«Система менеджмента качества образования: основные принципы качества»
статья по теме
Тема выступления: «Система менеджмента качества образования: основные принципы качества»
Подготовила: Пархоменко А.Ю.
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества.
Учитывая тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение,
возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.
Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка
стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования
базируется на трех ключевых составляющих:
Цели и содержание образовательного процесса;
Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.
Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат
формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Система менеджмента качества образования: основные принципы качества»
Подготовила: Пархоменко А.Ю.
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение, возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.
Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:
- Цели и содержание образовательного процесса;
- Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
- Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.
Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.
(Слайд 6). В современных условиях ОУ, оказывающее образовательные услуги сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:
- Конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
- Спрос на специалистов носит непостоянный характер;
- Государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
- Большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей)
- Использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов.
Система менеджмента качества (СМК) в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы. Пересмотрев подход к обеспечению качества образования, образовательные учреждения разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, который является аналогом международного стандарта ISO 9001:
(Слайд 8). В области образования внедрение СМК преследует следующие цели:
Внутри учебного заведения:
- В образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
- Реорганизация системы управления учебным заведением, введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
- Развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
- Введение новых образовательных технологий;
- Повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
- Оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.
Внешние цели
- Повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
- Расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
- Повышение престижа вуза;
- Постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.
Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
- Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
- Вовлечение персонала — так как персонал организации (а это мы с вами-коллеги) является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, то опора наших лидеров на нас - это залог успеха.
- Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы — через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
- Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
- Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
- Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Подробно рассмотрим Этапы построения СМК в ОЗПЭК им. Саввы Морозова. (Слайды 7-14)
- Формулирование Миссии, стратегии, политики, целей и задач ОЗПЭК в области качества на основе анализа потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон.
На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг ОЗПЭК руководство колледжа должно разработать Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.
Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством. Главный документ — это План мероприятий по разработке и внедрению системы качества в ОЗПЭК. (Приложение 1).
Смотреть Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова. (Слайд 8)
- Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СМК ОЗПЭК им.Саввы Морозова.
- Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОЗПЭК им.Саввы Морозова
Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова.
4. Формирование организационной структуры системы менеджмента качества ОЗПЭК им. С.Морозова. Рисунок 2. (Приложение 2). Необходимо сформировать ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО КАЧЕСТВУ ОЗПЭК!!!
5. Самооценка ОЗПЭК (обследование рабочих процессов). Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации. При разработке модели СМК ОЗПЭК можно использовать “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”.
6. Разработка документации системы менеджмента качества (Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции)
7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. В ОЗПЭК можно внедрить документированную процедуру, регламентирующую осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов ГБОУ СПО ОЗПЭК представлена в Таблице 1 (Приложение 3).
А также Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников ОЗПЭК (Приложение 4).
8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий
Кроме того, регулярно проводить внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в разработать бланки аудита (Приложение 5). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях ЦМК, полученные данные анализируются руководством ОЗПЭК и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.
Система менеджмента качества в образовании,
будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация для колледжа.
Система менеджмента качества в образовании - гарантия качественных специалистов и престижа ОЗПЭК!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние участия в региональном проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» на высокое качество организации образовательного процесса
В статье показаны результаты участия педагога в региональном проекте...
«Организационно- педагогические условия создания системы менеджмента качества образования в Шимбиликской школе».
Выбор темы данной статьи определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в каждой школе. Проблема качества образования выступ...
«Система менеджмента качества образования как основа совершенствования деятельности образовательного учреждения»
«Система менеджмента качества образования как основа совершенствования деятельности образовательного учреждения»...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Внедрение системы менеджмента качества в преподавание иностранного языка в профессиональных образовательных организациях
Материал опубликован в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы экономики, управления и права" по адресу http://www.tkfk.ru/docs/...
Система менеджмента качества образования как основа совершенствования деятельности образовательного учреждения
Внутренняя система оценки качества образования целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегир...