах оптимальной видится работа с отдельными детьми для выявления задатков, объема и характера имеющихся знаний, интересов, определения перспектив каждого учащегося, на втором – с формирующимися на различных основах, в том числе и искусственно, группах учащихся, на третьем – работа со сформировавшейся командой. Безусловно, имеет значение обязательная игровая практика на каждом занятии, поощрение соревновательного духа, духа здорового спортивного соперничества, как между отдельными учащимися, так и между группами учащихся и сформировавшимися командами.
По окончании срока обучения учащиеся продолжают его путем самообразования, участвуя в различных турнирах и фестивалях, которых сегодня существует великое множество.
Предела уровня образованности в данной области практически не существует. По мере продвижения цивилизации по пути прогресса интеллектуальные игры черпают материал из различных областей знания, в том числе и из возникающих на наших глазах новых областей. Материал этот способен обновляться практически ежедневно.
В рамках заданий интеллектуальных игр не только требуется демонстрация учащимися собственных знаний, но также идет пополнение и расширение в игровой форме получаемого на школьных уроках материала, расцвечивание интересными деталями известных из школьных программ фактов.
Подростки, увлекающиеся интеллектуальными играми, имеющие стремления к необычным знаниям, часто имеют самооценку, более высокую или более низкую по отношению к стандартной. Общение и работа в команде на общий результат способны помочь этим ребятам сформировать более адекватную самооценку.
Кроме того, учащиеся, имеющие значительный запас знаний, как правило, эмоционально менее устойчивы, чем их сверстники. Участие в интеллектуальных играх помогает им учиться контролировать свои эмоции. Все подростки учатся смело, аргументировано излагать свои мысли в устной форме, грамотно, корректно, сжатой форме формулировать ответы, подчинять свои эмоции общим интересам.
Команды гимназии являются участниками многих городских турниров. Сборная команда гимназии неоднократно становилась победителем городского чемпионата по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» общегородского фестиваля «Ветер перемен». Начиная с 2006 года, вот уже 5 лет подряд команде Гимназии №261 кубок победителя городского чемпионата по интеллектуальным играм вручает магистр игры Александр Друзь.
Таким образом, в гимназии создаются все условия для самореализации учащихся, имеющих различный уровень знаний.
Так в гимназии осуществляется работа с талантливыми детьми, в основе которой лежит наше педагогическое кредо: «Каждый ученик рождается с крыльями, задача учителя – научить ребенка летать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системы поддержки талантливых детей.
Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...
Система поддержки талантливых детей
одаренные дети...
Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»
Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...
Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС
Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...
Система поддержки талантливых детей в условиях гимназии
Материалы презентации содержат информацию о том, что такое одарённость, как выявить одарённого ребёнка и помочь ему реализовать возможности в школьных условиях....
Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)
Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...
Проблемы психолого-педагогической поддержки талантливых детей
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...