Здоровьесберегающие технологии в обучении.
статья по теме

Крюкова Юлия Евгеньевна

статья Здоровьесберегающие технологии в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroviesberegayushie_tehnologii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в обучении.

На сегодняшний день в школе остро стрит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное здоровье. В настоящее время одной из проблем стала проблема сохранения здорового подрастающего поколения, подготовка детей и подростков к полноценной самостоятельной жизни.

К выводу о том, что обучение, получение образования неизобежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

  • недостаточная освещённость классов;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • неправильная форма и величина школьных столов;
  • перегрузка учебными занятиями.

На здоровье учащихся влияют:

  • стрессовая педагогическая тактика учителя;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
  • недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику – требование от него больше, чем он может);
  • интенсификация учебного процесса;
  • отсутствие системной работы учителей и классных руководителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (невнимание к жалобам учащегося – обвинение его во всем);
  • нерациональная организация учителем учебной деятельности.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Учащиеся устают и испытывают изнеможение потому, что не правильно работают. Необходимо формировать у учащихся умение правильно работать, организовывать свой режим дня. Утомительность урока не является следствием сложности материала или психологической напряженности. Утомительность урока является сочетанием, совокупностью различных воздействующих факторов, решить которые позволяют здоровьесберегающие технологии.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» - этот тезис должен стать девизом для администрации школы.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

  • Правильная организация урока. Включает 3 обязательных этапа: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); ученики формулируют вопросы и задают их; учитель и ученики отвечают на вопросы. Результатом урока становится общий интерес, который подавляет утомление.
  • Использование каналов восприятия.
  • Учет зоны работоспособности учащихся.
  • Распределение интенсивности умственной деятельности.

 Основные этапы урока с точки зрения здоровьесбережения:

1 этап. Врабатывание 1 – 5 минуты урока (5 минут), нагрузка – относительно небольшая, деятельность – репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение программного материала предыдущего урока.

 2 этап. Максимальная работоспособност 5 – 25 минуты урока (20 минут), эффективность умственной деятельности – 80%, нагрузка – максимальное снижение на 15 минуте, деятельность – продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.  

 3 этап. Конечный прорыв 25 – 35 минуты (10 минут), эффективность умственной деятельности – 40 – 60%, нагрузка – небольшое повышение работоспособности, деятельность – репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала.

4 этап. Рефлексия 35 – 40 (45) минуты, эффективность умственной деятельности – 10%, нагрузка - минимальная, деятельность – подведение итогов урока, анализ собственной деятельности.

На чем же строится здоровый урок? Существуют несколько принципов. 

  1. Плотность урока 60-80%;
  2. Количество видов учебной деятельности - 4-7;
  3. Продолжительность видов учебной деятельности не более 10 минут;
  4. Смена видов учебной деятельности через 7-10 минут;
  5. Не менее трех видов преподавания (наглядный, словесный, аудиовизуальный. 
  6. Наличие 2-3 эмоциональных разрядок;
  7. Место и длительность применения ТСО (15-30 минут);
  8. Физкультминутки и гимнастика для глаз (20-я и 35-я минуты урока);
  9. Чередование позы;
  10. Создание ситуации успеха.

Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.

Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть  включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Использование учителем психолого-педагогических технологий здоровьесбережения способствует правильной организации урока.

Выделены следующие условия, обеспечивающие реализацию ЗОТ:

  1. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

  1. Технологии развивающего обучения

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, он овладевает способами действий.

 Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на мотивацию учебной деятельности, на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности при использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

  1. Технологии проектирования и моделирования.

В настоящее время школе требуются такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию ученика в обучении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении. Через проектную деятельность решаются и образовательные, и развивающие, и воспитательные задачи. Есть цель, идея, которой увлечены все участники. У учащихся формируется самостоятельность, творчество, коммуникативные качества.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт общения (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде.

  1. Технологии игровых форм обучения.

 Игра – одна из наиболее оптимальных форм деятельности, способствующая естественной адаптации к разнообразным нагрузкам для детей.  Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами..

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.

  1. Технология групповых форм обучения.

Элементы групповой работы, вводимые  уже с первых дней учебы детей в школе, способствуют активизации познавательной деятельности школьников и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

  1.   Коммуникативная педагогическая техника учителя.

Перегрузка может возникнуть и от негативного отношения к изучаемому предмету, и от неудовлетворенности своим учителем. Благоприятный психологический климат на уроке – один из показателей успешности его проведения.

Психологический климат на уроке - взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).

Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Благоприятный психологический климат на уроке – один из показателей успешности его проведения.

Организация различных видов педагогической деятельности требует, чтобы учитель был творческой личностью, любил детей и свою работу, постоянно работал над собой, развивал технологичность и мастерство. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм, методов организации обучения, без ущерба для здоровья учащихся, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

«Здоровьесберегающие технологии в обучении» Крюкова Ю.Е. учитель ОИВТ, ГБОУ СОШ 476.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества...

"Здоровьесберегающие технологии в обучении математике"

Учитель рассмотрел сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе и гигиенические критерии рациональной организации урока. Было показано, как можно применять здоров...

Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, ...

Здоровьесберегающие технологии при обучении английскому языку.

  Задача состоит в том ,чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обуче...

презентация урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»

Презентация-конспект урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей"...