Календарно-тематическое планирование краеведения Сахалинской области 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Елисеева Вера Ивановна

КТП содержит все 5 модулей интегративного курса краеведения Сахалинской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.p._kraeved._5_kl.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС

Типы уроков:

  • комбинированный урок – КУ
  • урок усвоения нового материала - УУНМ
  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
  • Урок повторения изученного материала – УПИМ
  • Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (7 час.)

Тема

Тип урока

Основное содержание

Программа развития

Вид контроля

Оборудование

Д. З.

Дата проведения

План

Факт

1

Здесь начинается утро Родины

УУНМ

Цели и задачи курса. Понятие регион. Карта региона. Лента времени. Источники знаний о древней истории

Формирование положительной мотивации к предмету.

Работа с картой: знание местоположения Сахалинской области, АТР, родного села.

Работа с лентой времен представление о н.э. и до н.э.с.)

 

Устный опрос, контурная карта

Шаблон «о. Сахалин», ЦОР

Шаблон «о. Сахалин», написать свой адрес

2

Человек заселяет Северную Азию

УУНМ

Уровень Мирового океана и формирование современных островов. Сухопутные мосты. Продвижение человека на Север. Каменный век в регионе.

Формирование знаний:

- о причинах изменения карты региона;

-о путях продвижения человека в регионе;

- Работа в тетради/ контурной карте:

-карта-схема региона в древности;

- пути движения древних людей в регионе.

Устный опрос, карта «живой мел»

Рисунок «Древнейшие обитатели планеты», ЦОР

Рисунок «Древнейшие обитатели планеты»

3

Народ, племя, семья

КУ

Древние народы: тончи, айны, нивхи. Организация древнего общества. Древнейшие стоянки.

Формирование знаний:

- о древнейших народах региона;

- об организации первобытного общества;

- о причинах расслоения общества.

Дать представление о:

- расположении древнейших стоянок на островах;

- нормах общественной организации древнейших обществ.

Работа в тетради:

- схема «народ – племя семья».

Работа на к/к:

- нанесение мест древнейших стоянок

Устный опрос, проверка рабочих тетрадей

ЦОР

Рассказ о жизни древнего народа

4

Орудия труда и занятия людей

Урок-практикум с элементами творческой деятельности

Орудия труда из камня, кости, обсидиана и дерева. Разделение труда. Земледелие и охота. Изготовление керамики.

Формирование знаний:

- об орудиях труда;

- о причинах и сущности разделения труда.

Дать представление об искусстве изготовления керамики.

Работа в тетради: реконструкция каменных орудий труда.

Устный опрос, оценкареконструкции

Шаблоном »Керамический сосуд» нанесение узора, пластилин.

Работа с шаблоном »Керамический сосуд» нанесение узора

5

Жизнь у берега моря

КУ

Земледельцы, рыболовы, охотники и морские зверобои. Орудия промысла. Транспортные средства. Жилища.

Формирование новых знаний:

- об особенностях быта древних племён;

- о трудовой деятельности древних людей.

Дать представление:

- об орудиях промысла;

- транспортных средствах;

- о древних жилищах

Устный опрос

ЦОР

Рисунки «Морской зверобой, охотник

6

Переход от каменного века к веку металла

УУНМ

Способы обработки металла. Изделия из металла у народов Дальнего Востока. Значение металла для человека

Формировать знания:

- о роли металла в жизни первобытного человека.

Дать представление о технологии изготовления металлических предметов

Устный опрос

ЦОР

Рисунок орудий труда или оружия из металла

7

Обычаи и обряды древнейшего населения

Урок с элементами творческой деятельности

Религиозные верования. Обычаи и обряды. Особенности захоронений у народов Сахалина и Курил.

Формировать знания об основных достижениях людей в эпоху каменного века.

Дать представление о формах религиозного сознания

Экспресс опрос по пройденному материалу

Оценка сочинения

ЦОР

Рассказ «Путешествие в страну Охотию»

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (7 ЧАС.)

Тема урока

Тип урока

Оборудование

Основные понятия

Вид контроля

Практические работы

Д.З.

Дата проведения

План

Факт

1

Малая Родина – удивительные острова в океане

УУНМ

Карта Сахалинской области, фото

Малая Родина

Устный опрос, мини сочинение

Мини-сочинение.

Ведение дневника краеведа

Мини-сочинение

2

Место Сахалинской области на карте России

КУ

Карты, глобус, атласы, конверты

Страна, регион, село, район, адрес

Устный опрос, контурная карта

На контурную карту нанести географические объекты - острова

Узнать происхождение названия города

3

Откуда пришли к нам географические названия

УУНМ

Физическая карта Сахалинской области, контурные карты, топонимический словарь Сахалинской области

Топонимика

Устный опрос, работа с тетрадью

Работа с контурной картой Сахалинской области и топонимическим словарём

Записи в дневнике краеведа

4

Подготовительный урок к выходу на экскурсию на природу

КУ

Блокноты, ручки, карандаши, инструкции, задания

Названия географических объектов

Устный опрос

Карточки-задания. План отчёта по экскурсии.

Индивидуальные задания

5

Экскурсия на берег залива Терпения

Экскурсия

Блокноты, ручки, карандаши, инструкции, задания

Названия географических объектов

Оценка отчёта

Карточки-задания. План отчёта по экскурсии

Написать отчёт

6, 7

Итоговый урок «Что тебе сказать про Сахалин»

Обобщающий

Карты, видеофильм, дневники, рабочие тетради

Названия географических объектов

Устные ответы

Работа с картами, атласами

Дневник краеведа

 БИОЛОГИЯ (6 ЧАС.)

Тема урока

Тип урока

Цель, задачи

Вид контроля

Понятия

Оборудование

Д.З.

Дата проведения

План

Факт

1

Уникальность природы Сахалинской области

УУНМ

Познакомить с целями и задачами курса, сформировать представление об уникальности Сахалина и Курильских островов.

- Активизировать знания учащихся о природе родного края и её уникальности.

- Объяснить необходимости бережного отношения к природе Сахалина и Курильских островов.

- Углубить знания о многообразии форм и приспособленности растений и животных к условиям среды обитания.

Устные ответы

Уникальность.

Эндемик, реликт

ЦОР

Подобрать сведения о ядовитых и лекарственных растениях

2

Многообразие и значение дикорастущих растений

КУ

Познакомить учащихся с многообразием растительного мира Сахалинской области.

- Систематизировать знания об основных группах растений.

- Воспитывать бережное отношение к богатствам родного края.

- Развивать умения учащихся работать с раздаточным материалом

Устные ответы

Растения лекарственные, ядовитые, пищевые, кормовые

ЦОР

Рассказать о растениях, используемых дома

3

Флора морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды

КУ

Познакомить учащихся с флорой морей и океанов Дальнего Востока, имеющих практическое значение в жизни человека.

- Учить распознавать морские водоросли, имеющие практическое значение.

- Воспитывать бережное отношение к богатствам родного края

Устные ответы

Ульва, ламинария, анфельция

ЦОР

Сделать рисунки

4

Фауна морей и океанов Дальнего Востока. Охраняемые виды

КУ

Пр. раб. Определение раковин моллюсков

Познакомить учащихся с фауной морей и океанов Дальнего Востока, имеющих практическое значение в жизни человека.

- Распознавать животных, обитающих в морях Дальнего Востока.

- Воспитывать бережное отношение к богатствам родного края

Устные ответы, оценка  коллекции

Сообщества толщи воды, донное сообщество

ЦОР

Собрать коллекцию моллюсков

5

Заповедные уголки Сахалинской  области

КУ

Ознакомить учащихся с охраняемыми территориями Сахалинской области.

Раскрыть понятия заповедник, заказник, природный парк, памятник природы, ознакомить с краснокнижными животными и растениями Сахалинской области.

- Развивать умения и навыки рационального поведения в природе.

- Воспитывать бережное отношение к богатствам родного края

Устные ответы

Заповедник, заказник, природный парк, памятник природы.

ЦОР, к.к.

Заполнить к/карту

6

Грибы Сахалинской области

УУНМ

Практическая работа «Изучение грибов на муляжах и рисунках»

Расширить знания учащихся о многообразии и практическом применении грибов.

- Познакомить учащихся с наукой микология.

- Развивать практические навыки распознавания ядовитых и съедобных грибов.

Воспитывать бережное отношение к богатствам родного края

Устные ответы, оценка работы в тетради

Грибы

ЦОР, муляжи, раскраска

Раскраска

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (7 ЧАС.)

Тема урока

Тип урока

Произведения, оборудование

Вид контроля

Д.З.

Дата проведения

План

Факт

1

Нивхские сказки в обработке В.Санги

КУ

Тюлень и камбала, Глухарь и дикие лебеди

Устные ответы

Ответы на вопросы, иллюстрации

2

Нивхские сказки в обработке Ч. Таксами

КУ

Отчего камбала плоской стала, тюлень и камбала

Устные ответы

Ответы на вопросы

3

Японские сказки о животных

КУ

Барсук – любитель стихов, две лягушки

Устные ответы

Ответы на вопросы, иллюстрации

4

Японские социально-бытовые сказки

КУ

Чудесный кувшинчик

Устные ответы

Ответы на вопросы, комикс

5

Корейские сказки о животных

КУ

Цветок бальзамина

Устные ответы

Ответы на вопросы

6

Корейские социально-бытовые сказки

КУ

Дружные братья

Устные ответы

Ответы на вопросы

7

«Сказки любимцев богов» Театрализованный урок

КУ

Выражение в фольклоре национальных черт характера, ЦОР

Устные ответы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (7 ЧАС.)

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Вид контроля

Основные понятия

Литература и оборудование

Дата проведения

План

Факт

1

Понятие материальной и духовной культуры.

УУНМ

Расширение представлений о понятии «Культура», рассмотрение эволюции понятия в реальном аспекте.

Устные ответы

Культура, эпос, материальная, духовная.

Образцы материальной культуры, схемы

2

Древняя культура аборигенов Сахалина.

КУ

Сформировать у учащихся представление о древней культуре Сахалина и Курил.

Устные ответы, рисунки

Раковинные кучи, керамика, орнамент.

Репродукции орнамента, ЦОР

3

Древняя культура Японии.

КУ

Проследить формирование древней культуры Японии, выявить основные этапы в развитии, показать художественную ценность гончарных изделий.

Устные ответы, рисунки

Периоды Дзёмон, Яей, Кофун, синтоизм.

Презентация

4

Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи

КУ

Формирование представлений о характерных особенностях культуры древней Кореи

Устные ответы, рисунки

Монохромность

Презентация

5

Мифы, легенды и предания аборигенов Сахалина и Курил

КУ

Сформировать у учащихся представление о мифах, легендах и преданиях  Сахалина и Курил

Устные ответы, рисунки

Текст «Человек ых-Мифа» В.Санги

Тексты

6

Мифы Японии

КУ

Сформировать у учащихся представление о мифах Японии.

Устные ответы, рисунки

Японские мифы

Тексты

7

Мифы Кореи

КУ

Сформировать у учащихся представление о мифах Кореи

Устные ответы, рисунки

Корейские мифы

Тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению Сахалинская область 5 класс

В учебной рабочей программе по краеведению Сахалинской области для 5 класса сформулированы цели, задач интегративного курса по краеведению 5 класс, емеется тематическое планирование...

Рабочая учебная прогграмма краеведение Сахалинской области 6 класс

Рабочая учебная программа краеведение Сахалинской области 6 класс содержит цели, задачи и др. по интегративному курсу краеведение Сахалинской области...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Список Интернет-сайтов по краеведению Сахалинской области и естественным наукам

Перечень информационных, познавательных и образовательных сайтов сети Интернет, составленный в помощь педагогам дополнительного образования. Предназначен для составления и реализации таких программ МБ...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...