Опыт работы воспитателя МДОУ
план-конспект занятия по теме

Голубь Тамара Тимофеевна

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vospitatelya_mdou_62.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя МДОУ №62

«развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания »

Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, дышать.

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелёными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если ничего этого не было и мы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озёра- зеркала, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, обеднением природной среды- не лучший признак нашей сегодняшней жизни.

Человек- часть природы, без взаимодействия с которой, его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы.

Мир природы и мир движения, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка в условиях психологического комфорта. Дошкольное детство - это первый этап образования, где закладываются основы развития ребенка: физического, познавательно- речевого, социально-личностного. А разнообразие и красота природы Хабаровского края, его исторические географические особенности представляют собой богатейший материал по формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

И я задумалась над проблемой, как организовать

педагогический процесс ознакомления дошкольников с

природой ?

Маленькие жители Земли- дети дошкольного возраста. Они

объединяют вокруг себя

многих взрослых (родителей, родственников, соседей,

воспитателей).Экологическая культура может развиваться и

совершенствоваться только в рамках практической

реализации.

Тема моего опыта:» Развитие основ экологической

культуры с учётом природных особенностей края».

Цель: Создание необходимых условий развития личности и

её самосознания начиная с уровня её места во вселенной, на

планете земля, в масштабах человеческого общества,

отечества, Хабаровского края. Помочь развитию личности

ребёнка в духовном самосознании, самовоспитании,

самореализации можно путём создания необходимых

условий, обеспечения возможностей практического

применения содержания регионального компонента в

масштабах Хабаровского края.

Задачи:

1.Развитие начал экологической культуры; правильного

отношения к природе его окружающей, к себе и людям, как

части природы.

2.Расширение представлений о Хабаровском крае его

истории, географии, этнографических особенностях.

Образовательные области:

Экология:

-живая природа

-неживая природа

человек и природа.

Естественно-научные представления:

-история

-география

этнография.

На протяжении нескольких лет я занималась поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволили бы мне сформировать у них начало экологической культуры.. Прежде всего я изучила работы авторов: С.Н Николаевой «Юный эколог» М. Бондаренко «Экологические занятия.» В.А Шишкиной М. Н. Дедулевич . Н.К. Кокоткиной «Методические пособия» и для меня стало ясно, что к одному из главных методов можно отнести игровую деятельность, которая преобладает в жизни малышей. Идея включения игры в процесс обучения хорошо показаны в работах К.Д. Ушинского. Р.И. Жуковской. М.Н. Дедулевич. Работая с детьми разных возрастов я включаю разные виды игр в процесс обучения , формируя у своих детей систему представлений о природе, стремлюсь обогатить содержание и способы самостоятельной игровой деятельности детей. Особо важным достижением считаю , успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания малышей.

  • Игры использовались с целью:
  • активизации познавательных процессов;
  • закрепления полученной познавательной информации;
    -осознание себя частью природы по средством вхождения в
    образ.

-Для самостоятельного изучения природы в группе есть богатый природный уголок, где дети самостоятельно ухаживают за цветами, рыбками, проводят опыты . В старшей группе мы создали « Уголок эколога» где находятся музейные и коллекционные материалы : коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, макеты горного ландшафта, тайги, моря, одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды является экологическая тропа. - Это специально разработанный маршрут в природу, который позволяет дошкольникам наглядно познакомиться с разнообразными процессами, в их естественном окружении. В группе на центральной стене оформлен « Календарь народных примет» он знакомит детей с русскими обрядами, игрищами, праздниками.

Дети часто посещают Мини музей Детского сада где знакомятся с жизнью и бытом народов Приамурья, также наблюдают, работают, проводят опыты в «Экологической комнате» при Детском саде. Где собран богатый материал о птицах и животных Дальнего востока, аквариум с красивыми рыбками, а также большая коллекция бабочек.

Светлые дни детских впечатлений,

Полученные от общения с природой,

Провожают человека далеко в путь

И укрепляют в нем желание творить

добро на земле.

А.И.Герцен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....

Опыт работы Воспитателя МДОУ - 62

Развитие интереса к самостоятельному чтению у детей через сюжетно-ролевую игру, с применением методики Н. А. Зайцева. «Обучение чтению детей раннего возраста....

Принципы работы воспитателя группы выходного дня: опыт системного анализа.

Теореттическая работа, посвященная системному анализу моей деятельности в качестве воспитателя группы выходного дня....

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"

В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...

Опыт по воспитательной работе воспитателя

      Опыт по воспитательной работе воспитателя...