"Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах"
учебно-методическое пособие на тему
Данный методический материал адресован учащимся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ. Все правила и советы по подготовке к техническому зачёту изложены довольно наглядно в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.Может использоваться как в домашней подготовке, так и на уроке, чем окажет конкретную помощь преподавателю, избавив его от некоторых поурочных записей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_zachyot_no1.docx | 255.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова
Дорогие ребята!
Эта маленькая книжка станет вашим постоянным спутником на всё время обучения в музыкальной школе в классе фортепиано.
Мне очень хочется, чтобы вы подружились с ней. Ведь она будет вам помогать готовиться к техническим зачётам. Хотя впервые с этим зачётом вы сталкиваетесь только в третьем классе, но готовиться к нему необходимо уже с первых занятий музыкой.
Все правила и советы по подготовке к зачёту изложены в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.
Желаю вам успехов в нелёгком деле развития фортепианной техники!
Ясинская Т.В.
Из чего состоит технический зачёт ? И что это такое?
- Гаммовый комплекс
Гаммовый комплекс—это набор разных видов технических формул: гамм, аккордов, арпеджио и других.
Эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов.
Все перечисленные составляющие гаммового комплекса имеют тесную аппликатурную взаимосвязь.
Аппликатура—это номера пальцев.
Каждый грамотный музыкант обязан знать буквенные обозначения нот и аккордов. Запомнить их вам поможет этот рисунок:
С
H
F
Е
B
D
A
G
А—ля; E—ми;
В—си бемоль; F—фа;
С—до; G—соль;
D— ре;
H—си;
Гаммы
Гамма—это поступенный звукоряд.
Гаммы бывают минорные и мажорные, диатонические и хроматические. Различие между диатонической и хроматической гаммами состоит в том, что в диатонической используются и тоны, и полутоны, а в хроматической только полутоны. От этого зависит аппликатура.
Обычно тренаж начинается игрой гаммы на две или четыре октавы. Играя любую гамму, не следует забывать о значительной роли первого пальца при подкладывании, ведь именно от него зависит ровность и чёткость исполнения. Нужно стараться подкладывать первый палец плавно, легко и незаметно, готовя его заранее к подмене.
Аппликатура в хроматических гаммах
Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.
Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.
Аппликатура в диатонических гаммах
I. « Белые гаммы» ( от белых клавиш):
мажорные | минорные |
До - С | до -Cm |
Соль -G | соль - Gm |
Ре -D | ре - Dm |
Ля - A | ля - Am |
Ми - E | ми - Em |
Пр. р.– на VII ступени
4-й
Л. р.– на II ступени
Исключения!
Фа мажор ( Пр. р на си-бемоль) и си минор( Л. р.– на фа#)
II. Бемольные гаммы:
Пр. р.– на си-бемоль
4-й
Л. р.– на IV ступени (новом бемоле)
III. Гаммы, где используются группы из трёх чёрных клавиш
(Фа#, Соль#, Ля #.):
Пр. р. – на ля#( или си-бемоль)
4-й
Л. р. – на фа# ( или соль-бемоль)
Аккорды
После небольшой «разминки» в гамме играют различные аккорды.
Аккорд — это одновременное звучание трёх или более звуков, расположенных в определённом порядке. Все аккорды играют с обращениями. Они могут быть трёх или четырёх звучными, всё зависит от размера руки пианиста и интервального состава аккорда.
Каждый следующий аккорд нужно готовить глазами, хорошо погружая пальцы в клавиатуру. При этом необходимо следить за состоянием запястья—оно не должно подниматься или фиксироваться.
Арпеджио
Арпеджио — это аккорд, звуки которого исполняются неодновременно. В учебной практике применяют следующие виды арпеджио:
При игре арпеджио большое внимание надо уделять объединяющему движению руки. А также следить за мягким погружением в клавиатуру первого пальца.
Аппликатура в аккордах и арпеджио
(по четыре звука)
мажорные | минорные |
До - C | ля - Am |
Соль -G | ми - Em |
Фа - F | ре -Dm |
I. Гаммы до 2-х знаков при ключе:
Трезвучие | Секстаккорд | Квартсекстаккорд | |
Правая рука | 3 | 4 | 4 |
Левая рука | 4 | 4 | 3 |
II. Мажорные гаммы от двух знаков при ключе:
Диезные | Бемольные |
Ре - D | Cи-бемоль -B |
Ля - A | Ми- бемоль- E |
Ми - E | Ля- бемоль- A |
Си - H | Ре- бемоль- D |
Фа# - F# | Соль- бемоль -G |
Трезвучие | Секстаккорд | Квартсекстаккорд | |
Правая рука | 3 | 4 | 4 |
Левая рука | 3 | 4 | 3 |
III. Минорные гаммы от двух знаков при ключе:
Диезные | Бемольные |
си - Hm | соль - Gm |
фа# - F#m | до - Cm |
до# - C#m | фа - Fm |
соль# - G#m | си-бемоль - Bm |
ре# - D#m | ми-бемоль - E m |
трезвучие | Секстаккорд | Кварт секстаккорд | |
Правая рука | 3 | 4 | 3 |
Левая рука | 4 | 4 | 3 |
2.Чтение с листа
Чтение с листа — это исполнение незнакомого произведения с одного проигрывания. Чтобы сделать это, необходимо провести предварительный анализ нотного текста.
Схема для предварительного анализа текста
Некоторые правила чтения с листа
- Надо заранее увидеть как движется мелодия:
- Зрительно опереться на основные элементы гаммового комплекса: гаммы, аккорды, арпеджио, продумать аппликатуру.
- Определить строение мелодии: мотивы, фразы, предложения.
- Глаза всегда должны опережать движения рук.
3. Транспонирование
Транспонирование — это перенос произведения или его части в другую тональность. Ему всегда предшествует чтение с листа (см. выше).
Замена знаков— самый лёгкий вид транспонирования на 1/2тона.
Мысленно надо поменять ключевые знаки, а ноты оставить без изменения.
Знак | При повышении | При понижении |
# | X | |
# | ||
Наиболее трудным считается транспонирование на 1 тон, т. к. кроме новых ключевых знаков, приходится мысленно ноты, записанные на линейках представлять между линейками.
Некоторые правила транспонирования
- Глазами познакомиться с произведением как при чтении с листа;
- Точно определить новую тональность (ключевые знаки);
- Точно определить изменится ли аппликатура;
- Исполнить в более спокойном темпе произведение в новой тональности.
4. Подбор по слуху
Умение подобрать на слух аккомпанемент к знакомой мелодии является показателем обще музыкального развития юного исполнителя. Чтобы правильно подобрать аккомпанемент к мелодии нужно :
- Выразительно её сыграть одной рукой;
- Определить её строение (мотивы, фразы, предложения, найти повторные моменты и т. д.);
- Определить тональность ( ключевые знаки, тонику), в ней построить Т, S, D.
- Вслушаться и определить какие из них подходят к опорным звукам мелодии;
- Выставить буквенно-цифровые обозначения;
- Определить жанр (песня, танец, марш);
- Выбрать подходящую фактуру аккомпанемента;
- Выразительно сыграть.
5. Этюд
Этюд — это пьеса, направленная на освоение технических формул, например: гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио и др.
Этюды развивают технику, если их играют в предписанном автором темпе, нужными штрихами, точной аппликатурой.
6. Знание терминологии
Знание терминов необходимо для того, чтобы уметь точно определить все авторские ремарки (обозначения, указания). Это помогает музыкантам создать художественный образ произведения.
Необходимый минимум терминов для учащихся.
обозначение | написание | произношение | перевод |
ff | Fortissimo | фортиссимо | очень громко |
f | Forte | форте | громко |
mf | Mezzo forte | меццо форте | не очень громко |
mp | Mezzo piano | меццо пиано | не очень тихо |
p | piano | пиано | тихо |
pp | Pianissimo | пианиссимо | очень тихо |
Cresc. | крещендо | усиление звука | |
Dim. | диминуэндо | уменьшение звука |
- Динамические оттенки
- Штрихи
обозначение | написание | произношение | перевод |
legato | легато | связно | |
. . | staccato | стаккато | отрывисто |
Не обозначается | non legato | нон легато | не связно |
accent | акцент | выделяя | |
– | portamento | портаменто | выдержанно |
sf | sfoszando | сфорцандо | с силой |
- Темпы
Очень медленные темпы | ||
обозначение | произношение | перевод |
Largo | ларго | широко |
Lento | ленто | протяжно |
Adagio | адажио | медленно |
Grave | граве | тяжеловесно |
Медленные темпы | ||
Обозначение | произношение | перевод |
Larghetto | ларгетто | cкорее, чем largo |
Andante | анданте | темп спокойного шага |
Sostenuto | состенуто | сдержанно |
Умеренные темпы | ||
Moderato | модерато | умеренно |
Andantino | андантино | быстрее, чем andante |
Allegretto | аллегретто | медленнее, чем allegro |
Быстрые темпы | ||
Allegro | аллегро | скоро |
Vivo | виво | живо |
Presto | престо | очень скоро |
Дополнительные термины | ||
обозначение | произношение | перевод |
Assai | ассаи | весьма |
Ritenuto | ритенуто | замедляя |
Аccelerando | аччелерандо | ускоряя |
A tempo | а темпо | в первоначальном темпе |
Non troppo | нон троппо | не слишком |
Molto | мольто | очень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка
Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...
Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)
Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...
Подготовка по обществознанию (в таблицах и схемах) 9-11 кл.
Представлены варианты таблиц и схем, адекватные обязательному минимуму содержания обществоведческого образования средней школы. Материал пособия изложен в соответствии со структурой его основных компо...
Чтение нот с листа на уроках музицирования как необходимый компонент комплексной подготовки учащегося-пианиста
Формирование навыков чтения нот с листа у обучающихся фортепианных классов музыкальной школы....
Форма проведения технического зачёта
Многочисленные и разнообразные гаммы на гитаре являются оптимальным учебно-тренировочным материалом в деле воспитания исполнительского аппарата гитариста, развития его пальцевой техники....
Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)
Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)...
О некоторых аспектах содержания технического развития учащихся- пианистов в старших классах музыкальной школы и поиске способов формирования у учащихся необходимых элементов пианистической техники.
Работа над учебным материалом это неизбежно работа над развитием техники ученика. Работа над техникой ставилась во главу угла в ...