Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей
материал по теме

Беличева Мария Викторовна

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_obuchenii_matematiki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»

г. Старый Оскол Белгородской области

Доклад

«Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей»

Подготовила:

 учитель математики Беличева М.В.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах.

В документах ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) здоровье определяется как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, т.к. природа человека биологична, а сущность - социальна.

У детей с нарушением интеллекта более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции. Л.С. Выгодский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, сохраненное, что есть у детей с нарушением интеллекта и опираться на эти здоровые стороны аномального ребенка в целях осуществления коррекционно-педагогической работы.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании.

Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии, решает проблему перегрузки и переутомления, обучающихся на уроках. У них развивается внимание, память творческое воображение, мышление.

Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление недостатков психофизического развития. Виды коррекции: учебная, трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая. Осуществляется коррекция восприятия. Дети знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту. При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Каждое занятие и мероприятие должны обеспечить не только учебный процесс, содействовать развитию, но и сберегать здоровье, заложенное природой. Принцип коррекционной направленности освещенный в работах Т.А. Власовой, М.С. Повзнер, Н.Г. Морозовой, предполагает коррекцию познавательной деятельности, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Для сбережения здоровья проводиться профилактическая работа:

  1. двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающие технологий обучения и воспитания,
  2. эмоциональные разрядки и минутки покоя,
  3. гимнастика оздоровительная,
  4. проведение физкульт минуток,
  5. специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз,
  6. профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.

Педагогу в проведении и организации урока необходимо учитывать:

  1. Обстановку и гигиенические условия в классе: температуру, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.
  2. Смена видов деятельности. Норма 4-7 видов за урок.  Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
  3. Смена видов преподавания. Норма не менее трех.
  4. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Это такие как метод свободного выбора (свободная беседа), активные методы (обсуждение в группах, дискуссия),
  5. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
  6. Позы обучающихся, чередование поз, учитель должен следить за правильностью осанки обучающихся, в течении всего урока.
  7. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание продолжительность. Норма – на 15-20 минуте урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3 повторениями каждого  упражнения
  8. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
  9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
  10. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может,  выделить какой-нибудь кусочек или аспект работы, похвалить за старание в  определённый период времени.
  11. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т. д.
  12. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченное школьниками на учебную работу.
  13. Должно быть спокойное завершение  урока: учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, учитель должен прокомментировать задание на дом, подвести итог урока.

Обучающиеся  быстро утомляются, устают, внимание их рассеивается, поэтому надо чередовать активный и пассивный виды деятельности, одновременно преследуя две цели: успокоить нервную систему и развивать память. Можно предложить быстро поморгать 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула. Позу покоя можно провести с использованием стихотворения, так как стихи способствуют развитию памяти.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - 
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение,
И становится понятно - 
Расслабление приятно!

Для того, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье необходимы двигательные минутки, которые позволяют телу передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу. Вопрос о времени проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторами каждого. Важно помнить, что за 5-10 минут до конца занятия у детей наступает спад активности, который можно предотвратить вовремя проведенной физкультминуткой. Физкультминутки являются частью системы использования здоровьесберегающих технологий. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.

Физминутку можно заменить специальной зарядкой для глаз: вращения для усиления кровотока в глазу, самомассаж (зажмуривание, моргание), Отдых глаз (закрыть и представить что-либо приятное), прикрыть глаза руками и представить черные предметы, смотреть на зеленое. Посмотреть в окно одну минуту. Можно провести самомассаж ушей со словами: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".

Не обходимо обращать внимание на особенности физического развития. Развитие мускулатуры влияет на умение держать карандаш, ручку. Чтобы дети могли достигнуть тонкой моторной координации, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Руки и пальцы у детей быстро устают, поэтому надо делать пальчиковую гимнастику. Можно делать массаж пальцев, легонько разминая каждый сустав.

Физкультминутки, применяемые на уроках.

 Физкультминутка №1 для снятия утомления с туловища

  Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

  Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка №2 для снятия утомления с плечевого пояса и рук

     Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний

    Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.

    Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 Физкультминутка №3 (поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно повторить, например, признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д.): Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133,  279, 927, 301, 146…

 

Физкультминутка №4 Гимнастика для глаз

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

Физкультминутка №5  Упражнение по профилактике нарушения зрения

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) по периметру класса расположены плакаты с  начерченными  произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза: частое моргание в течение 15 секунд. Повторить 7 раз с интервалом в 30 секунд.
  2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, затем – вправо, влево. Повторить 7 раз с интервалом в 1-2 минуты.
  3. Не поворачивая головы, вращать глазами по кругу: вниз, вправо, затем – вверх, влево и в обратную сторону. Так 7 раз с интервалом в 1-2 минуты.
  4. Посмотрели в верхний угол комнаты, не поворачивая головы, и перевели взгляд на пол в противоположный угол. Повторить 7 раз. Зажмуривайтесь 7 раз и часто поморгайте 30 секунд.
  5. Руки сложили в кулачки, а большие пальцы их наружной стороны положили на веки закрытых глаз с упором пальцев в переносицу справа и слева от нее. При закрытых глазах проводить этими пальцами осторожные массирующие движения в 4-х положениях глаз, устремленных вниз, вверх, вправо, затем – влево.
  6. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Производить следует круговые движения стопой от 7 до 10 раз.

В заключение хотелось бы отметить, что выше приведенные приёмы помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние. Традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимые знания, не мене важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья включает в себя технологии нейропсихологической коррекции, общие рекомендации и упажнения....

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся шко...

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся начальных классов.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ зд...