рабочая программа 8 класс искусство
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме

Жук Елена Николаевна

8 класс искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_iskusstvu_8_klass.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

       

             

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

 

         

                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                    Директор школы

                                                                                                                      Н. М. Веретёхина

         Приказ№ 59 от 30.08.12

Рабочая программа

               по  искусству

для  обучающихся  8   класса

на 2012/2013 учебный год

                                                                                               

                                                                                          Учитель: Жук Е.Н.

                                                                                             

                                                                               

 

     РАССМОТРЕНА          СОГЛАСОВАНО    

 

на заседании   ШМО                         Зам. директора по УВР                                      

протокол №1 от 27.08.12        И.Н. Позднякова

руководитель ШМО        28.08.12

Е.В. Чернявская                                  

Пояснительная записка

  Рабочая программа по  искусству для VIII класса составлена на основе:

- Федерального  компонента  Государственного  стандарта  основного общего образования  по  предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Изобразительное   искусство»  (утверждён приказом    Министерства  образования   и   науки  РФ от 05 марта 2004 г.  №1089, источник:  Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2005);

 - Примерных    программ   основного общего образования по изобразительному искусству и музыке для VIII-IX классов (приложение к письму   Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде);

- Авторской программы  Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. Искусство 8-9 классы.  источник: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы / под ред. Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2009;

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312);

-  Базисного  учебного   плана     общеобразовательных  учреждений Брянской области  на 2012-2013 учебный год (приказ  департамента  общего и профессионального образования  Брянской  области  от 23 марта 2012 г  № 552;

 -Учебного плана МБОУ Климовской СОШ№1 на 2012-2013 уч.год (приказ от 30.08.2012г. №58)

-   Годового календарного учебного графика     МБОУ Климовская СОШ№1  на 2012-2013 учебный год (приказ    от  31.08.2012 г  № 64);

  Цель программы:  развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

        Задачи программы:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

      Место учебного предмета в учебном плане

На изучение   искусства  в основной  школе  (VIII-IX  классы)  отводится  70 часов: 1 ч в  неделю  в  каждом  классе,  что полностью соответствует  используемой авторской рабочей программе.

         Изучить  содержание  Рабочей  программы за 8 класс  планируется  за  _35__ часов, так как  в соответствии с  расписанием  _1  урок в неделю  

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют.

 Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:

-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет  учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

 В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать  для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе- и  интегрированного образования- характерна для преподавания искусства, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки , прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.

Формы контроля и возможные варианты проведения.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке  искусство подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..

Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый  метод включает в себя совокупность приёмов контроля.

Формы контроля:  

  1. По количественному составу обучающихся:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная;

- классно- обобщающая проверки.

  2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:

- письменная;

- устная;

- домашняя самостоятельная практическая работа.

  3. По технологии проведения:

- графическая;

- тестированная.

       -викторины

   4. По интенсивности проверки:

- зачёт;

- уплотненный опрос;

- комбинированный опрос.

   5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивная;

- самостоятельная работа по заданию;

- самостоятельные практические исследования.

Виды контроля на уроках искусства:

Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.

Предпосылка  для успешного планирования учебным процессом;

Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;

Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.

Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.

Требования к уровню подготовки обучающихся  VIII класса  по  искусству

Обучающиеся должны знать:

- о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра   и кино;

-  имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения.

Обучающиеся должны понимать:

-  значение  искусства в жизни человека;

-  возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

Обучающиеся  должны уметь:

- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • давать личностную оценку произведениям искусства, аргументируя свое отношение к тем или иным художественным  явлениям;

В процессе практической работы   обучающиеся   должны:

-  использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах

Развитие общеучебных  умений, навыков  и способов  деятельности на уроках искусства

 Рабочая   программа по  искусству   предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- уметь  самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного

          типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления

         творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры  личности;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность

 Также  с  учётом  специфики  предмета  используются  следующие  критерии оценки художественно-творческой деятельности обучающихся по искусству:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

                            Содержание программы   учебного курса

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 2 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). 

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

     Художественный материал:

     Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

     Изобразительное искусство. Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др.Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова; рисунки А. Пушкина; фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п. Сказочные образы (по выбору учителя).

      Музыка.

Произведения Л.Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Вокальная и инструментальная музыка (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков). Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др.

    Литература. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский – по выбору учителя).

     Экранные искусства, театр. «Золушка» (сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева)  Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р.Быкова и др. .

Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

     

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Искусство в жизни современного человека

2

2

Искусство открывает новые грани мира

7

3

Искусство как универсальный способ общения

7

4

Красота в искусстве и жизни

11

5

Прекрасное пробуждает доброе

8

                                               Итого:

35

   Календарно-тематическое  планирование  уроков  искусства  в  VIII классе (35 уроков)

№ п/п

№ уро-ка

Дата проведенных уроков

Наименование раздела, тема урока

Элементы содержания уроков

Искусство в жизни современного

человека (2)

1

1

Вводный контроль

Искусство вокруг нас.

Художественный образ – стиль – язык

Cамостоятельная постановка  учебной задачи

Участие в беседе, анализ произведений искусства, повторение видов и жанров изобразительного искусства.  Анализ художественных произведений различных видов (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов  материальной культуры в контексте разных стилей. Сопоставление жизненных явлений с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Восприятие  музыкального произведения в единстве его содержания и формы

Беседа по теории искусства: установление  основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства

2

2

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

Cамостоятельная постановка  учебной задачи

Восприятие и анализ произведений искусства: установление ассоциативных связей между произведениями разных видов искусств, их сравнение.

(находить сходные и различные черты, выразительные средства)

Знакомство с понятиями научного и художественного творчества.  Обсуждение содержания и выразительных средств художественного произведения.

Работа со справочниками, словарями. Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме Слушание Симфонии №40 (1ч) Моцарта Оценка качества действия, события, поведения

                                  Искусство открывает новые грани мира (7)

3

1

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы

Восприятие и анализ произведений искусства  русских пейзажистов 19 века (Саврасов, Шишкин, Левитан) Cамостоятельная постановка  учебной задачи

Слушание программных  произведений Чайковского, Вивальди

Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам русских художников; живописных полотен, созвучных литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира. Выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

Составление музыкально-литературной композиции. Нахождение  сходных и различных черт, выразительных средств, воплощающих отношение творца к природе

 

4

2

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Зримая музыка

5

3

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Восприятие и анализ произведений искусства :сопоставление  языка различных направлений портретной живописи, определение выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Установление  особенностей воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе. Умение высказать свое мнение, привести примеры

Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме

6

4

Музыкальный портрет

Александр Невский

Слушание музыкальных произведений (Моцарт «Свадьба Фигаро», Бородин «Половецкие пляски», Римский-Корсаков «Снегурочка» и др)с целью установить ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

Работа с литер источником («Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»). Слушание кантаты Прокофьева «Александр Невский»

Просмотр фильма «Александр Невский» Cбор и подготовка материалов по предлагаемой темеАнализ средств музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Оценка качества действия, события, поведения

7

5

Портрет в искусстве России.

Восприятие и анализ произведений искусства русских

портретистов 18-19 в. Выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи

Сопоставление языка различных направлений портретной живописи.

Выявление  особенностей композиции (формы) в воплощении художественных образов.

Сравнение художественных особенностей портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями портретов Леонардо да Винчи.

Подбор музыкальных произведений русских композиторов для использования в качестве фона к портретам Рокотова (работа в парах)    Просмотр фильма Третьяковская галерея»

8

6

Портреты наших великих соотечественников.

Как начиналась галерея

9

7

Портрет композитора в литературе и кино

Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме

Анализ образа Моцарта на основе произведений литературы (Пушкин «Моцарт и Сальери»), живописи, кинематографа. Перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Аргументация своего отношения к стилистике интерпретаций художественных произведений.(письменно)

Искусство как универсальный способ общения (7)

10

1

Мир в зеркале искусства

Участие в беседе, анализ произведений различных видов искусства ( иконография, живопись авангардистов и др.) разных исторических эпох. Анализ  особенностей их языка и соотношние  с эпохой.

Раскрытие специфики искусства и его особенности как универсального способа общения.

11


2

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство общения

Интерпретировать содержание ( смысл, художественную информацию ) шедевров мирового музыкального искусства с позиции их эстетической и нравственной ценности.

Обзорная экскурсия «Музеи мира» Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме

12

3

Как происходит передача сообщений в искусстве?

Cамостоятельная постановка  учебной задачи

Выявление значения классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

Самостоятельная работа: создание своего варианта афиши конкурса или фестиваля,  разработка вопросов интервью с победителями.(на примере конкурса «Евровидение»)

13

4

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства

Чтение сонета Шекспира в переводе С. Маршака. Слушание сонета №90 в исполнении А. Пугачевой. Сравнение содержания и эмоциональный строй художественных переводов ( поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического те ста и др. )Работа с учебником с.54-55 Оценка качества действия, события, поведения

 Выявление стилистические особенности художественного перевода.

14

5

Художественные послания предков. Разговор с современником

Просмотр презентации и составление плана ответа по проблемам

Cамостоятельная постановка  учебной задачи

Оценка качества действия, события, поведения

15

6

Символы в жизни и искусстве

Просмотр и анализ художественных произведений, содержащих знаки и символы  (натюрморт,  пейзажах, в жанровых картинах. символику архитектуры.(презентация)

Организация творческих проектов: разработать сценарии народного праздника

 ( по выбору учащегося ). Использовать его знаки и символы.

Разработке совместного художественно-исследовательского проекта.

16

7

Музыкально-поэтическая символика огня

Промежуточный  контроль

Постановка учебной  проблемы: «Символика основных религиозных обрядов» и ее решение с помощью работы с подбором литературных произведений русского фольклора. Составление компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве (работа в группах).

Красота в искусстве и жизни (11)

17

1

Что есть красота

Организация беседы  и дискуссии: «Что есть красота?» Подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез

 Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения . Работа с презентацией

Выбор и использование различных художественных материалов для передачи собственного художественного замысла.

18

2

Есть ли у красоты свои законы

Создание  композиции на заданную тему на плоскости ( живопись, рисунок, орнамент ) и в пространстве ( скульптура, художественное конструирование).

Создание  музыкального диска - композиций на заданную тему  (подбор муз произведений различного характера: «Вдохновение», «Протест», «Нежность», «Энергия») и публичная  их презентация

19

3

Есть ли у красоты свои законы

20

4

Есть ли у красоты свои законы

21

5

Откровенье вечной красоты

Выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи

Работа с учебником: установление  образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.(с 80-81) Оценка качества действия, события, поведения

22

6

Застывшая музыка

23

7

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

Cамостоятельная постановка  учебной задачи Выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи. Выявление  особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбор музыкальных произведений, соответствующих времени. Работа с презентацией и учебником. Составление слайд-шоу «Лики красоты»

24

8

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

25

9

Великий дар творчества: радость и красота созидания

Урок-конференция «Творческий порыв» на примере творчества Б Микеланджело, И. Айвазовского, К. Росси Подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез

Постановка учебной проблемы:  Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. (презентация) Выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи

Просмотр и слушание художественных произведений, анализ образных средств воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения. Выявление  истинных и ложных ценностей. Оценивание произведений различных видов искусства.

26

10

Как соотноситься красота и польза

27

11

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

Просмотр и анализ произведений П.Пикассо «Герника».

слушание Симфонии №8 Д. Шостаковича.

Организация искусствоведческой дискуссии. Подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез

                                                         Прекрасное пробуждает доброе (8)

28

1

Преобразующая сила искусства

Составление поэтического образа Матери на основе наблюдения жизненных явлений, сопоставления их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства (подбор произведений различных видов и жанров)

Установление  ассоциативных связей между произведениями разных видов искусств 

Создание эскиза плаката или рекламных листочков  на социально значимые темы.

Составление  программы концертов, содержащих нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества. Участие  в их презентации перед младшими школьниками

29

2

Основные функции искусства в современном мире

30

3

Искусство как модель для подражания

31

4

Художественный образ спектакля

Выявление общих законов  в  восприятии  композиции картины и сцены. Художники театра.

Сказка в театре и кино.

32

5

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

Проработка следующих  содержательных линий с целью подготовки к исследовательскому проекту:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин, В. Васнецов и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

33

6

Снегурочка  как идеальный образ  в    произведениях искусства

34

7

Разработка проекта «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Разработка художественной идеи в замысле совместного проекта. Подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез .Определение своей роли в проекте. Определение  способов реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Общение и взаимодействие в процессе подготовки и осуществления проекта.

Использование опыта художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Осуществление  презентации проекта в рамках класса, школы. Защита проекта

35

8

Защита исследовательского  проекта  «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Итоговый  контроль

   

 Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения   учебного  процесса  по   изобразительному  искусству  в  VIII  классе

(в  соответствии с  письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса - ___человек),

 Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

 П - комплект, необходимый для практической работы в группах (2-4 человека)

     

 

Библиотечный фонд (книгопечатная  продукция)

Стандарт основного общего образования и образовательной области «Искусство» Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005

Д

Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы / под ред. Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2009;

Д

Учебник : Искусство. 8—9 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009

Ф

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Д

                         Информационно-коммуникативные средства

Электронный  учебник  "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" Критская, Сергеева

К

                                         Печатные пособия

Набор репродукций картин русской и зарубежной живописи

Печатные таблицы по искусству

Д

Портреты русских и зарубежных художников.

Д

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Д

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Ф

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Ф

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Д

Альбомы с демонстрационным материалом

Ф

                                             Экранно-звуковые пособия

 Видео:  «Чудеса Света», «Третьяковская галерея», «Русский град», «Музеи России.  Эрмитаж», «Виды и жанры изобразительного искусства»

Д

Учебный фонд авторских презентаций к урокам

Д

Фонохрестоматия для 8 класса

Д

                                            Технические средства обучения.

Экспозиционный экран, компьютер, проектор

Образовательные ресурсы (диски)

Д

                                                 Учебно-практическое оборудование.

Д

Бумага А4, бумага цветная, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашевые, кисти, пластилин, клей, ножницы и т.д

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...