адаптированная коррекционная программа по музыке для 7 класса
рабочая программа (7 класс) по теме
пояснительная записка . план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_korrekcionnaya_rabochaya_programma_po_muzyke_dlya_7_bklassa.docx | 33.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Адаптированная коррекционная рабочая программа по музыке для 7 «Б»класса.
Пояснительная записка
Эффективность обучения детей с ЗПР в классах выравнивания обеспечена адекватными условиями: особой учебной программой для 7 классов, коррекционными приёмами и методами обучения и воспитания. Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, а также большой оббьем представляют большие трудности в усвоении материала для детей с ЗПР. Эти дети отличаются низкой познавательной активностью, недостаточным вниманием, плохой памятью. Невозможность посещать музыкальный театр в городе, всё это влияет на успешность общего развития, обучения и музыкального воспитания. Для детей ЗПР необходимо адаптировать учебную авторскую программу «МУЗЫКА» авторов Е,Д, Критская , Г,П,Сергеевой. При адаптации программы необходимо уделить внимание на практические навыки и умения, а так же нужно уменьшить теоретический и прослушиваемый материал.
Вокально-хоровое творчество в коррекционных классах: Активная музыкотерапия, анализ вокально-хоровых произведений, предназначенных для исполнения детьми с ЗПР. Задача – научить детей быть счастливыми и радоваться жизни. Разучивание программного школьного песенного репертуара. Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз. Мелодизация эмоциональных призывов («Ах, как мне плохо»! «Какая удача, какая радость»!) дыхательные упражнения и медитации.
Музыкально-ритмические движения в коррекционных классах: Музыкально-ритмические движения в коррекционных классах – их освоение направлены на координацию движения, активизацию чувства ритма, на выработку желания управлять своим телом. Упражнения и игры по снятию эмоционального напряжения («Дождь», «Любопытная Варвара», «Яблоня»), этюды – пантомимы, гимнастика. Разучивание музыкально-ритмических движений при исполнении школьного песенного репертуара.
Слушание музыки: Анализ музыкальных произведений, предназначенных для слушания детьми с ЗПР на уроках музыки. Релаксация. Занятия и упражнения, направленные на развитие чувства релаксации, ощущения своего тела. Используются упражнения, беседы, игры по снятию эмоционального напряжения.
Игра на детских музыкальных инструментах в коррекционных классах: Игра на элементарных музыкальных инструментах, используемых в практике музыкального воспитания школьников с ЗПР. Занятия направлены на развитие самоощущения, саморегуляции, раскрытие внутренних резервов и уверенности в себе. Занятие на детских музыкальных инструментах развивает музыкальный вкус, снимает мышечное напряжение. Исполнение элементарных песен на металлофоне, бубне, барабане. Предлагаются игровые задания: «Гроза», «Кукушка» и т.д.
Импровизация в коррекционных классах: Импровизация мелодий без текста в заданном характере. Мелодизация стихотворных текстов. Импровизация «Музыкальный разговор» с текстом песни.
Особенности 7-х классов-. Над эмоциональностью восприятия начинает преобладать предметно-образная интерпретация. Проявляют интерес к сочинениям, выражающим сложный внутренний мир человека. Особенно остро чувствуют современную музыку.
Старших привлекают образы любви, борьбы, судьбы и т.л. В то же время появляется безапелляционность суждений: непонятно, значит не интересно и не заслуживает внимания. Стремление к самоутверждению может проявиться в негативном отношении к непонятному. При заинтересованности могут слушать до 15-17 минут.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;
утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа.1четверть-7ч, 2четверть-7ч,3четверть-10ч, 4 четверть-9часов. Итого 33 часа.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.
В связи с отсутствием оснащения кабинета музыки музыкальные произведения учитель может использовать по своему усмотрению (наличию в его фонотеке), можно заменять музыкальные произведения имеющимися в фонотеке учителя.
Учебный план по музыке для 7 класса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1 | Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки». | 16 ч | |
2 | Тема №2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». | 17 ч | |
Итого | 33 ч |
Календарно – тематическое планирование по музыке для 7 класса
1 полугодие: ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ..
1 четверть
№ | Тема урока | Количество часов | Дата планируемого проведения урока | Дата фактического проведения урока | Примерный материал урока |
1 | Классика и современность. | 1 | 6.09 | 8.9 | 1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». 2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». 3. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки». 4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». |
2 | Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. | 1 | 13.09 | 15.09 | 1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко». |
3 | Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | 1 | 20.09 | 22.09 | 1. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». 2. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. 3. Хор «Славься» из эпилога оперы. |
4 | Опера «Князь Игорь». Плач Ярославны. | 1 | 27.09 | 20.09 | 1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.2. «Половецкие пляски» из II действия. 3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы. |
5 | В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь». Балет. | 1 | 4.10 | 6.09 | 1 Вступление к первому действию. 2. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». |
6 | В музыкальном театре. Стон русской земли. Молитва. Первая битва с половцами. | 1 | 11.10 | 13.10 | 1. Вступление к первому действию. 2. Хор «Стон русской земли» из I действия. 3. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». |
7 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 | 18.10 | 15.10 | 1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А. 3. Хор «Славься» из эпилога оперы |
8 | Героическая тема в русской и тувинской музыке,литературе,живописи. | 25.10 | 27.10 | Кенденбиль –контата. Народные песни.Сказки 1 часть «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. Репродукции Васнецова, Билибина. | |
9 | В миузыкальном театре. Обобщающий урок. | 1.11 | 3.11 | Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. . Хор «Славься» из эпилога оперы Репродукции Васнецова, Билибина | |
Всего9ч | |||||
2 ЧЕТВЕРТЬ | |||||
10 | в музыкальном театре. Мой народ американцы. Первая американская опера «Порги и Бесс» | 1 | 15.11 | 17.11 | 1 Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». 2. Гершвин Д. «Колыбельная Клары». |
11 | в музыкальном театре. развитие традиций оперного театра. «Порги и Бесс» | 1 | 22.11 | 24.11 | 1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк». 3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена». 4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть». |
12 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | 29.11 | 1.12 | 1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2». 2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». |
13 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | 6.12 | 6.12 | 1. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». 2. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Богородице Дево, радуйся».
|
14 | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | 1 | 13.12 | 13.12 | 1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. |
15 | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | 1 | 20.12 | 20.12 | 1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. 2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». |
16 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».Обобщающий урок2 четверти. | 1 | 27.12 | 27.12 |
|
17 | Два направления музыкальной культур:духовная и светская. Духовная музыка. | 1 | 17.01 | 17.01 | 1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. 2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель». |
2полугодие: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | |||||
18 | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. | 1 | 24.01 | 24.01 | 1. Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А. 2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости». 3. Шуберт Ф. «Аве, Мария». 4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». |
19 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 | 31.01 | 31.01 | 1. Шопен Ф. ,Ноктюрн 2. Мендельсон Б. «Песня без слов». 3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».. |
20 | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | 1 | 7.02 | 7.02 | 1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». 2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». 3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24». |
21 | Циклические формы инструментальной му-зыки. Кончерто гросо. | 1 | 14.02 | 14.02 | 1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso» |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. Сюита в ста ринном духе Шнитке. | 1 | 21.02 | 21.02 | 1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso». 2. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима» |
23 | Соната. Соната №8 («Патетическая»)Л.Бетховена. | 1 | 28.02 | 28.02 | 1. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». 2. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». |
24 | Соната№2С.С. Прокофьева.Соната№11В.А. Моцарта. | 1 | 7.03 | 7.03 | 1. Прокофьев C.C. «Соната №2». 2. Моцарт В.А. «Соната № 11». |
25 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»). | 1 | 14.03 | 14.03 | 1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). 2. Моцарт В.-А. «Симфония №40». |
26 | Симфония №5 Л. Бетховена. | 1 | 21.03 | 21.03 | 1. Бетховен Л. «Симфония №5». 2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
Итого:10Ч 4 ЧЕТВЕРТЬ | |||||
27 | Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. | 1 | 4.04 | 4.04 | 1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). 2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
28 | Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. | 1 | 11.04 | 11.04 | 1. Чайковский П.И. «Симфония №5». 2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». |
29 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 | 18.04 | 18.04 | . Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». 2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». |
30 | . Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. | 1 | 25.04 | 25.04 | 1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. 2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». 3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
31 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | 16.05 | 16.05 | 1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. 2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». |
32 | «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. | 1 | 23.05 | 23.05 | 1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». 2. муз. Чичкова Ю. «Я,ТЫ, ОН, ОНА». |
33 | Музыка народов мира. Обобщение изученного материала | 1 | 30.05 | 30.05 | |
Итого:7 ч | |||||
Итого за год:33Ч |
Требования к уровню подготовки учащихся ЗПР-7-х классов.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека.
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель.)
- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности.
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных и татарских композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
- исполнять народные и современные песни (русские, тувинские), знакомые мелодии изученных классических произведений.
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
- проявлять инициативу в различных формах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Литература:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Программа «Музыка»./Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;
- Составитель: С. А. Томчук, методист ЯИРО. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса. Ярославль, 2009 г.
Средства обучения:
- Интернет – ресурсы.
- Компьютер.
- Музыкальная аппаратура.
- Мультимедийный проектор.
- Презентации по темам уроков.
- Фонограммы классических произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционная программа по музыке 2 класс.
Рабочая коррекционная программа по музыке 2 класс, составленная на основе программы Критской Е.Д....
Рабочая коррекционная программа по музыке 5 класс
Рабочая коррекционная программа по музыке 5 класс...
Рабочая коррекционная программа по музыке 7 класс.
Рабочая коррекционная программа по музые 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по музыке. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по музыке 5 класс 2018-2019...
Адаптированная рабочая программа по музыке, 8 класс.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социал...