Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tempticheskoe_planirovanie.doc | 163 КБ |
rabochaya_programma_po_obshchekulturnomu_napravleniyu_istoriya_knigi_2014-2015.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Тисульская средняя общеобразовательная школа №1
План работы школьной библиотеки на 2013-2014 учебный год.
Библиотекарь: Колокольникова Л.В.
Тисуль 2013
ЦЕЛЬ:
Содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
- Задачи библиотеки:
1. Обучение учащихся умению пользоваться книгой и другими носителями информации.
2. Создание информационно-библиотечной среды как сферы обеспечения специальными библиотечными и информационными средствами.
3. Формирование у обучающихся умения работать с литературой, отбирать и систематизировать материал, делать обобщения, доклады, рефераты на заданную тему.
4. Руководство формированием информационного мировоззрения пользователей и продвижение знаний по самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности.
II. Работа с фондом учебной литературы:
1. Формирование списка учебников на 2014-2015 учебный год.
2. Прием и техническая обработка поступивших учебников:
-оформление накладных
-запись в книгу суммарного учета
-штемпелевание
-оформление картотеки
3. Диагностика уровня обеспечения учащихся учебниками
4. Прием и выдача учебников по классам
5. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях
6. Проведение работы по сохранности учебного фонда
7. Периодическое списание устаревших учебников
- Работа с каталогами учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ
- Проведение рейдов по проверке состояния учебников
Ш. Работа с основным фондом:
- Своевременное проведение обработки и регистрации поступающей литературы.
- Формированье фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
- Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы.
- Изучение состава фонда и анализ его использования.
- Учёт библиотечного фонда.
- Приём об оформление книг, полученных в дар, учёт и обработка.
- Выявление и списание ветхих, морально устаревших книг (изъятие картотек из каталогов).
- Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетики оформления.
- Проверка правильности расстановки фонда.
- Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
I Y. Работа по сохранности фонда.
- Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
- Организация фонда особо ценных изданий.
- Обеспечение физической сохранности библиотечного фонда.
- Организация работы по мелкому ремонту с привлечением библиотечного актива.
- Оформление накладных, авансового отчета и своевременная сдача документов в бухгалтерию.
- Инвентаризация.
- Обеспечение работы читального зала.
- Работа по очистке фонда:
- списание устаревшей литературы;
- ветхой;
- утерянной литературы.
- Организация проверки фонда (один раз в пять лет).
Y. Работа по пропаганде
библиотечно – библиографических знаний
- Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей:
- каталоги;
- картотеки;
- рекомендательные списки.
- Ознакомление учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний:
- знакомство с правилами пользования библиотекой;
- знакомство с расстановкой фонда;
- приемы работы со справочно-библиографическим аппаратом;
- ознакомление со структурой и оформлением книги;
- овладение навыками работы со справочными изданиями.
- Пропаганда литературы согласно календаря знаменательных дат.
VI. Информационная работа
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов:
- Обзоры новых поступлений;
- Подбор литературы в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
- Оформление книжных выставок на изучаемую по какому-либо предмету тему;
- Оказание помощи в подборе материала при работе над методической темой школы;
- Оказание помощи в подборе материала для подготовки педагогических советов, заседаний методических объединений.
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:
- обслуживание читателей на абонементе;
- обслуживание читателей в читальном зале;
- подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений на книжных носителях, дисках, Интернете; критическая оценка информации;
- оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; предметным неделям;
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий;
- развитие единой образовательной информационной среды:
оперативность Интернет
доступность книги
актуальность компакт-диски
- Информационное обслуживание родителей:
- предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми;
- оформление выставок для родителей на актуальные темы;
- индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для начальной школы;
- выступление на родительских собраниях.
4. Информационный сервис:
- Консультации по Интернет - ресурсам
- Изготовление учебного материала
- Помощь в подготовке мультимедийных уроков
- Систематизация учебной информации
- Пополнение интрасети
5. Применение компьютерных технологий:
- Обзоры новых ресурсов Интернета
- Электронные выставки; дайджесты; - Выпуск библиографических указателей, пособий, списков на разных носителях информации;
- Виртуальные экскурсии по библиотекам;
- Слайд – лекции;
- Компьютерные презентации;
- Мастер – класс по внедрению новых ИКТ (для пользователей);
- Премьеры дисков;
- Мультимедиа – просмотры;
- Посещения виртуальных музеев мира;
- Конкурс мультимедиа – сочинений;
- Видеобесседы, уроки, рассказы о…;
- Урок – навигация; чат – конференция и др.
V11. Воспитательная работа
- Формирование у учащихся навыков библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой, поиску, отбору и критической оценки информации на других носителях (электронных…)
- Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия малой Родины, РФ, формами и методами индивидуальной и массовой роботы:
- беседы;
- диспуты;
- литературные игры;
- литературно-музыкальные композиции
- библиотечные занятия.
- Популяризация литературы библиотечными формами работы:
- организация выставок;
- стендов;
- проведение культурно-массовой работы.
VШ. Повышение квалификации
- Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей.
- Посещение семинаров;
- Участие в работе «Круглых столов»
- Присутствие на открытых мероприятиях;
- Индивидуальные консультации;
- Повышение квалификации на курсах.
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг через разные формы.
- Собеседование по нормативно-правовым вопросам.
- ФГОС и школьная библиотека.
Анализ работы школьной библиотеки
2011 – 2012 учебный год
Библиотека работает в тесном контакте с администрацией и педагогами школы. Работу библиотеки организует библиотекарь: Шевцова Т.М.
Работает библиотека по плану, утвержденному директором школы Ильиной Т.А., заместителем директора по учебно- воспитательной работе Соляковой М.Р.
В работе используются нормативные документы:
«Закон об образовании»,
«Федеральный Закон о библиотечном деле»,
«Положение о библиотеке», должностные инструкции,
«Правила поведения в библиотеке».
В основу работы библиотеки положены следующие документы:
"Закон о библиотечном деле" (1994) и
"Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения".
В использовании фондов на книжных и мультимедийных носителях библиотекарь исходит из задач информационного обеспечения учебного процесса, обеспечивая учебную, внеучебную и воспитательную работу.
Библиотекарь в значительной степени определяют первичный контакт ребенка с книгой, закладывают правила пользования книгой, поиск нужной информации на различных носителях и обучают пользованию полученной информации.
Библиотека обеспечивает учащимся и учителям условия для свободного выбора методов и средств развития личности. Становится актуальным не освоение какого-либо объема знаний, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя и новые информационные и коммуникативные технологии.
Мониторинг деятельности библиотеки | ||||
МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1 | ||||
Количество учащихся | Количество педагогов | Классов - комплектов | Финансирование библиотеки | % от шк. бюджета на библиотеку |
1120 | 52 | 42 | ||
Кол-во ставок | Модернизация (мебель, техника) | Комплектование справ., худож. лит., научно-позн. литер. | Комплектование учебного фонда | Канцелярские расходы |
1 | Компьютер, сканер | Поступление из УО | Школа + родители | библиотека |
Объем книжного фонда | Художественная литература | Учебники | Энциклопедии, справочная | Профильная литература |
23491 | 13104 | 10387 | 569 | 199 |
Методические издания (кол-во шт.) | Учебно-методический блок электронных ресурсов | Аудио-, видеоиздания | Обращаемость фонда | Книгообеспеченность |
1064 | 142 | 56 | 0.5 | 13 |
Книговыдача | Справки | Средняя читаемость % | Выставки | Мероприятия |
14549 | 34 | 71 | 24 | 18 |
Рейды | Помощь педагогам | Акция | Обращение к электронной сети | Использование таблиц |
Пятые классы | 19 | 2249 | 411 | 54 |
Мультимедийные уроки | Использование портретов | Использовании картин | Образовательные компакт – диски | Электронные издания художественных текстов. |
5 | 23 | 8 | 8 |
Одним из важных направлений в деятельности библиотеки в условиях быстрого увеличения информации является переход к овладению навыками самообразования, необходимыми для эффективного продолжения своего образования на протяжении всей жизни.
С этой целью проводятся консультативные услуги педагогам школы у каталогов и картотек, библиографические игры и конкурсы для учащихся.
В фонде библиотеки имеется большой справочный раздел, каталоги, достаточное количество детских изданий, что способствует организации таких занятий, как работа с каталогами, картотекой статей, знакомство со справочной литературой.
Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия разные: индивидуальные, групповые, внеурочные.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является библиотечный урок, ставший необходимым условием развития мультимедийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения.
Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Информационные технологии дают библиотекарю большое поле деятельности, не позволяют быть инертным, заставляют находить новые способы и формы влияния на развитие информационной культуры ребенка-читателя.
Использую в работе методы обучения в различных ситуациях:
- Владею вербальными методами: рассказ, беседа (диалог), консультирование работы с книгой.
- При выработке учебных умений и навыков использую упражнения практической работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д.
- При формировании ответственности и обязательности напоминаю сроки возврата книги в библиотеку.
- Следующее направление в деятельности библиотеки является воспитание информационной культуры, культуры чтения.
Идет процесс создания новой школы современного этапа развития, где основной задачей становится не «заставить выучить», а «помочь развиться». В связи с внедрением в учебный процесс новой школы Интернет – технологий изменились и образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предлагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: библиотекаря как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения информации.
На глазах меняется и роль библиотекаря школы: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.
Проблема планирования путей развития реально встает перед любой библиотекой, желающей развиваться. Такая проблема встала и перед нашей библиотекой. Для определения вектора развития библиотеки, комплектования фондов было необходимо в первую очередь определить, к какой из существующих моделей школьных библиотек ближе всего стоит наша.
По известной классификации О. Громовой, главного редактора газеты «Библиотека в школе», все школьные библиотеки делятся на 6 моделей. Сделав анализ деятельности библиотеки, мы пришли к выводу что может называться «Библиотекой - нформационно-просветительским центром», решая следующие задачи:
Обучение учащихся умению пользоваться книгой и другими носителями информации.
Обеспечение участникам образовательного процесса – учащимся, педагогам, родителям – доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно – информационных ресурсов на всех видах носителей.
Формирование у обучающихся умения работать с литературой, отбирать и систематизировать материал, делать сообщения, доклады, рефераты на заданную тему.
Формирование средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы личности учащихся
В своей работе стараюсь ориентироваться на максимальное удовлетворение информационных запросов пользователей, используя разные носители информации по вопросам, которые могут интересовать всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Отсюда и главные направления работы библиотеки:
- систематизация всех информационных материалов, имеющихся в распоряжении школы: книг, аудио-видеосредств, электронных учебных ресурсов, таблиц, картин и т.п., в том числе оформление тематических папок, библиографических тематических каталогов по темам, востребованным пользователями библиотеки;
- развитие у учащихся интереса к чтению, организация внеклассного и внепрограммного чтения школьников;
- оказание помощи классным руководителям и педагогам-организаторам в подготовке классных часов, внеклассных мероприятий;
- предоставление качественной и разнообразной информации с помощью книжных, электронных ресурсов по запросам всех воспитательно-образовательного процесса, в том числе родителей и студентов, бывших выпускников школы;
- обучение школьников работе с информацией: формирование умения находить и оценивать, сортировать и отбирать информацию, формировать запрос и сравнивать информацию из разных источников, - в целях формирования устойчивого навыка самообразования и самообучения.
Особо мы гордимся тем, что в библиотеке создан учебно – методический блок электронных ресурсов, основу которого составляют:
- Мультимедийные уроки
- Мультимедийные энциклопедии, словари
- Интерактивные репетиторы
- Развивающие игры
- Образовательные компакт – диски
- Электронные издания «Сдаем ЕГЭ»
- Электронные издания художественных текстов.
В плане работы библиотеки дальнейшее накопление информационных материалов для эффективной работы всех групп потребителей: учителей, учащихся, администрации и родителей.
Поскольку главной функцией нашей библиотеки мы считаем информационно-просветительскую, а главной задачей - максимальное обеспечение информационных запросов всех пользователей библиотеки, разработаны модули тематических планов по всем классам, используя за основу учебную Программу «Основы информационной культуры личности» Н.И. Гендиной
В Конвенции ООН О правах ребенка подчеркивается право каждого ребенка на максимально полное развитие своих способностей, право на свободный доступ к информации, материалам и программам. Современная наука, выделяя коммуникативные, лексические, читательские, интеллектуальные структурные компоненты информационной культуры как центральные для современного школьника, утверждает, что, прежде всего, гуманитарные дисциплины имеют самые большие возможности для формирования информационной культуры школьников.
Это:
• формирование культуры чтения;
• развитие читательской грамотности школьников;
• развитие коммуникативной компетенции;
• формирование навыков самостоятельной работы с источниками информации;
• формирование навыков общения;
• стимулирование потребности в общении;
• требование высокой самоорганизации, деловитости, экономии времени -способности к адаптации в новых условиях;
• стимулирование потребности в получении новых знаний;
• формирование познавательной и социальной активности;
• развитие интеллектуальных умений;
• мотивирование процесса формирования информационной культуры.
Основные компоненты в работе с программой:
Формирование знаний о библиотеке как информационном центре: для чего она служит, какие услуги предоставляет, как организована и какими ресурсами располагает;
Формирование навыков поиска и использования информации с помощью разных информационных источников;
Формирование мотивации обучающихся для обращения к библиотеке в ходе формальных и неформальных учебных проектов.
Программа рассчитана на 34 . Проводилась для учащихся 4 и 5 классов.
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
работать с различными носителями информации для удовлетворения своих информационных и личностных потребностей, находить ответы на вопросы, рассматривать альтернативные варианты и оценивать разные точки зрения;
обращаться за помощью и понимать организацию и структуру библиотеки;
определять критерии авторитетности, полноты, надежности и своевременности информации;
уметь делать записи, сохранять информацию и подготавливать ее к использованию.
составлять резюме, цитировать, составлять полные и точные спички литературы;
обрабатывать и представлять информацию, т.е.
объединять информацию из разных источников;
делать умозаключения;
делать выводы;
выстраивать смысл;
связывать новую информацию с предшествующим знанием;
внятно излагать свои мысли;
следовать в своей работе заявленным целям и критериям;
уметь хорошо представить свою работу.
Освоение новых возможностей компьютера - текстового редактора Word, Power Point, Publisher позволяет использовать все преимущества компьютерного дизайна и при оформлении книжных выставок. Богатство содержания, необычный дизайн, нетрадиционный подход в оформлении выставки делает ее зрелищной, привлекает внимание читателей и позволяет представленным материалам быть востребованными.
Инновационные продукты и услуги в деятельности школьной библиотеки:
- Выдача документов из фонда библиотеки
- Выполнение справок
- Доступ к базам данных
- Поиск информации в Интернет
- Книжно-иллюстративные выставки
- Сборники сценариев
- Тематические папки
- Массовые мероприятия
- Библиотечные уроки
- Консультации
- Мультимедийные презентации
- Работа с фондом учебников
- Взаимодействие с другими структурными подразделениями
- Библиотека делала в интересах рекламы и создания положительного имиджа библиотеки
- Услуги текущего информирования: ИРИ (индивидуальное и групповое избирательное распространение информации), устные библиографические обзоры, книжные выставки новых поступлений и др.
- Учебно-консультационные услуги, помогающие ориентироваться в библиотеке, обучение пользованию библиотекой, услуги, направленные на развитие информационной культуры.
- Содействует формированию информационной компетентности обучающихся.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность обеспечения доступа:
- к информационным ресурсам Интернет
- учебной и художественной литературе на электронных носителях
- коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях
- к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
- доступ к образовательным ресурсам Интернета учащимися (словари, энциклопедии, художественные тексты
Используются очень хорошо и внешние ресурсы сегодня в школе. Педагоги поощряют учеников использовать мультимедийные издания, как дополнительные источники информации по предмету. Но при этом есть базовые комплекты, на которых в школе строится процесс обучения. И это основа, с которой работает школьная библиотека.
Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.
Проблемы библиотеки:
- ограниченное комплектование библиотеки справочной, учебной и научно-популярной литературы, словарями, учебниками;
- комплектование новыми компакт-дисками;
- сдать в ремонт ксерокс;
- ремонт стульев;
План – сетка.
Направление | Сентябрь | Октябрь | ноябрь | декабрь |
Формирование фонда | 1.Выдача учебников учащимся 2.Анализ задолжников учебников. 3.Анализ акции: «Подари учебник» | 1. Диагностика обеспеченности уч-ся учебниками. 2. Списание устаревших учебников. | 1.Работа с резервным фондом учебников. 2. Проведение работы по сохранности учебного фонда. 3.Формирование фонда нетрадиционными носителями. | 1.Анализ задолжников на абонементе. 2. Изучение и анализ использования учебного фонда. |
Работа с читателями | 1.Запись пользователей в библиотеку. 2. Регистрация читателей. 3. Экскурсия в библиотеку, знакомство с правилами библиотеки 1- 5 кл. | 1.Информирование родителей о пользовании библиотекой их детьми. 2.Навыки пользования: Энциклопедиями – книгами – дисками, Интернет | 1.Беседы с читателями на абонементе 2.Обзор новых поступлений. | 1.Навыки критической оценки информации. 2.Организация работы по мелкому ремонту книг. |
Массовые мероприятия | 1 сентября | День Матери России День пожилых людей Всемирный день учителя Международный день животных | Выставка новинок. | История Деда Мороза |
Календарь книги- юбиляры 2014года | 295 лет со времени выхода повести Даниэля Дефо « Робинзон Крузо» (1719) 205 лет первой публикации «Басен» Ивана Андреевича Крылова ( 1809) | 185 лет со времени издания повести Антония Погорельского « Чёрная курица или Подземные жители» ( 1829) 180 лет со времени выхода сказки Петра Павловича Ершова « Конёк – Горбунок» (1834) | 180 лет со времени написания сказки А.С. Пушкина « Сказка о золотом петушке» (1830-1834) 157 лет тому назад Михаил Юрьевич Лермонтов закончил поэму « Мцыри» (1839) | 170 лет со времени выхода романа А. Дюма « Три мушкетёра» (1844) 170 лет со времени написания Х.К. Андерсена сказки « Снежная королева» (1844) |
Выставка | 1. Выставка-кладовая: « Семейная книжная полка» | 1.Выставка- путешествие: «Комсомольская юность моих земляков» 2.Международный день мира ( 21 сентября) с 2002г | 1. Выставка – игра: «Почитаем-поиграем» 2. . Выставка-вернисаж: 3.Выставка « День матери» | 1. Выставка: «Новогодний калейдоскоп» 2. Встречи у книжной полки с интересной книгой |
Час библиотекаря | Знакомство с библиотекой ( 1 класс) | Беседа « Для чего нужны нам книги». Беседа» Права и обязанности ребёнка» | Презентация « Наши учителя – наша гордость» | Урок – игра «Поле чудес» Что мы знаем про Новый год. 5-7 классы |
СБА библиотека | Текущее пополнение картотеки: «Учебники» | Знакомство с расстановкой фонда классов | Овладение навыками работы со справочными изданиями на всех видах носителей | Ознакомление со структурой и оформлением книги |
Информационная работа | Обзоры новых поступлений | Оказание помощи по профильному обучению Видеобесседы, уроки | Помощь родителям: «У книжной полки» Консультации по интернет - ресурсам | Подбор материала по методической теме к совещаниям Обзоры новых ресурсов Интернета |
Работа с активом | Создание актива библиотеки | Рейд проверки состояние учебников | Техническая обработка поступлений | Популяризация детской литературы |
Повышение квалификации | Работа над планом | Освоение информации из профессиональных изданий | Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий | Создание картотеки |
ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
1. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию. 2.Организация фонда особо ценных изданий | 1.Выявление и списание ветхой литературы 2. Комплектование фонда в соответствии с программами | 1.Оформление полочных разделителей 2.Техническая обработка новых поступлений | 1.Прием и оформление книг, полученных в дар 2. Инвентаризация учебного фонда и его переоценка. | 1.Диагностика обеспеченности учебниками на новый учебный год 2.Анализ задолжности в библиотеку художественной литературы и учебников |
1.Индивидуальные беседы: «У книжной полки» 2. Обучение пользованию на компьютере электронными энциклопедиями | 1.Обучение анализу материала из разных источников 2.Беседа: «За страницами журнала» | 1.Привитие навыков пользование библиографическими пособиями 2.Организация образовательной среды- доступность, современность | 1.Диагностика читательских интересов 2.Совместный поиск и анализ информации на компьютере | 1.У книжной полки: «Все работы хороши» 2.Возврат учебной литературы |
«Литературный калейдоскоп» | «Солдатушки – ребятушки» | «О, как прекрасно это слово – мама!» | ||
130 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого писателя драматурга ( 1883 – 1945) Выставка: «Влияние природы на здоровье человека» | Выставка – символ: «Солдатушки – ребятушки» 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина писателя ( 1873 – 1954) | Выставка – признание: «О, как прекрасно это слово – мама!» 100 лет со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова, поэта, драматурга ( 1913 0- 2009) | Выставка – презентация: Международный день детской книги. Всемирный день земли. Выставка: «Ох, уж эти почемучки» | Выставка – размышление: 80 лет со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского. |
Пропаганда литературы согласно календаря знаменательных дат Знакомство с расстановкой фонда 1 классов | Работа с систематическим каталогом Обеспечение работы читального зала | Правила работы с периодическими изданиями | Работа с алфавитным каталогом Индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся в начальной школы | Порядок расстановки – классификации книг |
Кл час. По правам ребёнка. 5 -7 класс | Урок – игра. «Солдатушки, браво ребятушки». 1 -4 класс | Урок – игра. «Мамин день – 8 марта». | Презентация. « Что за прелесть эти сказки». 1 -4 классы. | Классный час « Ура каникулы!» 1 классы. |
Популяризация педагогических журналов Изготовление учебного материала | Подбор литературы к предметным неделям Слайд – лекции | Индивидуальная работа с родителями по интересующей их теме Изготовление учебного материала | Составление списков учебников на новый учебный год Мультимедиа – просмотры | Информирование педагогов о поступлении новых программ Помощь в подготовке мультимедийных уроков |
Контроль за задолжниками | Текущий ремонт книг | Правила поведения в библиотеке | Рейд проверки состояния учебников | Техническая обработка литературы |
Ведение документации | Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. | Каталогизация периодической печати | Посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Велика роль книги в воспитании школьников. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у ребёнка навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания детей в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.
Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.
Дети и книга - неразделимы. Поэтому именно книги являются неотъемлемой частью данных библиотечных уроков. На занятиях дети знакомятся с первой книгой человека, с историей книгопечатания, детскими периодическими изданиями современности и т. д.
Цель:
Формирование потребности обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.
Задачи:
Образовательные:
- расширение кругозора;
Воспитательные:
- воспитание любви к чтению, к книге;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, любознательность;
- развитие читательских интересов.
- Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- Раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
- Дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России; истории Санкт – Петербурга;
- Сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;
- Развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме.
Дети должны приобрести следующие знания и умения;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
- понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
- вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись, пользоваться библиографическими пособиями и составлять простые библиографические списки;
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
- обрабатывать информацию через умения самостоятельно делать элементарные записи: выписки, план, тезисы, конспекты;
- ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 занятию в неделю для учащихся 5 класса.
Тематическое планирование
Тема | Часы | Дата | |
1 | « Чудо, имя которому - книга» | 1 | 2.09 |
2 | « История письменности» | 1 | 9.09 |
3 | « Древние книги» | 1 | 16.09 |
4 | «Русская рукописная книга» | 1 | 23.09 |
5 | « По пути к новой книге» | 1 | 30.09 |
6 | « Экскурсия в детскую библиотеку» | 1 | 7.10 |
7 | «История книгопечатания» | 1 | 14.10 |
8 | « Русская печатная книга» | 1 | 21.10 |
9 | « как работать с книгой» | 1 | 28.10 |
10 | « Древние библиотеки» | 1 | 11.11 |
11 | « Библиотеки Санкт – Петербурга» | 1 | 18.11 |
12 | « Книга в жизни человека» | 1 | 25.11 |
13 | «Структура книги». | 1 | 02.12 |
14 | «Справочный аппарат книги» | 1 | 09.12 |
15 | «Библиография. Библиографические пособия». | 1 | 16.12 |
16 | «Детские периодические издания». (Работа с периодическими изданиями). | 2 | 23.12 13.01 |
17 | «Современные книги» | 1 | 20.01 |
18 | « Справочная литература». Словари, энциклопедии. | 1 | 27.01 |
19 | « Праздник детской книги» 1 «А» | 1 | 03.02 |
20 | « Праздник детской книги» 1 «Б» | 1 | 10.02 |
21 | « Праздник детской книги» 1 «В» | 1 | 17.02 |
22 | « Праздник детской книги» 1 «Г» | 1 | 24.02 |
23 | « Праздник детской книги» 1 «Д» | 1 | 03.03 |
24 | « Праздник детской книги» 1 «Е» | 1 | 10.03 |
25 | «Тематические стенды». ( Оформление стенда ко дню Победы) | 1 | 17.03 |
26 | Изготовление буклета на тему «Школьная библиотека». | 2 | 07.04 14.04 |
27 | Изготовление буклета на тему( « Птицы наши верные друзья») | 2 | 21.04 28.04 |
28 | Рукотворная книга. ( Изготовление книжки – малышки» | 3 | 05.05 12.05 19.05 |
29 | « Праздник книги» | 1 | 26.05 |
Содержание занятий
Тема №1- 1 час. Объяснить роль книги в жизни человека. Работа с разными источниками. Как пользоваться библиотекой.
Тема №2 - 1 час. Знакомство с основными этапами развития письменности от « дописьменных» способах передачи информации до появления буквенного алфавита.
Тема №3 - 1 час. Структура написания древних книг, форма древних книг, их написания чернилами.
Сформировать понимание того, что сохранившиеся до нас письменные источники ( книги) являются самыми ценными источниками информации о том, что происходило в глубокой древности.
Тема № 4 – 1час. Рассказ о создании переплётов для рукописной книги, возникновения письменности, создание книги Древней Руси.
Тема №5 - 1час. Подготовка сообщения об изобретении бумаги. Понять закономерность изобретения в 15 веке печатного станка Иоганном Гуттенбергом.
Тема №6 – 1час. Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с книгами истории и современными книгами.
Тема № 7 – 1 час. Изготовление из картофеля букв, набор целого текста. Знакомство с фондом инкунабул в Российской национальной библиотеке.
Тема № 8 – 1 час. Понятие роли печатных изданий в развитии культуры и образования в России 18 века. Знакомство с новыми элементами в структуре печатной книги.
Тема № 9 – 1 час. Составление плана рассказа, выписка из справочных изданий: цитат, тезисов, конспектов. Правильное составление статьи не более двух страниц.
Тема № 10 – 1 час. Путешествие по древним библиотекам, изучение древних энциклопедий, изготовление фондов.
Тема № 11 – 1час. Путешествие по библиотекам Санкт – Петербурга, составление информационной справки о библиотеках, подбор иллюстрированного материала, эстетическое оформление материала.
Тема № 12 – 1 час. Знакомство с любимыми писателями и их произведениями, делимся впечатлениями о прочитанных книгах.
Тема № 13 – 1 час. Приобретение необходимых знаний и умений для целенаправленного выбора книги для рациональной работы с ней посредством структурных элементов и справочного материала.
Тема № 14 – 1 час. Приобретение необходимых знаний и умений для целенаправленного выбора книги для рациональной работы с ней посредством структурных элементов и справочного материала.
Тема №15 – 1 час. Чтение и запись библиографического описания при выполнении домашних заданий с использованием дополнительных источников, самостоятельное составление библиографического описания, понимание роли библиографии как основного источника информации о печатных изданиях.
Тема №16 – 2часа. От первых детских периодических изданий до современности.
Тема № 17 – 1 час. Книги современности, содержание, структура, краткая аннотация, понятие смыслового текста.
Тема № 18 – 1 час. Знакомство с различными словарями, зачем человеку такое количество словарей, чем они отличаются.
Темы № 19, 20, 21, 22, 23, 24 – по 1 чаус. Знакомство первоклассников с библиотекой, зачем она нужна, для чего надо читать книги и какие книги для детей существуют.
Тема № 25 - 1 час. Подбор литературы, статей фотографий Дню Великой Победе.
Темы № 26,27 -4 часа. Изготовление буклетов на темы школьная библиотека, жизнь, праздники, досуг. Буклета про птиц.
Тема № 28 –3 часа. Научить детей правильно найти нужную информацию, располагать текст, иллюстрации правильно оформлять буклет.
Тема № 29 - 1 час. Подведение итогов работы за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности
В основе содержания и структуры данной рабочей программы лежит образовательная программа «Юные туристы», составитель Кондратьев А.В.., педагог дополнительного образования.Цель программы – формирование...
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа и КТП курса "История" 11 кл., база, 2 ч в неделю, учебники: "Новейшая история" Улунян,Сергеев,Коваль и "История России" Левандовский,Щетинин,Морозов
Рабочая программа и КТП курса "История" 11 класс, база, 2 ч в неделю, учебники: "Новейшая история" Улунян, Сергеев,Коваль и "История России" Левандовский,Щетинин,Морозов...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ".
Аннотация. Пояснительная записка. Список литературы...