рабочая программа 9 класс черчение
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Н. М. Веретёхина
Приказ№ 59 от 30.08.12
Рабочая программа
по черчению
для обучающихся 9 класса
на 2012/2013 учебный год
Учитель: Жук Е.Н.
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. директора по ВР
протокол №1 от 27.08.12 И.Н. Позднякова
руководитель ШМО 28.08.12
Е.В. Чернявская
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основании:
- Базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263); «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде);
-Программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, В. В. Степакова, Ю. Ф. Катханова, Е. А. Василенко, Л.Н. Анисимова.)
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год (приказ департамента общего и профессионального образования Брянской области от 23 марта 2012 г № 552;
-Учебного плана МБОУ Климовской СОШ№1 на 2012-2013 уч.год (приказ от 30.08.2012г. №58)
- Годового календарного учебного графика МБОУ Климовская СОШ№1 на 2012-2013 учебный год (приказ от 31.08.2012 г № 64);
Цель обучения: обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Задачи программы:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
- получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение черчения по программе в 9 классе отводится 34 часа: 1 ч в неделю, но по базисному плану рассчитано 35 часов, поэтому добавлен один час по теме «Строительный чертёж», так как данная тема в настоящее время актуальна не только для некоторых абитуриентов, но и для общего ознакомления каждого учащегося.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля- 2, практические работы- 10, а также сочетание указанных форм.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Знать и понимать:
-технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
уметь:
-выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны знать:
правила оформления чертежей;
приемы работы чертежными инструментами;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о чертежном шрифте;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.
основные правила выполнения чертежей
основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;
последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;
условные обозначения и изображение резьбы;
способы изображения разъемных и неразъемных соединений (на уровне на чального знакомства);
особенности выполнения сборочных чертежей;
условности и упрощения, применяемые на чертежах;
правила деталирования.
Учащиеся должны уметь:
выполнять графические работы;
строить правильные многоугольники;
строить сопряжения;
анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать оптимальное количество видов на чертеже;
осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
проводить самоконтроль выполнения графических работ;
приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;
выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;
выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), спра вочной литературой,
учебником и учебными пособиями;
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
- По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.
- Выполнить чертеж детали, содержащей сопряжения, по ее наглядному изображению.
- Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
- По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
- По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения
- Выполнить чертеж одного из резьбовых соединении (с натуры или по наглядному изображению).
- Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.
- Контрольная работа. По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.
Перечисленные работы выполняются в рабочих тетрадях или на бумаге в клетку.
Типы графических работ изображений. Рисунок, технический рисунок, проекция, вид, разрез, сечение, план, схемы.
Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Наряду с репродуктивными методами обучения используются методы проблемного обучения. Изучение теоретического материала сочетается с выполнением практических заданий и обязательных графических работ. В процессе изучения черчения используются учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д.
Графические работы выполняются на от дельных листах соответствующих стандартных форматов. Тренировочные и фронтальные упражнения выполняются в рабочих тетрадях формата А4 (на бумаге в клетку).
Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической направленности обучения. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки графической работы
- Четкость выполнения графической работы;
- Композиция, компоновка на листе.
- Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
- Правильность выполнения;
- Самостоятельность;
- четкость выполнения, композиция.
Формы контроля:
- По количественному составу обучающихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная;
- классно- обобщающая проверки.
2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:
- письменная;
- устная;
- домашняя самостоятельная практическая работа.
3. По технологии проведения:
- графическая;
- тестированная.
-викторины
- решение занимательных задач.
4. По интенсивности проверки:
- зачёт;
- уплотненный опрос;
- комбинированный опрос.
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивная;
- самостоятельная работа по заданию;
- самостоятельные практические исследования.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
Формы контроля и возможные варианты проведения.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.
Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке черчения подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые, графические и др..
Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения черчения они дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приёмов контроля.
Виды контроля на уроках черчения:
Текущий - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;
Периодический -проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период. Охват значительных по объёму разделов курса в форме зачёта, собеседования и т. д. обобщение и систематизация знании темы;
Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.
Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.
Метапредметные (общеучебные )умения и навыки:
управленческие - ставить задачи, планировать их решение, осуществлять самоконтроль, самооценку;
информационные - приобретать и обрабатывать знания, осознанно читать, выделять главное в тексте, составлять конспекты, формулировать вопросы, формулировать ответ;
организационные;
логические (инструменты формальной логики)- анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы;
коммуникативные - участие в учебном диалоге, участие в коллективном обсуждении проблемы, умение формулировать мысль вслух, умение вступать в субъектные отношения с товарищами, учителем. Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Содержание программы учебного курса
Черчение и графика (34 ч)
Введение (2 ч)
Основные теоретические сведения
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы
Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.
Варианты объектов труда
Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.
Метод проецирования и графические способы построения изображений (8 ч)
Основные теоретические сведения
Метод проецирования.УЦентралыюе прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции/ Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. 'Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка.
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы
Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Выполнение технического рисунка по чертежу.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Варианты объектов труда
Изображения различных вариантов геометрических построений.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (8 ч)
Основные теоретические сведения
Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.
Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.
Практические работы
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.
Варианты объектов труда
Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.
Сечения и разрезы (8 ч)
Основные теоретические сведения
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы
Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда
Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.
Сборочные чертежи (8 ч)
Основные теоретические сведения
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
Практические работы
Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Варианты объектов труда
Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей,
Строительный чертёж (1)
Практические работы
Чтение строительного чертежа. Выполнение несложного строительногог чертежа (эскиза)
Варианты объектов труда
Строительные чертежи (эскизы)
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Всего часов |
Введение | 2 | |
Метод проецирования и графические способы построения изображений | 8 | |
Чтение и выполнение чертежей | 8 | |
Сечения и разрезы | 8 | |
Сборочные чертежи | 8 | |
Итого | 34 |
Календарно- тематическое планирование по черчению. 9 класс.
№ п/п | № уро-ка | Дата проведенных уроков | Наименование раздела, тема урока | Элементы содержания уроков |
Введение (2) | ||||
1 | 1 | История возникновения чертежа. Подготовка материалов, принадлежностей, чертёжных инструментов к работе. Государственные стандарты ЕСКД. | Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графических знаний для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей. Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими. | |
2 | 2 | Чертёжный шрифт. Основная надпись чертежа. | Чертежный шрифт: размер, ширина букв, расстояние между буквами, словами, строками. Изучение конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей. Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже. | |
Метод проецирования и графические способы построения изображений (8) | ||||
3 | 1 | Типы линий .Форматы. | Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная. Форматы: назначение, размер формата А4. | |
4 | 2 | Общие правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы. | Назначение размеров на чертежах. Линейные и угловые размеры. Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел. Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов. Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали. Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже. | |
5 | 3 | Параллельное проецирование | Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. | |
6 | 4 | Получение и построение аксонометрических проекций. Аксонометрия геометрических тел. | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрия плоских фигур, геометрических тел. | |
7 | 5 | Технический рисунок. | Технический рисунок. Придание формы с помощью оттенения. Применение. | |
8 | 6 | Чертежи в системе прямоугольных проекций. | Выполнение проецирования. | |
9 | 7 | Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. | Прямоугольное проецирование на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. | |
10 | 8 | Виды. Количество видов на чертежах. Контрольная работа: Метод проецирования и графические способы построения изображений | Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). | |
Чтение и выполнение чертежей (8) | ||||
11 | 1 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка прямой на равные части. | Примеры на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам. | |
12 | 2 | Построение и деление углов. Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников | Правила деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием чертёжных принадлежностей | |
13 | 3 | Сопряжения. | Сопряжение: определение, примеры на чертежах. Построение сопряжения двух параллельных прямых, углов: нахождение центров, точек и радиусов сопряжений | |
14 | 4 | Анализ геометрической формы предмета | Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел | |
15 | 5 | Чтение чертежей.
| Последовательность чтения чертежа. Чтение чертежа. | |
16 | 6 | Моделирование по чертежу | Способы моделирования | |
17 | 7 | Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета. | Проекции точки, лежащей на поверхности предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Постоянная прямая чертежа | |
18 | 8 | Эскизы | Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза. Требования к эскизам. Инструменты для обмера деталей. Последовательность выполнения эскиза. Использование условных знаков, обозначений. | |
Сечения и разрезы (8) | ||||
19 | 1 | Сечения. | Виды сечений. Назначение. Применение. Правила построения. | |
20 | 2 | Обозначение материалов в сечениях. | Штриховка | |
21 | 3 | Разрезы.
| Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов | |
22 | 4 | Соединение вида и разреза. | Соединение части вида с частью разреза Соединение половины вида с половиной разреза.
| |
23 | 5 | Местные разрезы. | Необходимые случаи выполнения местных разрезов. | |
24 | 6 | Особые случаи при построении разрезов. | Вычерчивание чертежа детали с необходимыми разрезами. | |
25 | 7 | Разрезы (вырезы) на аксонометрических проекциях | Виды разрезов. | |
26 | 8 | Контрольная работа по теме: сечения и разрезы | Проверка знаний и навыков. | |
Сборочные чертежи (8) | ||||
27 | 1 | Общие сведения об изделии. | Общие сведения, примеры, назначение, характеристика. | |
28 | 2 | Общие сведения о соединении деталей в изделии. | Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений деталей: разъемные, неразъемные. | |
29 | 3 | Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах. | Выполнить чертеж резьбового соединения используя упрощения применяемые стандартом. | |
30 | 4 | Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений. | Изображение болтовых и шпилечных соединений, сходства и различие. | |
31 | 5 | Сборочный чертёж. Назначение сборочного чертежа. | Сборочный чертёж. Назначение. Изображения на сборочных чертежах. | |
32 | 6 | Размеры, наносимые на сборочных чертежах. Номера позиций на сборочном чертеже. Спецификация сборочного чертежа. | Спецификация сборочного чертежа – конструкторский документ. Размеры, наносимые на сборочных чертежах. Позиции на сборочных чертежах | |
33 | 7 | Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение чертежей несложных сборочных единиц.
| Условности и упрощения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. | |
34 | 8 | Деталирование. Элементы конструирования. Общие сведения о схемах. Итоговая контрольная работа | Выполнение чертежей деталей по чертежу изделия Конструирование. Конструкция. Схема. Типы и виды схем. Общие правила выполнения схем. | |
Строительный чертёж (1) | ||||
35 | 1 | Чтение строительных чертежей | Последовательность чтения строительного чертежа. Чтение чертежа. |
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса по изобразительному искусству в 9 классе
(в соответствии с письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (наполняемость класса - ___человек),
Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах (2-4 человека)
N | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.2. | Примерная программа основного общего образования по черчению - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.3. | Программа Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, В. В. Степакова, Ю. Ф. Катханова, Е. А. Василенко, Л.Н. Анисимова.) | Д |
1.4. | Учебник по черчение 9 класс Н.А. Гордеенко, В. В. Степакова. – М.: ООО «Издательство Астрель» 2-е издание, 2009 год. | К |
2. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
2.2. | Бумага А4 | К |
2.3 | Гипсовые геометрические тела | Д |
2.4 | Учебные таблицы и пособия. | Д |
2.5 | Карточки – задания по черчению. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...