Доклад на тему: "Сказкотерапия"
статья по теме

Сас Татьяна Геннадьевна

Сказкотерапия является самым древним психологический и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям дошкольного возраста. Однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Сказкотерапия предлагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, извлечения невротических расстройств и соматических заболеваний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_skazkoterapiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное   (коррекционное) образовательное   учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат  №7 VIII вида»

 г. Воркуты

ДОКЛАД

Тема: «Сказкотерапия»

Автор-составитель: Сас Т.Г., воспитатель, I категория,

                                                     пед.стаж 13 лет, 11.12.1974 г.

2013 год

Сказкотерапия является самым древним психологический и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям дошкольного возраста. Однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Сказкотерапия предлагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии – методе, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах, историях и мифах, люди тянуться интуитивно.

Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так , и у взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, извлечения невротических расстройств и соматических заболеваний.

Конкретные рекомендации

Подготовка к занятиям

  1. Прежде, чем приступить к проведению полноценных  занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
    Для этого предлагаются три техники расслабления:
  • расслабление по контрасту с напряжением;
  • расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
  • расслабление-медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). При обучении детей расслаблению педагог обязательно проверяет степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных следует чаще, чем других, нежно и ласково поглаживать , помогая им расслабиться.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамические упражнения, игры, танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.

Расслабление-медитация. Медитация – это состояние наиболее полной и глубокой погруженности в какой-либо процесс, которым может быть концентрация внимания на зрительных и слуховых объектах, либо на состоянии своего тела. Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние. Если медитация предполагает перевоплощение в сказочных героев, то детям нужно как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.

Основные правила проведения занятий

  1. Места  для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим ковер больших размеров, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления.
  2. В процессе расслаблении (лежа, сидя, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движении отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную атмосферу.
  3. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это – момент волшебства, таинства. Для того чтобы перенестись в необычное пространство нужна «волшебная сила».
  4. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и  создает определенную атмосферу.
  5. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
  6. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми: их слова, движения, импровизация являются успешными и удачными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными и  поверили в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Методическая разработка на тему "Сказкотерапия".

Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить вн...