Уроки риторики в 9 классе.
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по риторике в 9 классе
№ п.п. | Раздел, тема урока | Риторические умения | Понятийные и инструментальные знания | Домашнее задание | Часы | Дата |
Общение | ||||||
1 | Проверьте себя | Вводный урок: гимнастика для голоса, основные понятия за курс 8 класса; учет выявленных проблем, чтобы постепенно ликвидировать их | Голос как основа риторических умений. Виды общения. Речевой жанр. Спор. Речь и ее виды. Коммуникативная удача и неудача. Успешное общение. Риторический журнал | Выпуск номера риторической газеты. | 1 | 2.09 |
2 | Зачем нужна риторика? | Определять вид риторики | Общая и частная риторика. Профессионально ориентированные риторики. Их особенности | Составление схем, работа упр.25; упр. 31 | 2 | 8.09 15.09 |
3 | Загадка трех «К» | Ориентироваться в конкретной речевой ситуации. Владеть различными средствами выражения мысли. Быть в разной степени коммуникабельным, учитывая разные речевые ситуации | Коммуникабельность, контакт, коммуникативность | Изучающее чтение теории с.26, роль корректора, редактирование текста | 2 | 22.09 1.10 |
4 | Риторика уважения | Выделять критерии оценки для данной речевой ситуации, считая главным – соответствие цели высказывания. Уважение. Определять средства выражения уважительного отношения. Пользоваться этикетными средствами в жанрах гомилетики и ораторики. Оценивать свое и чужое высказывание с точки зрения определенных критериев, заявленных автором или вытекающих из речевой ситуации | Критерии оценки и самооценки общения. Этика, этикет и речевой этикет. Сигналы риторики уважения (речевой этикет): специальные слова и выражения; Соответствующая интонация (просительная, благодарственная и т.д., т.е. уважительная); Невербальные средства (жесты, мимика, теложвижения) | Ответы на вопросы учебника, с. 54 | 2 | 7.10 21.10 |
5 | Голос – «одежда» нашей речи | Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи. Составлять «голосовой сценарий» (партитуру) для произнесения подготовленной и частично подготовленной речи. Реализовывать на практике «голосовой сценарий» | Голос как основа риторических умений. Его постановка. Рекомендации для дальнейшего самостоятельного совершенствования собственного голоса | Составление памятки «Хороший тон голоса» | 1 | 29.10 |
Этапы предтекстовой подготовки и риторические фигуры | ||||||
6 КР№1 | Риторические фигуры | Определять основные этапы предтекстовой подготовки. (Нужен ли сбор материала? Необходимо ли специальное его расположение – какое именно? Какие риторические фигуры и где сделали бы текст убедительнее, украсили бы его?) | Основные этапы предтекстовой подготовки – в зависимости от формы (устной или письменной) и особенностей речевого жанра. Речевые жанры и риторические фигуры, их связь | Составить таблицу функций риторических фигур; создание хвалебной речи для администрации школы; составить инструкцию по применению риторических фигур в речи | 3 | 7.11 15.11 23.11 |
Основные роды, виды и жанры речи | ||||||
7 | Публичная речь | Определять устный жанр, его вид и род | Речь публичная и непубличная. Род. Публичная устная и письменная. Виды устной публичной речи: информационная; убеждающая, или воздействующая (ораторика). Жанры информационной речи: сообщение, лекция, доклад. Специфика каждого жанра | Определение рода, вида и жанра текста (задание по группам). Инд.задания: составление публичной письменной речи (тема на выбор учащихся) | 2 | 2.12 7.12 |
8 | Устные информативные жанры | Определять устный жанр. Определять род, вид и жанр устной речи, ее особенности, характерные для речевого жанра этапы подготовки, осуществлять в необходимых случаях подтекстовую подготовку на этапах изобретения, расположения, выражения, произнесения | Речь устная. Хрия как способ обучения структуре текста. Жанры риторики: совещательная; судебная, защитительная и обвинительная; подторжественная, т.е. эпидектическая; политическая | Ответы на вопросы учебника (устно); составление графика речи, подготовка защитной речи (Баба-Яга, сказочные и мифические герои); составление совещательного монолога (от лица Знайки и Незнайки) | 3 | 17.12 25.12 11.01 |
9 | Ораторская речь | Создавать совещательные, торжественные речи. Особенности ораторской речи. Публицистическая ораторская речь. | Осмыслить тему сообщения и доклада; собирать и отбирать материал с целью устного информационного выступления; правильно систематизировать и распределять материал; уместно и эффективно пользоваться средствами языка; произносить подготовленные тексты и фрагменты текстов в ораторской речи | Анализ текстов по выступлениям учащихся Ответы на вопросы учебника с.74; письменный анализ выступления (самоанализ) | 2 | 18.01 29.01 |
10 | Экскурсионная речь | Создавать экскурсионные речи | Информационно-убеждающие жанры: экскурсионная речь, отзывы | Составление текстов – выступлений для экскурсовода по Кремлю и Дарвиновскому музею (по вариантам); составление памятки секретов экскурсоводу и экскурсантам, упр. 67 | 2 | 4.02 9.02 |
11 | Дискуссия как жанр риторики | Дискуссия как жанр риторики. Вести дискуссию и участвовать в ней. Различать виды публичного спора по их основным признакам; отбирать ведущим дискуссию средства и приемы реализации коммуникативного намерения; отбирать участниками дискуссии средства и приемы реализации коммуникативных намерений; выбирать оптимальные языковые средства для конкретной конфликтной ситуации | Дискуссия, диспут, полемика, их разграничение и особенности. | Составить речь и приемы ведущего дискуссию «Каким ты видишь будущее России?»; подготовить вопросы для дискуссии, составить аргументированные тексты; упр.71 | 2 | 17.02 28.02 |
12 КР№2 | Автобиографическое повествование | Создавать биографию и автобиографию | Биография (деловая) и автобиография делового характера. Значение деловой автобиографии в жизни; обучение написанию автобиографии с учетом адресата | Составление деловой автобиографии, редактирование биографии; упр. 83 | 2 | 4.03 11.03 |
13 | Путевой очерк | Создавать путевой очерк | Информационно-убеждающие жанры: портретный и путевой очерк | Упр. 95, 99 | 2 | 17.03 25.03 |
14 | А-нек-дот! Ну да, анекдот! | Представление об анекдоте. Специфика жанра. Жанр современного фольклора. Различные виды анекдотов. | Информационно-развлекательные жанры: юмористический рассказ и анекдот | Составление сборника «Анекдоты от ученика 9 класса «Б», упр. 101 (устно) | 1 | 4.04 |
15 | Сказки с языковой начинкой | Задачи сказки. Содержание сказки. Секреты создания сказки. | Создание текстов лингвистической сказки | Создаем сказочный эталон (проблемное задание), упр.108 | 2 | 11.04 18.04 |
16 Тест№1 | Риторика и современные информационные технологии | Создавать тексты (в том числе поликодовые) с применением компьютера | Риторика и современные информационные технологии | Просмотреть и обсудить телевизионную программу, обсудить ее на материале (вопросы); написать проект телепередачи кабельного телевидения, адресат которой – учащиеся 9 классов вашего города: сформулируйте цель, содержание этой передачи, число и состав ведущих; подумайте и объясните, чем вы можете заинтересовать возможных спонсоров передачи; составьте рекламный гимн вашей передачи или музыкальную заставку | 3 | 26.04 5.05 12.05 |
17 | Резерв | 2 | 19.05 26.05 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Государственного стандарта основного общего образования по риторике;
- Примерной программы основного общего образования по риторике;
- Образовательной программы по курсу «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В – Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ под науч. ред. Леонтьева А.А. – М.: Баласс, 2009
Преподавание ведется по учебнику «Риторика 9 класс» 1 час в неделю (34 часа за год) под редакцией Ладыженской Т.А. М.: Баласс, 2005
Особое место занимает курс риторики в программе, так как она «постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью», «красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека» (Цицерон).
Содержание курса таково. Что в нем естественно и целенаправленно мысли и сердца подрастающего поколения обращены на проблемы нравственного характера, связанные с жизненно важной функцией личности – общением.
В программе выделены идеи курса, отражающие этические задачи:
- Не делай того, что осуждает твоя совесть
- Не говори того, что не согласно с правдой (Марк Аврелий)
- Дар речи возвышает человека над животными (Сократ)
Цели:
- Стимулировать учащихся задуматься над своими речевыми поступками, в основе которых – проблемы нравственного характера;
- Над тем, насколько школьники внимательны к окружающим, доброжелательны ли они;
- Всегда ли удается понять и почувствовать ситуацию общения;
Основные требования к умениям и навыкам в конце учебного года:
- Способность оценить свой и чужой речевой поступок
- Самопознание
- Самооценка
- Рефлексия
- Различать речевые жанры
- Уметь спорить
- Знать риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, антитеза, риторическое сравнение)
- Уметь публично выступать
- Уметь дискуссировать, знать приемы дискуссии
- Использовать современные информационные технологии в риторике
Прогнозируемые результаты
Умения и навыки:
-анализировать и оценивать общение, корректность поведения в контакте
-понимать этику, этикет в речи
-различать роды, виды, жанры публичной речи
-умело дискуссировать
-делать доклады, составлять рефераты
-использовать хорошую литературную речь
Знать и понимать:
-контакт, коммуникативность, коммуникабельность
-сигналы уважения
-антитезу, риторическое сравнение
-путевой очерк
-анекдот и его применение к месту
-пользоваться правильной, красивой речью
Литература для учителя:
- Риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы 9 класс под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Баласс, 2005
- Школьная риторика: 9 класс – Методические рекомендации - под редакцией Ладыженской Т.А. – 2-е издание, преработанное – М.: Баласс, 1998
Литература для учащихся:
- Риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. 9 класс под редакцией Т.А.Ладыженской – М.: 2011-10-25
Формы контроля:
- Контрольная работа – 2 часа
- Тест – 1 час
Планирование уроков. Разработка уроков поурочно
Урок 1
Тема: «Проверьте себя»
Цель: проверить знания и умения учащихся, поставить на учет выявленные проблемы, чтобы постепенно их ликвидировать, выявить пробелы изученного материала и систематически работать над ними., проверить риторические умения и риторический опыт (приобретенный)
Ход урока
- Повторение. Виды общения ( межличностное, групповое, массовое).
- Устная речь. Ответы на вопросы. Качество речи. Вывод.
- Ознакомительное и изучающее чтение.
- Топы и риторические фигуры.
- Речь подготовленная и неподготовленная.
- Спор. Правила спора.
- Утешение как речевой жанр. Обсуждение вопросов.
- Причины коммуникативной неудачи.
- Записи в рабочие тетради: причины коммуникативных неудач и пути совершенствования неудач в общении.
- Успешное общение. Рассуждения учащихся.
- Записи учащимися планов работы по риторике на учебный год.
- Самостоятельная работа в тетрадях: записи примеров коммуникативных неудач
- Обсуждение записей по самостоятельной работе.
- Инсценировки-миниатюры
- Импровизация темы. «Красота», «Радость», «Верность».
- Устная работа. Развитие речи. «Истории успеха»
- Закрепление. Работа по вопросам.
- Самостоятельная работа
- Закрепление и обобщение работы на уроке по вопросам: Считаете ли вы, что можно добиться больших успехов в данной области? Что для этого нужно сделать?
- Домашнее задание: создать проект риторического журнала
Урок 2-3
Тема. Зачем нужна риторика?
Цель: углубить знания о значении риторики, актуализировать понимание целей изучения курса риторики в школе, продолжать формировать интерес к риторике, развивать навыки поискового (выборочного) чтения и прогнозирования, которые являются общеучебными
Ход урока
- Чтение первого диалога Риторика и Цицерона
- Работа по тексту (диалогу). Вопросы и задания: найти в тексте слова, обозначающие цели изучения риторики, назвать и прокомментировать их
- Знакомство с различными определениями риторики, сопоставляем их, выявляя общее и специфическое в каждом.
- Развитие слухового внимания. Прослушивание один раз фрагмента текста из первой русской риторики (1620 г.) и задание: дать определение предмета греческими мудрецами: «Расис по-гречески значит речи или речение, греческие же мудрецы называют риторикой течение слов. Латинские мудрецы называют науку риторикой, далее ритор, Демосфен. Цицерон.
- Дополнительное задание. Развитие спонтанной (неподготовленной) речи. Прошлое риторическое учащихся. Опыт учеников.
- Работа по схеме на закрепление.
- Формулировка основных мыслей в виде тезисов. Изучающее чтение.
- Работа в парах. Освоение нового материала. Общая и частная риторика.
- Изучение сведений теоретического характера. Риторика 17 века. Деление риторики на общую и частную.
- Развитие зрительной памяти. Задание. Прочитать выделенный текст 2 раза, закрыть книгу, сделать запись по памяти. Сверить с печатным вариантом.
- Повторение. Основные этапы работы над речью.
- Закрепление. Работа по тексту. Ключевые слова.
- Обобщение по уроку. Названия основных частей общей риторики. Смысловое ядро. Разница между частной и общей риторикой.
- Речеведческий комментарий рисунков.
- Составление схемы, прослушивание текста, проверка правильности составленных схем.
- Итоги урока. Выступить в роли учителя, объясняющего ученику, пропустившему по болезни урок, что такое общая и частная риторика.
- Домашнее задание: упр. 32, составление схем
Урок 4-5
Тема. Загадки трех «К»
Цель: продолжение закрепления знаний о многофункциональной риторике, ввести новое понятие «профессионально ориентированная риторика», знакомство с родами, видами, жанрами профессиональной речи, учим различать обвинительные, защитительные, военные, педагогические и другие речи; работаем над интонационной выразительностью речи; повторяем риторические правила общения с аудиторией; даем новые сведения о языковых средствах, используемых для усиления воздействия словом на слушателя
Ход урока
- Актуализация мысли о культуре общения, умениях: ориентироваться в конкретной речевой ситуации, адекватно реагировать на слова собеседника, устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, не допускать псевдообщения. Учим различать понятия «контакт», «коммуникабельность», «коммуникативность». Повторение материала о видах общения, коммуникативных неточностях и ошибках. Даем представление о составляющих успешного общения: контакте, коммуникативности и коммуникабельности. Знакомим с проблемой псевдообщения и возможностями избежать его.
- Беседа. Эпиграф к разделу. Успех эффективного общения.
- Чтение теории с.26 учебника
- Работа с рисунками. Вопросы. Почему мы вступаем в контакт? Мотив? Цель? Кто говорит? К кому обращается? Где и когда говорит?
- Выводы по работе. Межличностное общение. Официальное общение и научная речь. Ситуации общения.
- Дополнительное задание. Анализ поведения слушателей во время экскурсии.
- Закрепление. Коммуникативные промахи и ошибки. Иллюстративная работа.
- Игра. «Корректор».
- Объяснение нового материала. Первое «К».
- Подбор однокоренных слов.
- Сравнение двух диалогов.
- Анализ фрагмента из повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
- Комментарий отрывка романа Э.Л.Войнич «Овод»
- Обобщение Взаимопонимание.
- Второе «К».
- Работа по словарю С.И.Ожегова.
- Анализ отрывка рассказа «Мастеровой» И.Ф.Горбунова.
- Работа в паре. Чтение диалога по ролям
- Анализ фразы из школьных сочинений.
- Составление схем.
- Выявление особенностей диалога повести А.Алексина «Очень страшная история».
- Итоги работы. Выводы.
- Третье «К».
- Чтение теории. Опыт ученика.
- Словарная работа.
- Сравнительная характеристика двух диалогов.
- Псевдообщение. Сцена из пьесы «Ревизор». Анализ отрывка (действие второе, явление 7).
- Итоги урока.
- Домашнее задание по учебнику упр.42
Урок 6-7
Тема. Риторика уважения.
Цель: знакомство с понятием «уважение», речевой этикет
Ход урока
1. Новый материал. Чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого, анализ прочитанного отрывка.
Беседа по вопросам текста.
- Работа по схеме учебника.
- Подбор ключевых понятий по тексту.
- Работа по схеме. Ответы на вопросы. Уважительное отношение (работа по таблице).
- Устная монологическая речь учащихся на закрепление о постулатах общения.
- Выводы по схеме.
- Закрепление. Дополнительное задание. Работа по пословицам.
- Составление своих постулатов. Конспект.
- Сигналы риторики уважения.
- Словесные и несловесные средства героев (работа по упражнению учебника на освоение нового материала)
- Чтение отрывков из повести Л.Н.Толстого, характеристика разговора двух братьев с точки зрения сигналов риторики уважения-неуважения.
- Анализ отрывка рассказа А.П.Чехова. ответы на вопросы по заданию упражнения учебника.
- Невербальные сигналы общения.
- Работа в парах. Материалы о невербальных сигналах общения.
- Поэзия и уважение. Брюсов. Лирика. Анализ высказывания поэта.
- Интонация уважения. Ее сигналы.
- Закрепление. Разговорные мелочи.
- Чтение текстов. Анализ прочитанных текстов.
- Разыгрывание ситуаций.
- Работа на закрепление по книге В.Леви «Искусство быть другом»
- Итоги урока.
- Домашнее задание. Составление памятки «Правила уважения»
Урок 8
Тема. Голос – «одежда» нашей речи.
Цель: привести и обобщить знания учащихся об особенностях использования голоса в различных коммуникативных ситуациях; дать информацию о роли речевого (фонационного) дыхания, порционного выдоха, активной артикуляции, отдельных элементов речевого аппарата в качественном произнесении; сведения о роли хорошей осанки, уместной позы говорящего в голосообразовании; основные способы улучшения качеств голоса, различные произносительные упражнения
Ход урока
- Осмысление о работе голоса в различных ситуациях
- Предупреждение основных недостатков в произношении
- Характеристика ситуаций по схеме: коммуниканты, цель и мотив общения, место, оценка качества голоса, речевой этикет, «работа» голоса.
- Ситуация «На трибуне». Советы.
- Ситуация «На уроке». Публичное выступление.
- Ситуация «У телевизора». Советы.
- Ситуация «В театре». «У костра».
- Анализ ситуаций и составление письменной характеристики сравнения.
- Закрепление. Пересказ по ролям рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». История о русалке.
- Анализ голоса .
- Работа в парах.
- Звуковое оформление речи.
- Анализ голосового сценария текста и его пересказ.
- Роль сказочника в произведении Грина А. «Алые паруса».
- Обобщение урока. Речь учащихся. Голос.
- Оценка голоса.
- Возможности голоса. Слово учителя.
- Изречения и пословицы. Работа в парах.
- Трактовка содержания высказываний Дж. Байрона, Мишеля Монтеня, Ж.Ренара.
- Индивидуальная работа по карточкам. Монолог Чацкого, Репетилова, Онегина, Лариной, Мери, Максима Максимыча, героев Гоголя.
- Литературная викторина.
- Интервью героя.
- Озвучивание голоса героя.
- Образцы КВН, речь В.Гиляровского.
- Контрольное задание.
- Домашнее задание. Составление памятки о свойствах голоса в произнесении речи. Инд.задания. Устные сообщения о великих ораторах Греции, памятниках древнерусской литературы, литературоведческих работ о писателях, художественных произведений, произведений музыки и живописи.
- «Только интонация убеждает» Д. Жирарден.
Урок 9-11
Тема. Риторические фигуры
Цель: умение использовать правильно риторические фигуры, формирование четкого представления о функциях каждой риторической фигуры, акцент на понятии «речевая фигура» и разграничение тропов и фигур.
Ход урока
- Риторические фигуры – качество речи.
- Повторение. Схема (составление) – «Коммуникативные качества речи»
- Повторение. Основные этапы подготовки к высказыванию.
- Повторение. Тексты из архива.
- Закрепление. Анализ средств выразительности. А.А.Ахматова. Лирика
- «Новый поворот» - диалог Коли и Риторика.
- Научно-популярный стиль.
- Чтение по ролям диалога Риторика и Коли.
- Чтение и комментарий словарного определения. Слово учителя.
- Основа тропов.
- Самостоятельная работа. Создание похвальной речи с использованием тропов. Адресат – администрация школы
- Закрепление. Интонация риторического вопроса. Возможные варианты вопросительно - риторических предложений.
- Сравнение исходного и преобразованного вариантов
- Закрепление. Аннотация, отрывки из личного дневника, интервью дополнение риторическими вопросами
- Риторический вопрос на реплику
- Пример. Лекция Менделеева Д.И. для России
- Анализ отрывка из произведения Н.В.Гоголя. Эффект диалога с читателем
- Самостоятельная работа. Передать идеи Гоголя Н.В. в виде обычных предложений (без риторических вопросов)
- Риторическое обращение и восклицание.
- Сообщение «Риторическое обращение как средство выражения авторской позиции на примере «Слова о полку Игореве»
- Анализ текста Р.Роллана. Речь Марата.
- Анализ текста И.С.Тургенева – речь о Пушкине А.С.
- Внутренняя обстановка риторических фигур
- Проведение конкурса – лучшее выступление, речь с трибуны при открытии школы для учащихся, их родителей
- Роль антитезы в речи
- Обработка пословиц
- Схема «Противопоставление – противостояние – противоположность»
- Закрепление выполнение упражнения 111
- Самостоятельная работа. Создание текстов с использованием антитез
- Риторическое сравнение.
- Структура риторического сравнения
- Самостоятельное сочинение риторических сравнений учащимися
- Варианты образов, примеров, сравнений: камни на дороге, грамотный человек чувствует в своих силах уверенность, малограмотный – сомнение; грамотная речь как исправная машина (прямая, ровная дорога): с ее помощью достигнешь цели быстро и надежно
- Вывод: Риторическое сравнение: риторические фигуры – как соль. Нет ее – невкусно. Много – есть невозможно
- Домашнее задание: упражнение 121
Урок 12-13
Тема. Публичная речь
Цель: знакомство с понятиями род, вид, жанр
Ход урока
- Вступительное слово учителя и беседа
- М.В.Ломоносов и его письма.
- Работа по учебнику
- Схема деления публичной речи на роды, виды и жанры.
- Примеры информационной речи по телевидению («Новости спорта», «Погода»)
- Репортаж с места событий, приветственная речь, схема жанра. Жанры информационной речи. Жанры воздействующей речи. Деление ораторской речи на жанры
- Резерв. Сравнение по принадлежности к роду и виду жанров: объявление и реклама, отчет и отзыв.
- Самостоятельная работа по определению рода, вида и жанра текста: Речь Катона Старшего, Диогена Лаэртия, Надпись из Бергема 1 половины 2 века до н.э.; Обновленный дворец
- Объяснение нового материала. Хрия – как структурно-смысловая схема. Хрия – слово, которое изъясняет и доказывает краткую, лапидарную, нравоучительную речь
- Части хрии, элемента хрии
- Закрепление. Примеры использования хрии
- Самостоятельная работа. Создание хрии в интерпретации М.В.Ломоносова или Н.Ф.Кошанского
- Анализ текстов
- Значение хрии.
- Анализ примеров из учебника с элементами хрии
- Итоги урока
- Домашнее задание: создание хрии по образцу
Урок 14-16
Тема. Устные информативные жанры
Цель: раскрыть основные признаки сообщения, доклада, специфику реферативного сообщения; показать, как нужно действовать на различных этапах подготовки доклада или сообщения; выработать умения – осмыслить тему сообщения и доклада, собрать и расположить материал, правильно систематизировать материал, правильно располагать материал, уместно и эффективно пользоваться средствами языка; анализировать тексты и фрагменты текстов докладов и сообщений, произносить подготовленные сообщения с учетом темы, целей и задач говорящего и ситуации, в которой происходит выступление
Ход урока
- Объяснение нового материала. Изучение теории
- Анализ текстов
- Реферативное сообщение
- Сравнительная характеристика текстов: реферата и устного реферативного сообщения
- Отличия текстов реферата и реферативного сообщения
- Создание текста устного реферативного сообщения на основе письменного текста в устный
- Подбор примеров и изменение вступительной части, использование средств активизации внимания слушателей
- Работа по таблице учебника
- Правильный выбор слов. Устранение лексических ошибок. Лексическая сочетаемость
- Сообщение и доклад
- Анализ текста, ответы на вопросы текста (цель автора, хвалебная речь)
- Вступление – основа и ключ части
- Основная часть – признаки эпидейктической речи
- Заключение – воодушевление слушателей, успех оратора. Выразительность речи
- Выводы: проблемный вопрос. Почему выступление показалось интересным лично вам?
- Работа по этапам создания речи, доклада и сообщения
- Этап изобретения (Отбор информации)
- Приветствия
- Этап расположения (Как расположить материал?)
- Примеры работы с текстом вступления
- Задачи вступления
- Письменная работа: написать вступление и заключение к нему, логично и последовательно расположить материал основной части, ввести в сообщение средства, способствующие общению со слушателями
- Варианты обобщений и выводов по содержанию вступления
- Этап выражения (Говорите выразительно, доходчиво, живо0
- Цитирование текстов
- Цели высказываний
- Резервный материал. Приемы, помогающие заинтересовать слушателей, выразить свое отношение к содержанию.
- Работа по материалам учебника истории
- Анализ текста
- Этап произнесения (Готовимся выступать)
- Анализ устных информативных выступлений учащихся. Повторение
- Закрепление. Анализ одного выступления учащегося
- Общие рекомендации: обязателен вывод
- Домашнее задание: подготовить выступление (доклад, сообщение)
Урок 17-18
Тема. Ораторская речь
Цель: знакомство с ораторской речью, ее особенностями, отличите ораторской речи от публицистической, формирование навыков ораторской речи
Ход урока
- Слово учителя.
- Ораторская речь в разных ситуациях. Иллюстративная работа по учебнику
- Примеры ораторских выступлений. Андокид и его речи. Демосфен «Третья речь против Филиппа». Судебная речь Ликурга. Речь президента США А.Линкольна, речь канцлера ФРГ Л.Эрхарда
- Обобщение учителя. Три речи: интеллектуальные, эмоциональные и нейтральные
- Условия успеха оратора и его речи.
- Зрительный контакт и голос оратора
- Сообщение на тему урока, используя материал в начале параграфа и рисунки. Пример: Речь оратора портит поза.
- Составление памятки «Чтобы хорошо выступать…»
- Схема ораторской речи
- Части ораторской речи.
- Вступительное слово учителя: построение речи, расположение ее частей, выбор темы и определение целей речи
- Главная тема
- Структура речи
- Целевая установка
- План речи
- Резервный материал.
- Введение, основная часть, заключение
- Работа по учебнику: тренировка учащихся в составлении плана ораторской речи
- Введение понятий: судебная, совещательная, политическая, торжественная (эпидейктическая) речь
- Сфера употребления, коммуникативная задача и вид ораторской речи
- Теория
Урок 19-20
Тема. Экскурсионная речь
Цель: знакомство с особенностями экскурсионной речи
Ход урока
- Вступительное слово и беседа
- Экскурсовод и экскурсионная речь, их роль
- Возможные ситуации
- Когда мы – экскурсоводы
- Резервный материал.
- Прослушивание текста и пересказ его
- Сравнение двух текстов о Кремле
- Практикум. Страница путеводителя по залам Эрмитажа.
- Коллективная работа. Составление путеводителя по залам музея (на выбор учащихся)
- Советы экскурсоводу и экскурсантам
- Как готовиться к экскурсии
- Секреты экскурсии и экскурсовода
- Примеры: Тарханы
- Работа по текстам
- Выводы по уроку
- Домашнее задание: составить путеводитель (по выбору учащегося) музей, театр, опера и т.д.
Урок 21-22
Тема. Дискуссия как жанр риторики
Цель: учим эффективному дискуссионному общению, формируем риторические умения: различать виды публичного спора по их основным признакам, отбирать средства и приемы реализации коммуникативного намерения, выбирать оптимальные языковые средства для конкретной конфликтной ситуации
Ход урока
- Обработка фрагментов публичных споров
- Закрепление понятий: спор, дискуссия
- Объяснение нового материала
- Виды дискуссий по цели и результату
- Определение по типу дискуссии по учебнику. Работа в парах.
- Тип дискуссии: императивный, конфронтационный, информационный, результативный, ничейный, неопределенный
- Диспут, полемика, дебаты – новый материал, знакомство
- Формулирование учащимися темы, которую можно обсудить в публичном споре (индивидуальная работа)
- Формулирование тем для публичного спора (подведение итогов индивидуальной работы)
- Признаки дебатов
- Дискуссионная речь
- Чтение отрывка из романа Д.Гранина «Картина». Монолог и диалог в споре героев.
- Речь и приемы ведущего дискуссию
- «Энергетический заряд»
- Функции вопросов ведущего, его речь, описание возможных речевых ситуаций
- Контактоустанавливающие слова.
- Закрепление. Умение задавать вопросы, правильно давать формулировку вопросам. Обращение к аудитории
- Обнажение стратегии и тактики
- Речь и приемы участников дискуссии
- Сведение к абсурду
- Атака вопросами
- Прием «бумеранг», или «бей врага его же оружием»
- Непозволительные приемы (уловки)
- Вывод. Объяснение таблицы, использование ее в речи, составление аргументов, текстов, речевые средства и приемы, вводимые в речь.
- Домашнее задание. Роль ведущего (составить дискуссию, провести в классе по теме(на выбор учащихся).
Урок 23-24
Тема. Автобиографическое повествование
Цель: показать значение автобиографии в жизни, обучение написанию автобиографии
Ход урока
- Объяснение нового материала
- Анализ биографии ученицы по учебнику упр. 132
- Деловая автобиография
- Рассказ учительницы и ученицы
- Резервный материал. Автобиография С.А.Есенина. Анализ автобиографии поэта
- Деловая автобиография Есенина С.А. Отличие автобиографии и деловой автобиографии поэта
- Коммуникативная установка. Автобиография
- Адресат. Данные адресата.
- Определение адресата – самостоятельная работа по учебнику упр.137
- Адресант.
- Основные способы обозначения адресанта (автора) в автобиографии
- Коммуникативные намерения
- Время в автобиографии
- Резервный материал. Временная организация автобиографии. Временные отношения
- Разные лики «Я»
- Рассказ о себе (обучающий этап урока)
- Резервный материал. «Двойник» автора.
- Работа по тексту Пришвина М.м.
- Воображаемые персонажи в отрывке Вс. Иванова «Похождения факира»
- Автобиография, дневник, мемуары
- Работа по текстам в парах на закрепление
- Автобиография и характеристика. Отличие автобиографии и характеристики
- Работа по тексту Ю.Сальникова о жизни К.Д.Ушинского
- Работа группами. Автобиография К.М.Симонова
- Итоги урока.
- Домашнее задание: составить деловую автобиографию (на себя)
Урок 25-26
Тема. Путевой очерк
Цель: знакомство с путевым очерком, его отличие от очерка, признаки , виды, особенности
Ход урока
1. Очерк. Сопоставление статей толкового словаря и энциклопедического словаря.
Особенности очерка: документальность; достоверность фактов, событий; полистилизм; элементы художественной типизации.
Документальный очерк. Публицистический очерк.
Виды очерка: путевой, портретный, проблемный.
Портретный очерк на страницах газеты «Народная трибуна». Герои очерков. Профессии, увлечения. Анализ портретного очерка: определение жанровых черт, средств выразительности.
Возможен анализ других портретных очерков (например, В. Распутин «Твой сын, Россия, горячий брат наш… О Василии Шукшине). Определение жанровых особенностей, стилистических особенностей, определение функции выразительных средств языка.
Вступительное слово учителя:
- Ребята! Вот мы с вами и попрощались с красным летом и встретили загадочный сентябрь. Поистине, это чудесный осенний месяц! Особенно, если любуешься его чарующей и вопиющей красотой в лесу. Давайте же совершим путешествие в сентябрьский лес, неспешное, вдумчивое!
В пути мы познакомимся с лирическими произведениями русских классиков 19-20 вв., чтобы вместе с ними причаститься могуществу и таинству осенней природы. Вероятно, кто-то из вас тоже захочет поделиться с нами собственными впечатлениями в своих стихотворениях. Такие желающие, конечно, будут отмечены. Каждый из путешественников сможет получить не только незабываемые впечатления и новые знания, но и положительные отметки, в том числе за свои путевые очерки. С этим речевым жанром мы также познакомимся в ходе нашей прогулки.
У.: Итак, начнём! Полюбуемся сентябрьскими пейзажами! Оцените их великолепие, проникнетесь, неунывающие путешественники, осенней песней! Внимание, задание! Озаглавьте данный музыкальный фрагмент, поделитесь своими первичными впечатлениями в устной или письменной форме.
Демонстрируется музыкальная видео зарисовка осенней природы.
После просмотра ученики предлагают свои заголовки к сюжету, например: “Осенняя прелесть”, “Торжество сентября”, “По следам осени”, “Дорогами сентября”, и т. д. Далее беседуем: “Что особенно запомнилось в осенних пейзажах? Какие чувства в вас пробудили картины осенней природы в музыкальном сопровождении? Какую музыку вы бы присовокупили к этому фрагменту?”
У.: Вот мы с вами и миновали первые лесные тропки. Давайте зафиксируем в текстовом виде полученные нами впечатления!
Например, “ Осень, как известно, – удивительная пора! Так незабываем и притягателен сентябрьский лес! Видимая сумрачность и утомлённость этого разряженного шалуна обманчива. Ведь сколько очарования и шарма под куполом молчаливых дерев, сколько игры и загадок в пёстрой мозаике листьев! Так что не пройдёшь беспечно мимо осеннего терема, забывчиво нырнёшь в тревожный его лабиринт!”
Ученики зачитывают свои тексты, попутно вместе с педагогом корректируют речевые ошибки и недочёты.
У.: Итак, ребята! Считайте, что это – начало вашего будущего путевого очерка. Что это за жанр? А давайте поиграем в “Юного разведчика”! Слушаем внимательно условия игры, самые активные получат пятёрки в журнал! Откройте стр. 197 -209 учебника по риторике за 9 класс. Да-да! Мы чуть опередим события. Вы уже знаете, как отыскать научный материал в учебных статьях. Так, вам предстоит “разведать” данные страницы и отыскать необходимые, важные сведения, как раз касающиеся структуры и создания путевого очерка. Все “добытые” знания мы поместим в следующую таблицу:
Путевой очерк как речевой жанр, его особенности. | Как создавать путевой очерк |
Путевой очерк – текст публицистического стиля, в котором автор от своего имени открывает собеседникам новые страны и континенты, рассказывает о своих впечатлениях и событиях во время путешествия. | 1. Отправиться в путешествие, взять фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон, блокнот журналиста и т. д. Подумать, над какой проблемой хотелось бы поразмыслить, на что обратить внимание. |
Материал путевого очерка сугубо личный, субъективный, с живым, ярким и интересным изложением фактов. | 2. Записывать по пути свои впечатления, мысли, чувства. Зафиксировать документальные факты. Снимать на видео- или фото интересные места и т. д. На магнитофон записывать “подслушанные” диалоги, голоса природы и др. |
Путевой очерк всегда имеет познавательное значение и в то же время развлекает нас, вызывает сравнения и сопоставления, заставляет задуматься. | 3. Отобрать необходимый материал, придумать точный, яркий заголовок. Расположить основные части материала в нужной последовательности. |
Основа путевого очерка – это подлинный жизненный материал, который может постичь тот, кто много видел и умел наблюдать. | 4. Не нужно также забывать о тщательном отборе языковых средств, в частности, о красочных выражениях и ярких словах, помогающих передать ваши мысли, впечатления, чувства; о языковых средствах публицистического стиля. |
В путевом очерке автор, как правило, раскрывает проблему, ради которой было предпринято путешествие. Важны и авторские впечатления. | 5. Приступить к письменному оформлению путевого очерка, присовокупляя свои фото- и видео-зарисовки, рисунки, записи и т. д. Выразительно озвучить готовый текст путевого очерка. |
У.: Т. о., в путевом очерке важно не просто поделиться фактами и впечатлениями, но и поразмыслить над какой-либо проблемой.
Предложите, ребята, свои темы для размышления во время пути по осенним тропкам. Но перед этим давайте продолжим наше путешествие и просмотрим ряд фрагментов, записанных мною во время предварительного визита в сентябрьский лес. Вы услышите стихотворения русских классиков XIX-XX вв. в моём исполнении.
Узнаете ли вы авторов и названия стихотворений, прозвучавших в видеофрагментах?
Демонстрируются видеофрагменты, в которых на фоне пейзажей учителем озвучиваются стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”, а также С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…” Каждый из преподавателей может самостоятельно отснять подобные кадры.
У.: Молодцы, коли вспомнили авторов и названия стихотворений, прозвучавших в данных отрывках. Дополнительно я включила и собственные лирические произведения – отголоски незабываемых впечатлений.
Предлагаю подробнее познакомиться с текстами этих двух замечательных классиков. Ученикам выдаются распечатки с текстами стихотворений Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина.
Далее – творческий анализ текстов по следующим вопросам:
1. Какие чувства пробуждает каждое из стихотворений?
2. Сопоставьте описание осенних пейзажей:
- что общего в изображении осени, в настроении?
- что индивидуально?
3. О чём размышляют, по-вашему, Ф. И. Тютчев и С. А. Есенин?
4. Какую мелодию вы бы предложили в качестве фона во время выразительного чтения данных произведений?
В ходе анализа учителем корректируются ответы, и обобщающие выводы фиксируются на доске и в тетрадях:
Ф. И. Тютчев: лирика глубоко философская. Природа – это целое, необъятное, одухотворённое, загадочное царство; великое и непостижимое разумом явление. Пейзажи насыщены красками, звуками, чувствами, переживаниями:
Багряных листьев томный, лёгкий шелест…
…Над грустно-сиротеющей землёю.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Вместе с тем ощущается некая тревожность, предчувствуются “сходящие бури”, и человек, постигающий осенние метаморфозы, как бы сопрягается с живой душой природы, её противоборства отождествляются с его противоречивой сущностью:
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Противоречивость как человека, так и природы, акцентируется:: “умильная прелесть”, “чистая лазурь” и “зловещий блеск…дерев”, “порывистый, холодный ветр порою…”, “кроткая улыбка увяданья…”. Кажется, что теперь уже речь не о том, что видишь со стороны, а о том, что ты сам сбой являешь, что отражает от тебя, как в зеркале, окружающая действительность. Т.о., ощущается сложность, многообразие и неоднозначность природных явлений осени, уподобляемых человеческому бытию.
С. А. Есенин: философское размышление о судьбе поэта, выходца из села Константинова. Осень – это уже не романтическое созерцание и постижение “умильной таинственной прелести”, а, скорее, необратимое увядание, печальное знамение:
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Есенин отождествляет неизбежные процессы в судьбе человека и необратимые явления в круговороте природы:
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Поэт с любовью отзывается о своём прекрасном родном уголке.
Он описывает родственные отношения, подчёркивая неразрывную связь лирического героя с сельской природой, близкой и дорогой С. А. Есенину:
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Но неизбежное “новое” тревожит поэта и осеннюю природу:
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья
Это “ветр” неизменных и близких перемен. Поэта печалит, что его время проходит, и забвение наступит подобно тому, как естественен круговорот явлений в природе. В данном стихотворении Есенина это “новое” вполне конкретизировано:
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
Однако это “новое”, тем не менее, оптимистично.
Т. о., природа и человек в лирическом произведении С. А. Есенина образуют единый мир, но не идиллический, а реальный, осязаемый.
Переживания лирического героя и родной ему окружающей среды противоречивы.
Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся.
У.: Ребята, а на какие темы вы бы поразмышляли во время путешествия по лесным дорогам осени? Ребята предлагают разные темы и проблемы, например, “Неизбежность перемен”, “Круговорот в природе и в жизни людей”, “Невостребованная красота осени” и др.
У.: Надеюсь, вы теперь заинтересовались лирическими произведениями русских классиков XIX-XX веков, которые размышляли над темой “Человек и природа”. А мы с вами, завершая путешествие, не можем не остановиться на эпитетах как одном из важнейших и значимых тропов для образного оформления своих переживаний, впечатлений, мыслей, чувств.
Давайте вспомним, какой частью речи выражен эпитет? Верно, именем прилагательным, употребляемым в переносном значении: румяное яблоко, золотой лист и т. д. Перед вами фотографии осенних пейзажей.
Рассмотрите их подробнее и напишите как можно больше эпитетов к любому из предложенных изображений.
Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся.
Домашнее задание:
1. Выбрать один из двух вариантов:
- нарисовать красочные осенние пейзажи с приложением к ним своих стихотворений;
- подготовить устные сообщения о творчестве любого поэта XIX-XX вв., одной из основных тем которого была “Человек и природа” (Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, С. А. Есенин и др.)
2. Поделиться своими впечатлениями о путешествии, а, вместе с тем, поразмышлять на какую – либо тему в своём путевом очерке. На конкурс – “Я – журналист!” Оформление, прилагаемые видео- и фотоматериалы поощряются особо. А также учитывается грамотность письменной речи. Желательно, посетить осенний лес. Однако принимаются путевые очерки и о других реально совершённых вами путешествиях (не забывайте о фактической стороне этого речевого жанра).
Заключительное слово учителя:
- Вот мы и завершили наше путешествие! Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, предложениями. Что вы усвоили, запомнили. Что осталось неясным, непонятным? Куда бы вы хотели отправиться со мной в следующий раз? С какой целью? Почему так важно не забывать о классических образцах художественной литературы? Зачем мы всегда обращаем внимание на грамотность письменной и устной форм речи?
Т. о, наше путешествие оказалось не только увлекательным, но и плодотворным! Мы постараемся научиться создавать грамотные путевые очерки о собственных реальных путешествиях! В счастливый путь!
Урок 27
Тема. А-нек-дот?! Ну да, анекдот!
Цель: изучение анекдота, привитие культуры восприятия, отбора и рассказывания анекдотических текстов; выработать представление об анекдоте как многофункциональном, широко используемом в различных ситуациях речевом жанре современного фольклора, создание мотивации к изучению анекдота, возможность высказать свое отношение к анекдоту
Ход урока
- Слово учителя об анекдоте
- Рассуждения учащихся. Обсуждение темы
- Итоги рассуждений
- Логическое определение анекдота.
- Какие бывают анекдоты? Виды анекдотов. Объяснение нового материала
- Критерии отбора анекдота
- Оглавление сборника «Анекдоты от Никулина» - совместная работа учеников и учителя
- Индивидуальная работа – создание классификаций анекдотов
- Основные структурные компоненты жанра анекдота. Ознакомление
- Анекдот и анекдотическая ситуация
- Работа по схеме учебника
- Работа по таблице учебника (групповая)
- Дополнительное задание. Примеры из классики. Анализ текстов
- Введение в речь анекдота и коммуникативной задачи в целом
- Цели анекдотов
- Дополнительное задание. Цель анекдотов, работа по текстам индивидуально
- Итоги работы: создание анекдота учащимися (работа в парах)
- Анекдот хорош к месту
- Проблемные вопросы об анекдоте, пути их решения
- Изобретение анекдота
- Расположение анекдота
- Выражение анекдота (украшение)
- Запоминание анекдота (записывание основных структурных элементов анекдота)
- Произнесение анекдота (исполнение)
- Итоги урока
- Домашнее задание: составить список передач, в которых звучат анекдоты, выразительное чтение анекдота, подготовиться к игре по анекдотам
Урок 28-29
Тема. Сказки с языковой начинкой
Цель: выяснить задачи лингвистической сказки, ее содержание, умения сочинять лингвистические сказки
Ход урока
- Объяснение нового материала. Слово учителя. Предметная, лингвистическая сказка, ее задачи, содержание, условия сочинения лингвистической сказки
- Знакомство с секретами создания сказки – педагогической, предметной, лингвистической, в том числе
- Комментарий учителя к заданию. Работа в парах
- Создание схемы, записи схемы в тетради.
- Схема: Сказка
Народная Литературная, предметная
Знания о мире Знания по предмету
Сказочные герои Лингвистический герой
Чудесные помощники Упрощенный сюжет не должен оттеснить основную учебную задачу
Сложный
(напряженный)
Сюжет,
Включающий
Сказочные
Действия
(отлучка, запрет,
Нарушение запрета,
Вредитель
Побежден и пр.
Общее у сказок – живая как жизнь, а остальное – это отличия
- Современные писатели – сказочники
- Сказочный эталон
- Анализ лингвистической сказки о букве Е. Коллективная работа на закрепление
- Самостоятельная работа. Сочинение сказки - мотировки
- Лингвистический герой
- Закрепление – иллюстративная работа по учебнику
- Построение лингвистической сказки
- Сказочная лаборатория
- Грамматический детектив
- Духовный смысл сказки
- Итоги урока
- Домашнее задание: сочинение сказки – мотировки (лингвистической), мини-проект сказки или презентация
Урок 30-32
Тема. Риторика и современные информационные технологии
Цель: показать роль новых технических средств в устном и письменном общении, раскрыть положительные и отрицательные факторы применения новейшей техники при массовой коммуникации, доказать необходимость применения правил и законов риторики при создании монологических и диалогических речевых жанров с помощью технических средств Интернета
Ход урока
- Постановка задачи урока
- Работа по учебнику
- Эпиграф
- Тезис стихотворения
- Троп стихотворения
- Смысл эпиграфа?
- Создание телевизионной рекламы. Самостоятельная работа
- Анализ отрывка телевизионной программы
- Индивидуальная работа: написать проект телепередачи кабельного телевидения, адресат которой – учащиеся 9-10 классов вашего микрорайона, вашего города; сформулировать цель, содержание этой передачи, число и состав ведущих, чем вы заинтересует возможных спонсоров передачи
- Общение и Интернет
- Работа по учебнику
- Резервный материал. Создать телеконференцию (письменную) по проблеме (выбор за вами), но не в компьютерной сети, а в школьной газете
- Деловые бумаги
- Работа по учебнику самостоятельно – усвоение материала
- Справка, счет, заявление, информационное письмо (объявление)
- Самостоятельная работа
- Закрепление. Деловая речь и компьютер
- Пародия на деловое письмо – обсуждение коллективное
- Итоги урока
- Домашнее задание: создать деловое письмо директору (тема определяется учащимися0
Урок 33
Тема. Итоговое занятие
Цель: подвести итоги изучения риторики в 9 классе
Ход урока
- Слово учителя
- Составление объявления
- Классный час
- Ученик школы
- Человек и факты
- Современная риторика в школе
- Игра (риторические термины, запись на время)
- Итоги урока
- Выводы: анализ своих достижений по риторике (письменно), объем 2-3 страницы, шрифт 14, интервал 1.5 Урок 34 - резерв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки
Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...
Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов
Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....
Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.
Материал для работы на уроках риторики в 10 классе. Тема: "Дистантное общение и современная техника". Задание предполагает просмотр видеофрагмента, его риторический анализ и решение риториче...
Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Конфликтная ситуация. Конфликт.
Материал разработан к уроку риторики в 10 классе по теме: "Конфликтная ситуация. Конфликт". Задание предполагает просмотр и риторический анализ видеофрагмента, далее ребятам предлагается реш...
Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Официальный тост.
Матриал предполагает просмотр, последующее за ним обсуждение видеофрагмента и решение риторической задачи по теме: "Официальный тост"....
Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника. "Из комментария слов не выкинешь".
Предлагаемый материал включает анализ образцов комментариев и последующее их обсуждение....
Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.
Материал включает в себя памятку, содержащую правила успешного официального общения по видеосвязи....