Рабочая программа по информатике и ИКТ
рабочая программа по теме
программа по информатике и ИКТ для специальностей среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_dlya_spo.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01. (ОДП.01) Информатика и ИКТ
для реализации программы среднего (полного) общего
образования по специальности СПО
230115 «Программирование в компьютерных системах»
( технический профиль)
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ_
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах» (технический профиль)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров по специальностям СПО (профессиям НПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к общеобразовательному циклу основных профессиональных образовательных программ СПО (НПО) технического профиля
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся развивает общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов; самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика и ИКТ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 143 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 95 |
в том числе: | |
практические занятия | 63 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
в том числе: | |
домашняя работа | |
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера | |
Форма итоговой аттестации | экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Номера занятий | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1. | ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | 8 | |||
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 1 | 1 | репродуктивный | |
2 | Установка программного обеспечения. Работа с программным обеспечением. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||||
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. | 1 | 3 | продуктивный | ||
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 1 | 4 | |||
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Стоимостные характеристики информационной деятельности. | 1 | 5 | репродуктивный | |
2 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 | 6 | ||
Практические занятия: | 2 | ||||
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. | 1 | 7 | продуктивный | ||
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | 1 | 8 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Номера занятий | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 2. | ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | ||||
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | Содержание учебного материала | 5 | |||
1 | Информационные объекты различных видов. | 1 | 9 | репродуктивный | |
2 | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | 1 | 10 | ||
3 | Представление информации в двоичной системе счисления. | 3 | 11-13 | ||
Практические занятия | 7 | ||||
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | 2 | 14,15 | продуктивный | ||
Представление информации в различных системах счисления. | 5 | 16-20 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | ||||
«Перевод чисел из 10-ой системы счисления в 2, 8, 16-ую систему счисления» | 10 | продуктивный | |||
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. | 2 | 21,22 | репродуктивный | |
2 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | 2 | 23,24 | ||
3 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 1 | 25 | ||
4 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 1 | 26 | ||
Практические занятия: | 10 | ||||
Построение алгоритмов и их реализация на компьютере. | 2 | 27,28 | продуктивный | ||
Разработка несложного алгоритма решения задачи. Программная реализация | 2 | 29,30 | |||
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 2 | 31,32 | |||
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 2 | 33,34 | |||
Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 2 | 35,36 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 11 | продуктивный | |||
Решение задач на построение алгоритмов | 3 | ||||
Решение задач на построение несложных алгоритмов | 4 | ||||
Работа с книгой, решение проблемных ситуаций | 2 | ||||
Поиск информации в Интернет по теме реферата | 2 | ||||
Раздел 3. | СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ | 22 | |||
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. | 1 | 37 | репродуктивный | |
2 | Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 | 38 | ||
3 | Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). | 1 | 39 | ||
Практические занятия | 8 | ||||
Операционные системы и графический интерфейс пользователя | 4 | 40-43 | продуктивный | ||
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 4 | 44-47 | |||
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 1 | 48 | репродуктивный | |
Практические занятия: | 6 | ||||
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. | 4 | 49-52 | продуктивный | ||
Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. | 2 | 53,54 | |||
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Защита информации, антивирусная защита. | 2 | 55,56 | репродуктивный | |
Практические занятия: | 2 | ||||
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 2 | 57,58 | продуктивный | ||
Раздел 4. | ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ | 28 | |||
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 | 59,60 | репродуктивный | |
2 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 2 | 61,62 | ||
3 | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 | 63 | ||
4 | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. | 1 | 64 | ||
Практические занятия | 12 | ||||
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов | 3 | 65-67 | продуктивный | ||
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 68,69 | |||
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 3 | 70-72 | |||
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 73,74 | |||
Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. | 2 | 75,76 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 11 | ||||
Форматирование и редактирование текста. Создание таблиц и работа с ними. | 4 | продуктивный | |||
Построение БД «Программист» | 4 | ||||
Разработка презентации по специальности | 3 | ||||
Раздел 5. | ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | 18 | |||
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | Содержание учебного материала | 5 | |||
1 | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 2 | 77-78 | репродуктивный | |
2 | Методы создания и сопровождения сайта. | 2 | 79,80 | ||
3 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. | 1 | 81 | ||
Практические занятия: | 13 | ||||
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. | 4 | 82-85 | продуктивный | ||
Средства создания и сопровождения сайта | 6 | 86-91 | |||
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. | 4 | 92-95 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика и ИКТ»
3.1. Минимальное материально-техническое обеспечение реализация программы дисциплины:
- наличия учебного кабинета, оборудованного ТСО;
Оборудование учебного кабинета:
- технические средства обучения: проектор, экран, компьютеры с лицензионным
программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
3.2.1. Основные источники:
- Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 7 класс./В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
- Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 8 класс./В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
- Симонович С., Алексеев А. Практическая информатика . Учебное пособие для средней школы. АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Дополнительные источники:
- Дополнительная учебная литература:
- Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
- Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
- Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
- Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
- Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
- Компьютерное программное обеспечение:
- CD: «Изучаем Excel 2003». ООО «Кирилл и Мефодий».
- CD: «Изучаем Word 2003». ООО «Кирилл и Мефодий».
- CD: «Мир информатики».
- CD: «Информатика» 7-11 класс.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm Учебные пособия к уроку информатики.
- http://pmi.ulstu.ru/new_project/index.htm Электронный учебник по информатике.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uchp/p2.htm Учебное пособие по информатике.
- http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm Подготовка к ЕГЭ по информатике.
- Литература для преподавателя:
- Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 7 класс./В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
- Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – 2-е изд., стер., - М, 2004.
- Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс.- М.:БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2004.
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...