Опыт работы
статья по теме

Светлана Валерьевна Ибрагимова

В данной работе описано использование практических работ на уроках учебной практики (производственного обучения) при подготовле специалистов по профессии "Оператор электронно-вычислительных машин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  практических работ  на уроках производственного обучения при подготовке специалистов по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин»

Использование  практических работ  на уроках производственного обучения при подготовке специалистов по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин».

Тема моего выступления: «Использование  практических работ на уроках производственного обучения при подготовке специалистов по профессии «Оператор электронно-вычислительных  машин»

Профессиональная компетентность  мастера производственного обучения заключается  не только в совершенном владении своим предметом, но и в  умении четко, лаконично и  доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути  общения с учащимися и организации их деятельности. Таким образом, достижение намеченных целей в обучении определяется не только правильностью решения вопроса «чему учить», но и «как учить».

Под методом обучения  принято понимать способ работы   мастера производственного обучения  с учащимися,  позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы,  овладевать  знаниями,   умениями и  навыками, а также использовать их на практике.

Особое место в производственном обучении,  принадлежит   практическим методам, которые основаны на практической деятельности учащихся. К практическим методам относятся:

  • Упражнения;
  • Лабораторные работы;
  • Практические работы.

Так в чем же  заключается сущность практических работ,  как метода обучения?

Практическая работа -  это такой метод обучения, при котором обучающиеся  под руководством мастера производственного обучения и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания и в процессе работы воспринимают их и  осмысливают новый учебный материал.  Использование практических работ на уроках производственного обучения  направленно на более успешное достижение поставленных целей и задач  и имеет следующие преимущества:

  • Более эффективно используется  рабочее время;
  • Повышается интерес к выбранной профессии;
  • Развивается самостоятельность в обучении;
  • Используется  коллективная и групповая работа;
  • Эффективно используется наглядность  производственного процесса;

Применение практических работ на уроках производственного обучения позволяют сделать каждый урок ярким, насыщенным. Существуют несколько способов подачи учебного материала.

  • Использование практических работ на печатной основе дает необходимость не тратить время на запись домашних и классных заданий.  В  них  текстовая информация изложена в минимальном объеме,    присутствуют  иллюстрации,   которые помогают учащимся легче воспринимать учебный материал. С каждым заданием учащийся учится работать  самостоятельно, что  способствует более качественному усвоению изучаемого материала и   закреплению  теоретических знаний по  разным темам.

В практических работах используются разнообразные по форме задания:

  • Открытые тесты. Использование  открытых тестов позволяет ученику лучше,  быстрее  и более осмысленно запомнить изучаемые термины,     а также  запомнить определения и понятия. Мастер в данном случае выясняет  степень усвоения теоретического материала и применение полученных знаний на практике.
  • Следующей формой задания являются тесты с выбором ответа. Эти тесты применяются для контроля полученных знаний. Необходимо учитывать, что некоторые учащиеся пытаются просто угадать правильный ответ. Для определения более точной оценки знаний можно предложить учащимся прокомментировать 2-3 ответа.
  • Практический практикум - это работы,   которые поддерживают практические части всего курса обучения. Каждому ученику на уроке производственного обучения,  согласно изучаемой теме, выдаются работы, которые классифицируются на:

- Практические работы обучающего характера;

- Практические работы тренировочного характера;

- Практические работы творческого характера.

Выполняя практические работы обучающего характера, ребята знакомятся с новыми возможностями изучаемого материала, действуют по алгоритму, подробно описывающему порядок выполнения задания.  Эти работы поддерживают  также и весь необходимый теоретический материал. Выполнение работ обучающего характера является обязательным  для всех обучающихся, т. к.   ребята приобретают основные умения и навыки при получении  профессии «Оператор электронно-вычислительных машин».

Практические работы тренировочного характера - содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если предлагаемая задача  аналогична уже разработанной, то подсказка отсутствует. В тренировочных работах для слабых учеников обязательны только те задания, которые содержат алгоритм для выполнения.

Остальные задания данной группы он может не выполнять вообще, но обязанность мастера  производственного обучения – постараться заинтересовать ученика, стимулируя его деятельность.

  • Выполняя практические работы творческого характера, ученики основываются на умениях и навыках, полученных на предыдущих занятиях для решения новых нестандартных задач, а также вынуждены самостоятельно освоить новую функцию или возможность изучаемого приложения. Выполнение работ творческого характера  обязательно для сильных учеников, претендующих на отличную оценку. Эти задания не содержат алгоритма выполнения или подсказки. Более того, для успешного решения поставленной задачи ученику может потребоваться дополнительная литература, умение анализировать  и систематизировать данные. Некоторые учащиеся проявляют завидное упорство в стремлении добиться положительного результата.

Одним из способов выполнения практических работ, являются электронные  тетради, которые располагаются в виде компьютерного файла и применяются в основном при изучении табличного редактора Excel и базы данных Access. Использование  электронных тетрадей имеет несколько положительных аспектов:

  • Рационально используется рабочее время.  Это дает возможность  увеличить количество и разнообразие заданий.
  • Обучающийся учится воспринимать информацию с экрана.
  • Закрепляются практические навыки использования компьютерных технологий.
  • Выполненная работа служит документальным подтверждением достижений учащегося.

Каждое задание  электронной тетради направленно на изучение и закрепление конкретных навыков, не затрачивая времени на вспомогательную работу.  У учащихся при работе с электронными тетрадями развиваются элементы самооценки и самоконтроля.

На мой взгляд, именно использование  практических работ    эффективно влияет на формирование, развитие и  качество получаемых знаний,  профессиональных умений и навыков.  Это и определило направление  моей работы, целью которой  является создание  необходимых условий  для  использования практических работ на уроках производственного обучения,  при  которых учащийся мог бы раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности,  выработать  в себе профессиональные качества, чувство ответственности.                                                          

Нами был проведен блиц опрос на вопрос: «В чем преимущество использования практических работ?», учащиеся ответили: (видеосъемка)

Таким образом, практические работы помогают стандартизировать обучение учащихся с помощью алгоритмов, позволяют экономить время обучения, повышают заинтересованность учащихся в результатах работы и в конечном итоге повышают уровень их знаний.

При использовании  практических работ на уроках производственного обучения  прослеживается динамика роста КЗ. Результаты нас радуют, что позволяет нам работать  в этом направлении и в дальнейшем.

Ведь своим жизненным кредо и девизом профессиональной деятельности считаю выражение «Двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...