Проектная работа учащихся по дисциплинам общественного цикла как средство социализации современных школьников
статья по теме
О проектной деятельности школьников как на уроках обществознания, так и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа учащихся по дисциплинам
общественного цикла как средство социализации современных школьников
Проблема правового просвещения в школе напрямую связана с повышением правовой грамотности подрастающего поколения, формированием у выпускников правовой культуры. Работа в данном направлении проводится в ходе всего текущего учебного процесса посредством организации конкурсов и олимпиад на правовую тематику, реализации профилактических программ: «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов, «Полезные навыки» - 5-6 классов, «Здоровый выбор» - 7-11 классов и иной деятельности. Федеральными нормативными документами, региональным образовательным компонентом не предусмотрено включение вопроса о правах человека, в том числе правах детей, в учебную школьную программу в качестве отдельного предмета. В то же время, в некоторых регионах России разработаны единые учебные программы по обучению правам человека для общеобразовательных учреждений, начиная с начальной школы.
Решение данной проблемы во многом зависит от уровня образованности общества, способности людей использовать социальный опыт, выраженный в знаниях, навыках, ценностях, способах творческой деятельности. Поэтому возникают новые социальные требования к системе образования, главная задача которой - подготовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать такое общество.
Современные школьники часто хорошо владеют набором теоретических знаний, но испытывают трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Но поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, учащиеся начинают управлять своей деятельностью в условиях конкретной ситуации, используя различные результаты образования (знания, умения, навыки). Особое внимание при этом уделяется социальной адаптации учащихся, их включению в общественную жизнь, выработке у них активной гражданской позиции.
Однако недостаточно просто рассуждать о правовой культуре. Это невозможно сделать только путем изучения отдельных учебных дисциплин. Нельзя познать общественные законы только лишь по учебникам, пусть даже самым удачным и интересным. Любые теоретические знания должны подкрепляться той или иной практической деятельностью.
Удачной формой работы по социализации учащихся является разработка и реализация учебного проекта. При переходе от книжных знаний к прикладным, организация проектной деятельности учащихся при изучении обществознания является на сегодняшний день актуальной и значимой для школьной практики.
Реализация проекта в правовой области может нести самые разнообразные эффекты:
- обучающий (знание новых теорий, понятий, правовых актов и т. д.);
- воспитательный (формирование правовой культуры, преодоление правового нигилизма, воспитание уважения к законам, развитие гражданской активности среди молодежи);
- институциональный (появление в школе новых органов власти и возможности школьников участвовать в общезначимых решениях);
- административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, повышения эффективности управления школой).
Оценки школьному проекту могут давать как его разработчики, так и эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги, родители).
Важно обсуждать как положительные результаты социально значимого проекта, так и то, что не получилось или что можно было бы изменить.
Проектное обучение активизирует образовательный процесс, потому что оно личностно ориентировано, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических образовательных задач:
- вычленять проблему и формулировать темы проектов;
- определять свою позицию;
- подбирать пути и способы решения проблемы;
- аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
- понимать роль и значение работы в команде.
Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования.
Свою деятельность при проектном обучении я направляю по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.
На данном этапе на уроках обществознания в 6 и 7 классах я применяю мини-проекты в формате «мозгового штурма», анализа документальных источников по темам «Первые государства», «Наука и ее роль в современном мире», «Дом, в котором мы живем», «Выдающаяся личность». Работу организую как индивидуально, так и по группам, итогом которой является представление своих проектов учащимися и их обсуждение.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении развития общества дает возможность решить ряд задач:
- осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала;
- расширить кругозор учащихся;
- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Правовое воспитание могло бы быть более действенным при вовлечении школьников в совместную работу с гражданскими организациями – не только собственно правозащитными, но и занятыми решением тех или иных социальных проблем – от защиты животных и природы до взаимодействия с организациями инвалидов, другие формы правового воспитания через реально существующие социальные проекты различных общественных организаций.
Очень часто правовое воспитание людей не имеющих юридического образования, начинается одновременно с социализацией и нарушения тех или иных законов. Понять школьникам особенности правовых систем, законодательные нюансы брака, особенности трудового законодательства помогает элективный курс "Основы пенсионного законодательства» 8 классы и "Я в мире права", которые несколько лет уже ведутся в нашей школе.
Непосредственно каждого человека, прежде всего, касается гражданское, конституционное, административное, трудовое и другие отрасли права, без знания которых легко заблудиться в дебрях повседневных трудовых, имущественных и иных отношений. Поэтому правовое воспитание - одно из важнейших направлений работы школы, но, как правило, ведется оно людьми, не имеющих юридического образования. А школа призвана воспитывать «конкурентоспособного выпускника». Вместе с тем, в сфере развития правосознания молодежи пока действительно больше проблем, чем успехов. Самые очевидные из них: правовая безграмотность, правовой нигилизм и правовой цинизм. Из наших наблюдений вытекает, что большая часть школьников вполне восприимчива к правовым знаниям и при соответствующей организации обучения может достичь неплохих результатов. Преподавание правоведения в современной школе осуществляется, в основном, двумя путями:
а) интегративным (соответствующая тематика включается в общую совокупность тем комплексных курсов обществознания, таких, например, как «Человек и общество», «Гражданское образование», «Граждановедение», «Право и политика» и др.);
б) модульным (самостоятельные курсы «Основы правоведения», «Правоведение», «Школьникам о праве» и т.д. с соответствующими комплектами вспомогательных пособий).
В нашей школе в настоящее время правовое воспитание осуществляется через элективные курсы «Введение в избирательное право», «Основы избирательного права», «Основы пенсионного законодательства», работу кружка «Я имею право», деятельность клуба будущих избирателей «Я – гражданин России». Ведут эту работу не только учителя истории и обществознания, но и учителя других предметов, постоянно работающие над самообразованием, стремящиеся к профессиональному самосовершенствованию, имеющие большой опыт в работе участковых избирательных комиссий. При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно определяют успешность профессионально-педагогической деятельности.
Профессионализм учителя зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств, а, прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки многим обстоятельствам.
Как известно, любое реальное воплощение идеи в практику зависит от конкретной группы социально ответственных людей, объединённых одной идеей и понимающих: если не они, тогда кто?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"
В документе содержится материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...
Проектная работа учащихся 6 класса "Причина появления разносклоняемых существительных в системе склонений современного русского литературного языка"
Изучение склонений современного русского литературного языка начинается еще в младших классах. В пятом классе знакомство с этой морфологической категорией существительного продолжается, но на уровне п...
Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.
В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"
Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...
Проектная работа учащегося«Современный школьник:читать или не читать?!»
Исследовательская работа учащего была организована на базе исследований теоретического материала и практического применения полученных знаний, что позволило сформировать и доказать гипотезу проектной ...
Социализация современных школьников посредством классических версий сказок: потенции архаичных текстов в контексте культуры постиронии.
Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориениров у поколения современных школьников посредством «классических» версий известных литературных сюжетов, включая народные и авторски...
Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания продукта), отчет о проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...