Методическая разработка на тему "Сказкотерапия".
методическая разработка
Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дите боится сказать своим родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дите боится сказать своим родителям.
В основе данного метода лежит использование сказки, сюжет которой будет своеобразным «отражением» текущей детской проблемы, а финал истории послужит некой подсказкой о том, как поступить в конкретной ситуации. Не стоит упускать из внимания следующий факт: чтобы процесс прошел легко и максимально комфортно для ребенка, главный герой произведения должен вызывать симпатию и находить отклик в его душе, а сложившаяся ситуация у персонажа быть схожей с той, что у адресата сказки.
В чем секрет успеха «чудодейственной» сказкотерапии? Он очень прост и состоит всего из нескольких пунктов:
вся информация преподносится без нравоучений, что помогает детям открыто воспринимать информацию;
сюжет является метафорой актуальной детской проблемы;
в любой сказке есть жизненный урок, который помогает ребенку сделать собственные выводы и получить безопасный опыт;
у большинства сказок счастливый финал, в котором свет побеждает тьму. Это положительно влияет на развитие добрых качеств малыша;
Волшебство в сказке заставляет верить маленького человека в лучшее и позволяет побыть наедине со своим внутренним миром и фантазиями.
Одним из важных преимуществ сказкотерапии является то, что данным методом могут пользоваться не только профессиональные детские психологи, но и родители. Родителям стоит помнить, что если в процессе обнаружились какие-то серьезные внутренние конфликты, то следует обратиться к сертифицированному специалисту.
Какие проблемы возникают при работе со сказками?
К сожалению, в современном мире бывает, что сказка сталкивается с рядом проблем, когда оказывается «не в тех руках»:
Произведения бывают очень разными, но в настоящее время появилось много сказок с негативным сюжетом, сценами жестокости и насилия, которые отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, поэтому прежде чем остановить свой выбор на какой-либо сказке, взрослый должен внимательно изучить ее, иначе есть риск получить обратный результат от сказкотерапии;
Сказка подается малышам и школьникам достаточно однообразно, поэтому дети быстро теряют интерес к ней. Взрослым следует применять способы альтернативные чтению сказок, них мы поговорим немного позже;
Сказки используют узконаправленно, в качестве свободного времяпрепровождения ребенка, а ведь спектр действия сказки очень широк: развитие воображения, внимания, памяти, речи и т.д.
Сегодня детки чаще проводят свое время за экраном телевизора, делая выбор в пользу мультфильмов, которые не могут дать такой мощный толчок в развитии в отличие от сказок.
Чтобы свести эти проблемы на минимум, детские психологи все время стараются вводить новые методы работы со сказкой, используя сказкотерапию, чтобы максимально заинтересовать ребенка. Однако не стоит пренебрегать несколькими правилами:
В процессе сказкотерапии не нужно спорить и переубеждать детей, если они в чем-то с вами не согласны;
Ни в коем случае не давите на ребенка, даже если что-то идет не так, как вам хотелось бы;
Если чадо не желает принимать участие в процессе, то насильно заставлять это делать нельзя, потому как он просто может замкнуться в себе.
Помните, что сказкатерапия – это свободный творческий процесс, который должен приносить ребенку радость и удовольствие.
Как выбрать сказку
Как же правильно выбрать сказку?
Для сказкотерапии подойдет абсолютно любая сказка, которая будет отвечать сложившейся ситуации. Это могут быть как народные, так и авторские произведения. Однако, очень важно, чтобы мама и папа обсуждали со своим чадом:
действия главного героя;
выводы и результаты, которые последовали после определённого выбора персонажа;
какова главная мысль истории;
правильно или неправильно поступила центральная фигура.
Как подобрать сказку, сюжет которой будет соответствовать ситуации, вызывающей переживания у ребенка? Здесь главное правильно определить текущую проблему, например:
Cуществуют сложности в общении с ровесниками, тогда лучше выбирать историю о дружбе, в которой главный герой будет веселым и коммуникабельным (Винни Пух, Карлсон, Незнайка, Пеппи длинный чулок, Теремок, Волшебное кольцо и т.д.);
Картинка к аудиосазке Винни-Пух и все-все-все
Картинка к аудиосказке Карлсон опять прилетел
Картинка к аудиосказке Незнайка путешественник
Непослушное и капризное поведение – положительное воздействие окажут сказки, в которых центральный персонаж обладает скверным характером и получает негативный опыт или наоборот, демонстрирует хорошее поведение (Царевна Несмеяна, Король Дроздобород, Фантазеры, Морозко);
Картинка к аудиосказке Фантазеры
Картинка к аудиосказке Морозко
Если малыш не желает делиться какими-то благами, то отличным вариантом будет произведение о щедрости и жадности (Яблоко Сутеева, Сказка о рыбаке и рыбке, Печенье);
Картинка к аудиосказке Печенье
Картинка к сказке Яблоко Сутеева
Картинка к аудиосказке о рыбаке и рыбке
При этапе взросления, когда дите собирается идти в детский сад или школу, лучше будет остановить свой выбор на сказках с путешествиями (Дюймовочка, Русалочка, Алиса в стране Чудес, Маша и медведь);
Картинка к аудиосказке Дюймовочка
Картинка к аудиосказке Русалочка
Картинка к аудиосказке Маша и медведь
В борьбе со страхами помогут сказки, в которых персонажи справляются со своими сложностями благодаря храбрости (Чиполлино, Аленький цветочек, Щелкунчик, Бременские музыканты)
В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.
В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.
Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.
Для работы с пациентами чаще всего используются тексты новых сказок, специально разработанных для устранения той или иной проблемы, ориентированных на определённый возраст. Они обычно патентуются в многочисленных авторских школах. Однако некоторые специалисты используют и общеизвестные истории «Репки», «Теремка», «Курочки Рябы», хотя данный подход активно критикуется и не всегда находит поддержку.
Цели
В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.
В психологии:
искоренение страхов;
воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
активация защитных механизмов психики;
помощь в выборе правильного решения;
программирование жизненного плана человека на будущее;
борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.
В педагогике:
как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
коррекция характера;
улучшение внутреннего состояния;
внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
выстраивание «морально правильного» поведения;
развитие творческих способностей;
повышение заниженной самооценки;
формирование веры в позитивное разрешение проблем.
Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:
звуковую и смысловую речь;
фонематическое восприятие;
артикуляцию;
дифференциацию звуков, введение их в речь;
слоговую структуру слов;
структуру предложений;
умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).
При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:
досочинять предложенную сказку;
придумать и рассказать свою от начала до конца;
повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
изображать звуки природы.
В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.
Методы
Для реализации этих принципов используются следующие методы.
Рассказ
Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.
Иллюстрация
Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых. После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.
Сказкотерапевтическая диагностика
Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.
Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).
Функции сказкотерапии
налаживание контакта с ребенком
Сказкотерапия – это инструмент воздействия на ребенка, использовать который могут даже родители. Его использование может помочь избавиться от детских фобий, разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», помочь преодолеть трудности в жизни.
Виды сказок
Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.
Художественные
художественный вид сказок
Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.
Психокоррекционные
Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.
Психотерапевтические
психотерапевтический вид сказок
Медитативные
Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.
Дидактические
Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.
Основные функции сказок:
передача ребёнку определённых знаний, умений, и навыков (для этого существуют так называемые дидактические сказки. В конце такой сказки помещается нетрудное задание для проверки и повторения полученной информации);
влияние на становление и развитие личности, формирование и укрепление её качеств;
коррекция имеющейся психологической проблемы (задача сказкотерапевта показать сначала неэффективный путь выхода из сложной ситуации, а затем уже указать на существующие альтернативные способы. После прочтения сказки очень важную роль играет обсуждение услышанного, необходимо, чтобы первым высказался клиент);
воздействие на психику человека, оказание поддержки в сложной психологической ситуации, укрепление веры в себя (для этих целей применяются былины, притчи или сказания, исполненные мудростью поколений в вопросах взаимоотношений между людьми и человека с миром);
снятие напряжения (достигается при помощи медитативных сказок. Специалисту необходимо увлечь слушателя, полностью расслабить его и повести за собой в сказочный мир, буквально погрузив его в свою историю. Такие сказки воздействуют непосредственно на бессознательное).
Методы сказкотерапии
Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.
Коррекция сказкотерапией
После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, сказкотерапевт может сам написать подходящую для конкретного ребёнка сказку или предложить малышу сочинить её вместе. Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму. В начале происходит знакомство с главным героем (для маленьких детей лучше использовать образы животных, а детям с пяти лет можно рассказывать про волшебников и принцесс. В зависимости от возраста ребёнка сюжет сказки усложняется). Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы малыша. Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути. Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Ребёнку интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него сказкотерапевт. Кроме того, сочиняя сказку вместе с ребёнком, специалист может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и вместе с малышом выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.
На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
Сказкотерапия подходит не только для индивидуальной работы, но и для групповой. Занятия с несколькими детьми возможны, например, в детском саду или в школе. Также психолог может проводить групповые сеансы сказкотерапии с детьми из одной семьи, переживающими какое-то общее потрясение (утрата близкого, развод родителей, переезд на новое место жительства).
Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии
Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.
Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).
Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...