Статья «Проблемы становления профессиональной компетентности молодых специалистов»
материал по теме
В статье изложены некоторые наиболее актуальные проблемы, которые встречаются на профессиональном педагогическом пути молодых специалистов. Это работа с документацией, подготовка к экзаменам в новой форме, отсутствие собственной системы преподавания и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_problemakh_molodykh_pedagogov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А.Новичкова,
учитель русского языка
и литературы
МОУ "Введенская СОШ".
«Проблемы становления профессиональной
компетентности молодых специалистов»
Несомненно, современной школе необходимы молодые учителя, способные адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Настоящее становление учителя как профессионала проходит именно в школе, а не в университете: только в классе, среди учеников начинающий педагог поймет, призван ли он быть учителем, и хочет ли быть им. Даже при довольно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация педагога, начинающего свою карьеру в школе, может протекать сложно и длительно. Знаний, полученных в вузе, обычно достаточно, но начинающим педагогам, несомненно, не хватает педагогического опыта, что порождает ряд проблем на пути профессионального становления вчерашних дипломников. Одна из них – некомпетентность в некоторых вопросах, например, в ведении школьной документации. Вузы не всегда готовят своих выпускников к грамотному заполнению журналов, заявок на конкурсы, отчетам и т.д. А в связи с развитием современного образования объем документации в школах увеличивается с каждым годом. Здесь на помощь молодому специалисту должна прийти грамотная администрация школы, чтобы адаптационный период новоявленного педагога прошел легче. Ведение документации является сопутствующей работой учителя-предметника, приоритетным направлением его деятельности остается, разумеется, подготовка к урокам и их проведение. Очень важно на пути профессионального становления начинающего учителя не дать ему «закопаться» в бумагах, вовремя взять под опеку, оставив ему физические и эмоциональные силы для успешного продолжения работы с детьми.
Еще одна проблема, с которой все чаще сталкиваются вчерашние выпускники педагогических вузов, - отсутствие необходимых знаний для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Опытные коллеги уходят на заслуженный отдых, и перед молодым учителем возникает задача подготовить учащихся к экзаменам в новой форме. Ему необходимо изучить дополнительную литературу, документацию, связанную с ГИА и ЕГЭ, познакомиться с порядком проведения экзамена, правилами заполнения бланков, критериями оценивания работ, специфичных для отдельного предмета. Осваивать новую информацию и доносить ее до учащихся молодому специалисту приходится самостоятельно. Всё это, в условиях больших нагрузок, становится подчас непосильным молодому учителю.
К наиболее сложным проблемам молодого педагога можно отнести также трудность мотивации школьников. Не всегда у начинающего учителя получается воспитать у них положительное отношение к обучению, сформировать познавательный интерес и организовать познавательную деятельность. Возникает данная проблема также из-за отсутствия необходимого педагогического опыта, разрыва между знаниями, полученными в вузе, и умениями применять методы и технологии на практике, отсутствия собственной системы преподавания. Часто на помощь приходят более опытные коллеги, приглашающие на свои уроки, наглядно демонстрируя молодому учителю собственные отработанные приемы, применение инновационных технологий, раскрывая маленькие, но важные педагогические секреты. И всё же только несколько лет упорного труда сформируют из молодого специалиста зрелую педагогическую личность с собственной системой преподавания.
Недостаточные знания в области психологии, конфликтологии, основ семейного воспитания и просто-напросто жизненного опыта порождают у начинающего педагога проблемы в общении с детьми и родителями. Сегодня, как правило, молодой учитель с первого года работы в школе становится классным руководителем. Некомпетентность становится причиной проблем общения с трудными подростками, неумения решать конфликтные ситуации и строить грамотные, с точки зрения педагогики и психологии, беседы с родителями и учащимися. Молодому учителю необходимо освоить навыки этой работы, изучить состав учащихся класса, их индивидуальные особенности, составить психолого-педагогическую характеристику класса, подготовить несколько тематических классных собраний — ученических и родительских и т.д. Помочь начинающему педагогу может ознакомление с новой литературой по теме, советы опытных коллег, информация, полученная с сайтов и блогов учителей. Так, по крупицам, начинающий учитель приобретает бесценный опыт педагогической деятельности. Но даже в начале своего пути молодой специалист должен помнить: любой педагог, независимо от стажа работы и квалификации, всегда продолжает учиться и совершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля в учреждениях СПО.
Очень часто молодые специалисты в значительной части оказываются не готовыми к созданию и использованию новых технологий. В связи с этим нормативные документы модернизации российского образова...
Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста
Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста - это продукт работы педагогов-наставников Калтанского городского округа в рамках муници...
Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...
Материалы используемые при проведении методического кластера «Профессиональное здоровье учителя, становление профессиональной компетентности в области здоровьесбережения» по теме «Упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья педагога"
Данные материалы взяты из книги Анатолия Сителя "Соло для позвоночника " https://avidreaders.ru/book/solo-dlya-pozvonochnika.html и с сайта https://www.youtube.com...
Профессиональный рост молодого специалиста
Основные вопросы, возникающие перед молодым педагогом в процессе становления в профессии....
Профессиональное выгорание молодых специалистов (презентация)
Причины и стадии выгорания молодых специалистов, рекомендации по сохранению психологической устойчивости.Видео-запись выступления...
Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов
Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов...