рабочая программа 9 класс искусство
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Жук Елена Николаевна

9 класс искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_iskusstvu_9_klass.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

             

                                                                                             

                                                                               

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

 

         

                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                    Директор школы

                                                                                                                      Н. М. Веретёхина

         Приказ№ 59 от 30.08.12

Рабочая программа

                  по искусству

для  обучающихся  9   класса

на 2012/2013 учебный год

                                                                                               

                                                                                          Учитель: Жук Е.Н.

                                                                                             

                                                                               

 

     РАССМОТРЕНА          СОГЛАСОВАНО    

 

на заседании   ШМО                         Зам. директора по УВР                                      

протокол №1 от 27.08.12        И.Н. Позднякова

руководитель ШМО        28.08.12

Е.В. Чернявская                                  

Пояснительная записка

  Рабочая программа по  искусству для IX класса составлена на основе:

- Федерального  компонента  Государственного  стандарта  основного общего образования  по  предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Изобразительное   искусство»  (утверждён приказом    Министерства  образования   и   науки  РФ от 05 марта 2004 г.  №1089, источник:  Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2005);

 - Примерных    программ   основного общего образования по изобразительному искусству и музыке для VIII-IX классов (приложение к письму   Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде);

- Авторской программы  Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. Искусство 8-9 классы.  источник: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы / под ред. Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2009;

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312);

-  Базисного  учебного   плана     общеобразовательных  учреждений Брянской области  на 2012-2013 учебный год (приказ  департамента  общего и профессионального образования  Брянской  области  от 23 марта 2012 г  № 552;

-Учебного плана МБОУ Климовской СОШ№1 на 2012-2013 уч.год (приказ от 30.08.2012г. №58)

-   Годового календарного учебного графика     МБОУ Климовская СОШ№1  на 2012-2013 учебный год (приказ    от  31.08.2012 г  № 64);

       Цель программы:  развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

        Задачи программы:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение   искусства  в основной  школе  (VIII-IX  классы)  отводится  70 часов: 1 ч в  неделю  в  каждом  классе,  что полностью соответствует  используемой авторской рабочей программе.

         Изучить  содержание  Рабочей  программы 9 класс  планируется  за  35_ часов, так как  в соответствии с  расписанием  1  урок  в неделю.

       

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют.

 Требования к уровню подготовки обучающихся  IX класса  по  искусству

Обучающиеся должны знать:

- о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра   и кино;

-  имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения.

Обучающиеся должны понимать:

- значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

- значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

- функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

- особенности художественного языка искусства разных народов.

Обучающиеся  должны уметь:

- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • давать личностную оценку произведениям искусства, аргументируя свое отношение к тем или иным художественным  явлениям;

В процессе практической работы   обучающиеся   должны:

-  использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством;

- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

-использовать приобретённые знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при  организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Развитие общеучебных  умений, навыков  и способов  деятельности на уроках искусства

Рабочая   программа по  искусству   предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- уметь  самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного

          типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления

         творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры

          личности;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность

 Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:

-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет  учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

 В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать  для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе- и  интегрированного образования- характерна для преподавания искусства, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки , прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.

Формы контроля и возможные варианты проведения.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке  искусство подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..

Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый  метод включает в себя совокупность приёмов контроля.

Формы контроля:  

  1. По количественному составу обучающихся:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная;

- классно- обобщающая проверки.

  2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:

- письменная;

- устная;

- домашняя самостоятельная практическая работа.

  3. По технологии проведения:

- графическая;

- тестированная.

       -викторины

   4. По интенсивности проверки:

       - зачёт;

- уплотненный опрос;

- комбинированный опрос.

   5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивная;

- самостоятельная работа по заданию;

- самостоятельные практические исследования.

Виды контроля на уроках искусства:

Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.

Предпосылка  для успешного планирования учебным процессом;

Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;

Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.

Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.

 Также  с  учётом  специфики  предмета  используются  следующие  критерии оценки художественно-творческой деятельности обучающихся по искусству:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Содержание программы   учебного курса

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)

       Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

     Художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин,   Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная   музыка,   алеаторика   (А. Шенберг,   К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми¬нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле¬ния скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса»

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (11 ч)

     Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

      Художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора¬ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес¬ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 ч)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

    Художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

     

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Воздействующая сила искусства

9

2

Искусство предвосхищает будущее

7

3

Дар созидания. Практическая функция искусства

11

4

Искусство и открытие мира для себя

8

                                               Итого:

35

   Календарно-тематическое  планирование  уроков изобразительного искусства  в  IX классе (35 уроков)

№ п/п

№ уро-ка

Дата проведенных уроков

Наименование раздела, тема урока

Элементы содержания уроков

Воздействующая сила искусства (9)

1

1

Выражение общественных идей в художественных образах.

Водный контроль

Cамостоятельная постановка  учебной задачи

Анализ художественных произведений различных видов (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов  материальной культуры, отражающих идеологию власти

Сопоставление жизненных явлений с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства  

2

2

Искусство и власть

3

3

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств

Отработка умения усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства Обсуждение содержания и выразительных средств художественного произведения.

4

4

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства

  Беседа по теории искусства: установление  основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства; умение описывать  явлений искусства, используя специальную терминологию; классифицировать изученные объекты и явления культуры

5

5

Коммерциализация искусства как неотъемлемая   характеристика массовой культуры

6

6

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

Cамостоятельная  постановка  учебной задачи Умение различать в общих чертах специфику храмовой архитектуры

Восприятие и анализ произведений искусства: установление ассоциативных связей между произведениями разных видов искусств, их сравнение.

(находить сходные и различные черты, выразительные средства)

7

7

Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка)

Знакомство с понятиями МАССОВЫЕ виды искусства.  Работа со справочниками, словарями. Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме, применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности

Творческий проект «Музыка советского периода – музыка идеологии» (защита)

8

8

Разработка творческого  проекта  «Музыка советского периода – музыка идеологии»

9

9

Защита творческого  проекта  «Музыка советского периода – музыка идеологии»

 

 

 Искусство предвосхищает будущее (7)

10

1

Порождающая энергия искусства, побуждение чувств и сознания, способного к пророчеству

Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; работа со словарем

Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам русских художников; живописных полотен, созвучных литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.

11

2

Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства

12


3

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

13

4

Предсказание в искусстве.

14

5

Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.

Восприятие и анализ произведений. Слушание фуги И.Баха. Установление  особенностей воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе

Cбор и подготовка материалов по  теме «Научное значение художественного знания»

15

6

Предсказание сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

16

7

Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве


Промежуточный  контроль

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра).Эмоциональный подъем в художественной деятельности как условие творческого  прорыва  в науке. Защита информационных проектов «Научное значение художественного знания»

Дар созидания. Практическая функция искусства (11)

17

1

Эстетическое  воспитание искусством окружающей среды.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.

18

2

Особенности художественных образов различных искусств

19

3

Архитектура исторического города.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Поиск и  определение терминов в словаре(промышленное искусство, техническая эстетика)

Оценивание  с эстетической позиции архитектурного  облика своего поселка.   Разработка коллективного архитектурного проекта «Наш новый город», «Пришкольный участок» и др.

Д/З Подтовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края.

20

4

Архитектура современного  города.

21

5

Специфика изображений в полиграфии

Cамостоятельная постановка  учебной задачи. Работа с учебником (с146-149) Умение  понимать условность языка графики, определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; Подбор иллюстраций разных художников к одному произведению. Разработка и выполнение эскиза плаката или рекламного баннера «ЗОЖ» Участие в коллективном проекте по разработке плакатов различной тематики. Организация выставки плакатов в школе «Здоровью –да!» (зачет работа)

22

6

Опыт полиграфической деятельности. Защита  проектов   «Здоровью –да!»

23

7

Развитие дизайна и его значение в жизни человека

Выявление значения классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур. Проявление   интереса  к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Анализ символики орнаментов
Умение    понимать условность языка народного  искусства,  условных изображений, символов;
Выполнение эскиза росписи по мотивам народных промыслов. Подбор муз произведений для слайд шоу «Лесная сказка» . Составление компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве (работа в группах).

24

8

Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека

25

9

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении

Постановка и решение учебной проблемы: осознавать основные средства художественной выразительности киноискусства, специфику киноязыка, понимать особенности деятельности создателей фильма, участвовать в создании видеофильма о школе, семье, сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кинофильма

воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

26

10

Музыка в быту

Восприятие произведений киноискусства – слушание муз  отрывков из кинофильмов. Умение усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
Составление рейтинга («Десятка популярных кино-хитов»)

27

11

Единство стиля в материальной и духовной культуре

                                                            Искусство и открытие мира для себя   (8)

28

1

Искусство учит видеть и чувствовать мир поновому

Организация беседы  и дискуссии: «Что дает нам искусство?» Подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез.

 Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения . Работа с презентацией

29

2

Мышление научное и художественное

Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

Эмоциональное восприятие выдающихся  произведений пространственно-временных искусств и  их эстетическая оценка. Защита проектов «Архитектурный символ эпохи»

30

3

Информационное богатство  искусства

31

4

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения

Постановка вопросов самому себе современного  человека,   живущего  в сложном и  загадочном мире. Вопрос как начало  любого творчества: и художественного, и научного.

Урок-конференция «Правило «золотого сечения», «Симметрия в жизни и искусстве»

32

5

Совместная работа двух типов мышления в различных видах искусства.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Воплощение образа А.С.Пушкина и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства (подготовка материалов для исследовательского проекта):

•   Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина, на сюжеты  произведений.

• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

•   Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем  

А. С. Пушкина.

• Астрономиология: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

Защита проекта. 

33

6

Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства на службе у человека.

34

7

Анализ и систематизация   материалов для исследовательского  проекта «Пушкин – наше все»

35

8

Защита исследовательского  проекта «Пушкин – наше все»


Итоговый  контроль

   

Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения

                      учебного  процесса  по    искусству  в  IX  классе

(в  соответствии с  письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса - ___человек),

 Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

 П - комплект, необходимый для практической работы в группах (2-4 человека)

Библиотечный фонд (книгопечатная  продукция)

Стандарт основного общего образования и образовательной области «Искусство» Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005

Д

Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы / под ред. Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2009;

Д

Учебник : Искусство. 8—9 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009

Ф

                         Информационно-коммуникативные средства

Электронный  учебник  "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" Критская, Сергеева

К

                                         Печатные пособия

Набор репродукций картин русской и зарубежной живописи

Печатные таблицы по искусству

Д

Портреты русских и зарубежных художников.

Д

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Д

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Ф

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Ф

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Д

Дидактический раздаточный материал

К

                                             Экранно-звуковые пособия

 Видео  «Музеи России.  Эрмитаж», «Виды и жанры изобразительного искусства»

Д

Учебный фонд авторских презентаций к урокам

Д

Фонохрестоматия для 9 класса

Д

                                            Технические средства обучения.

Экспозиционный экран, компьютер, проектор

Образовательные ресурсы (диски)

Д

                                                 Учебно-практическое оборудование.

Д

Бумага А4, бумага цветная, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашевые, кисти, пластилин, клей, ножницы и т.д

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...