«Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»
материал на тему
Предлагаемый для ознакомления материал представляет собой теоретическую часть, озвученную на мастер-классе, состоявшемся в нашем учебном заведении в конце прошлого учебного года.Может оказаться полезным для концертмейстеров, а также преподавателей хореографии, поскольку напрямую освещает их совместную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств им. С.С. Прокофьева» г. Азова
МАСТЕР-КЛАСС
«Особенности работы концертмейстера
в хореографическом классе»
Дата проведения 22.04.2013 г
Время проведения 19.0
Место проведения: балетный класс №27
Концертмейстер Гуреева Н.Н
Преподаватель Якушев В.В
2013 год
План проведения мастер-класса
Теоретическая часть
- Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе
- Особенности работы и роль концертмейстера
на уроке в классе хореографии .
2. Музыкальное оформление урока в хореографическом классе
2.1. Принципы подбора музыкального материала. ………………………
2.2. Примерный репертуар, рекомендуемый для музыкального
оформления урока. Презентация компакт-диска
«Музыкальное оформление к уроку классического танца
в классе хореографии ( упражнение у станка).
Практическая часть
3. Открытый урок с учащимися хореографического отделения
3.1. Классический экзерсис у станка как обязательная часть урока классического танца……………………………………………………
3.2. Классический экзерсис на середине зала……………………………..
3.3. Аллегро – прыжки
3.4. Туры- вращения
4. Презентация Хрестоматии « Азбука для начинающего
концертмейстера хореографии» Составители : Гуреева Н.Н. , Ясинская Т.В.
Тема мастер-класса: «Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»
Цель – ознакомление концертмейстеров с теоретическими знаниями и практическими навыками аккомпанирования на уроках хореографии в ДШИ.
Задачи:
- Проанализировать литературу по обозначенной теме (специальную методическую, в том числе и нотные издания по музыкальному сопровождению упражнений у станка);
- На основе изученной литературы описать особенности работы концертмейстера в классе хореографии;
- Познакомить с личным 25 –летним опытом работы концертмейстером и описать принципы подбора музыкального материала для уроков;
- Представить диск как музыкальное оформление для классического экзерсиса в помощь коллегам-концертмейстерам;
Концертмейстерская работа в любом учебном заведении отличается от работы преподавателя своей универсальностью и многогранностью: помимо исполнительских функций, концертмейстер, наряду с преподавателем, так же несёт ответственность и за качество подготовки воспитанников.
Актуальность выбранной темы мастер-класса в значительной мере объясняется определёнными изменениями в условиях профессиональной деятельности концертмейстеров. И поскольку в специальных музыкальных учебных заведениях подготовка пианистов к концертмейстерской деятельности именно в таких условиях почти нигде не проводилась, то возникает проблема, как адаптироваться пианисту традиционного академического направления к концертмейстерской работе в условиях ДШИ.
Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта.
Как показывает практика, быть хорошим пианистом ещё не значит быть хорошим концертмейстером. И к искусству аккомпанемента в классе хореографии эти слова имеют прямое отношение.
Музыканты, впервые сталкивающиеся с работой на уроках танцевального класса, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно, изучая её сразу по двум направлениям:
Работа начинающего концертмейстера хореографии
Дело в том, что от концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование своего природного чувства танцевальности, то есть отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.
Так что же конкретно входит в понятие «мастерство хореографического аккомпанемента»?
Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики. Так что практический опыт, приобретённый мною за 25 лет работы в школе искусств, к сожалению, ничем нельзя заменить.
Музыкант - концертмейстер, воспитанный в лучших традициях отечественной академической подготовки, преимущественно привык играть по нотам, аккуратно следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста. В нотах, находящихся перед глазами пианиста в хореографическом классе такой партии танцовщиков нет, с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.
Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения. Подобное знание совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке, связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать фортепианное вступление»?
Поэтому одной из главных особенностей работы музыканта в хореографическом классе является:
- исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала;
- умение запоминать его большие фрагменты.
На мой взгляд, важно отметить ещё одну специфическую особенность в деятельности концертмейстера хореографии: слаженная работа в ансамбле с преподавателем и учащимися.
В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:
- импровизационный;
- приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:
- умеет сочинять несложные мелодии;
- умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;
- умеет сделать фактурные преобразования;
- умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
- провести смену размера ( а может и темпа) , не нарушая законов
стиля и т. п.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом : ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.
2. Музыкальное оформление урока в хореографическом классе
2.1. Принципы подбора музыкального материала
С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель - хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения классической и современной отечественной и зарубежной классики. Точно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
«Понятия ритма и метра, мелодического и гармонического факторов, ясная ориентировка в простейших составных элементах музыкальной речи, и прежде всего в типах и функциях кадансов, вот основное, что должно быть донесено до учащихся и усвоено ими так прочно, чтобы стать незыблемым фундаментом всего последующего восприятия и толкования музыки». [1;9]
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному освоению учебных задач, развивают у ребят способность ценить в музыке прекрасное.
В первый год обучения дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно этому, в музыкальном оформлении желательно использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке или говоря более простым языком тактовой квадратности (т.е. строиться по равномерным частям, так называемым «квадратам» или «коленам»), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.
В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:
- импровизационный;
- приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:
- умеет сочинять несложные мелодии;
- умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;
- умеет сделать фактурные преобразования;
- умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
- провести смену размера ( а может и темпа) , не нарушая законов
стиля и т. п.
Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом : ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и
музыкальную насыщенность урока.
Импровизационные навыки концертмейстера хореографии будут востребованными уже на первых порах, так как каждое упражнение должен предварять препарасьон своеобразное вступление к нему. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пинист также «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует разложить аккорды в виде половинного каданса на доминанте»[1;8].
2.2 Примерный репертуар, рекомендуемый для оформления урока классического экзерсиса у станка
Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собирать свою репертуарную «копилку». Предлагаемый репертуар собран нами на протяжении нескольких лет и апробирован на практике с детьми разных возрастных групп.
№ п/п | Название упражнения | Музыкальный материал |
1. | Поклон | Н. Берг «Вальс» |
2. | Plie | И. Дунаевский «Вспомним игры школьные» |
3. | Battement tendu | И. Дунаевский «Пиши, не забывай» |
4. | Battement tendu jete | Л. Минеева «Полька» |
5. | Rond de jambe par terre | Ф. Шуберт «Вальс» |
6. | Battement fondu | Л. Делиб «Вальс из балета «Коппелия»» |
7. | Battement fraoppe | Л. Бетховен «Контрданс» |
8. | Rond de jambe en l’air | А. Глазунов «Мазурка» |
9. | Adagio | И. Дунаевский «Песня Анюты из к/ф «Весёлые ребята»» |
10. | Grand battement jete | Л. Минкус «Вариация Базиля из балета «Дон Кихот»» |
Практическая часть
3. Открытый урок с учащимися хореографического отделения
3.1. Классический экзерсис у станка как обязательная часть урока классического танца……………………………………………………
Классический экзерсис у станка как обязательная часть урока классического танца.
Урок классического танца разделяется на две основные части:
- Упражнения у станка;
- Упражнения на середине зала.
Урок классического танца традиционно начинается с экзерсиса. Экзерсис это ряд разнообразных движений, которых развивается мускулатура ног, их выворотность, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Эти упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и повторяются с каждой ноги по нескольку раз для развития техники учащихся. В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:
- Поклон
- Плие
- Батман тандю
- Батман тандю жете
- Ронд де жамб пар тер
- Батман фондю
- Батман фраппэ
- Ронд де жамб анлер
- Адажио
- Гранд батман
Концертмейстеру полезно , на мой взгляд, будет ознакомиться с названными упражнениями ( в более схематичном и упрощённом варианте).
1.Поклон
В начале урока на середине зала исполняется поклон, выполняющий роль своеобразного приветствия преподавателя и концертмейстера.
Размеры 2/4 или 3/4. Темп спокойный, умеренный.
Вальс Н.Берг
2.Плие ( Plie)
Это общепринятый французский термин, который переводится как приседание. В следующем упражнении он употребляется в значении:
- полуприседание- demi plié
- глубокое приседание - grand рlié
Plie исполняется плавно, непрерывно , в характере кантилены. Размер 3/4, реже в 4/4. Сначала в медленном темпе на четыре такта исполняется полуприседание и на восемь тактов - полное приседание:
Первая половина упражнения - приседание - выполняется на одну фразу, а вторая половина - выпрямление - на вторую фразу.
Динамика движения plié развивается крещендо по мере приседания, Его кульминация приходится на крайнюю точку приседания вниз. Музыка помогает при помощи динамических оттенков сначала плавно опуститься танцору в plié на крещендо, а затем также плавно, не задерживаясь, выпрямиться на диминуэндо. Такое точное распределение движения на музыкальные доли развивает точность координации у учеников.
Вальс В.Дегтярёв - А. Владимирцев
3.Батман тандю ( Battement tendu )
Батман тандю - является основой в системе упражнений классического танца. В хореографической терминологии battement означает отведение и приведение работающей ноги к опорной ноге, равномерные движения работающей ноги, tendu - натянутый, напряжённый. Проще говоря, это натягивание ноги на полу. Исполняется во всех трёх направлениях: вперёд, в сторону и назад.
Все описанные движения требуют активной работы ног. Музыкальное сопровождение исполняется в характере польки. Размер преимущественно 2/4. Вначале выполняются движения ногой в медленном темпе, а за тем - быстрее в два раза.
«Каватина Людмилы» М.Глинка
4. Батман тандю жете ( Battement tendu jete )
Упражнение заключается в броске вытянутой ноги на высоту 45. Если предыдущее упражнение battment tandu знакомит учеников с тремя направлениями на полу, то battment tandu jete это то же самое в воздухе. Бросок и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В заключение акцент падает на возвращение после броска работающей ноги к опорной. Бросок очень резкий и энергичный, это должно отражаться в музыке. Размер 2/4 или 4/4.
« Полька» А. Островский
5. Рон де жамб пар тер( Rond de jambe par terre)
Это упражнение представляет собой круговые движения ногой по полу. Движение плавное и непрерывное в характере вальса или медленной пьесы. Темп медленный, спокойный. Размер 3/4, реже 2/4. Движение независимо от размера, всегда выполняется равномерно. «Вальс» Ю.Слонов
6. Батман фондю (Battment fondu)
Это упражнение называют ещё «тающий» батман. Музыка очень выразительная, кантиленная, протяжная. Движение представляет собой сгибание и медленное , «кошачье» вытягивание ноги при одновременном demi lié на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plié. Музыкальное сопровождение аналогично предыдущему.
« Мазурка» М.Глинка
7. Батман фраппэ (Battement frappe)
Название упражнения происходит от французского слова frapper, что обозначает удар, стук. При battement frappe работающая нога сгибается и помещается на щиколотку опорной, затем быстро выпрямляется. Данное упражнение исполняется во всех трёх направлениях. Движения выполняются очень чётко, даже несколько резко.
Размер 2/4 , темп средний. Для сопровождения подбираются пьесы в характере польки, штрих преимущественно стаккато.
Отрывок из музыки к фильму « Серёжа» Б.Чайковский
8. Ронд де жамб анлер (Rond de jambe en l’air)
Rond de jambe en l’air — это упражнение представляет собой круговые движения ногой в воздухе. Характер очень чёткий, энергичный, активный. Хотя ритмической основой музыки является пунктирный ритм, всё же не следует играть сопровождение резко и громко. Размер 3/4, 4/4
« Мазурка» А. Глазунов
9. Адажио ( Adagio)
Это упражнение представляет собой медленное и постепенное понимание ноги на 90. Исполняется по трём направлениям: вперёд, в сторону, назад. При разучивании аdagio отрабатывается выворотность ноги, шаг, пластика. Музыка, рекомендуемая для сопровождения адажио должна отличаться широкой распевной мелодией романтического характера. Темп медленный, размер 3/4 или 4/4 . «Весенняя серенада» Б.Мошков
10. Гранд батман жете( Grand battement jete)Grand battement jete - большой энергичный бросок работающей ноги на 90 и выше. Музыкальное сопровождение - широкий, энергичный вальс или марш. Соответственно этим жанрам размер 3/4 или 4/4.
«Вариация Базиля» из б-та « Дон-Кихот» Л.Минкус
- Упражнения на середине зала
1.Плие ( Plie)
Вальс « Вспомним игры школьные» И. Дунаевский
2. Батман тандю ( Battement tendu )
« Пиши .не забывай» И, Дунаевский
3. Батман фондю (Battment fondu)
Вальс из оперетты «Солнечный цветок» М. Старокадомский
4 . Адажио ( Adagio)
« Ноктюрн» Э.Григ
5 . Гранд батман жете( Grand battement jete
« Вечер вальса» И. Дунаевский
3.3. Аллегро – прыжки
3.4. Туры- вращения
В заключении мастер-класса учащиеся исполняют традиционный поклон.
3.2. Классический экзерсис на середине зала……………………………..
3.3. Аллегро – прыжки
3.4. Туры- вращения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДМШ, ДШИ
Данная статья затрагивает актуальные проблемы концертмейстеров-пианистов, трудящихся на ниве дополнительного образования, содержит элементы методической разработки....
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Методическое сообщение "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе"
Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необх...
Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала
Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...
Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера в классе домры"
О работе концертмейстера в классе домры...
Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....
Особенности работы концертмейстера в младших классах хорового пения
Современные требования к профессиональной деятельности концертмейстера в УДОД...