Выступление на педсовете по духовно-нравственному воспитанию
материал по теме
Выступление на педсовете по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете по духовно-нравственному воспитанию | 57.5 КБ |
Информация о гражданско-патриотическом воспитании | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет: «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности».
Цель : мотивация деятельности педагогического воспитания в современных условиях.
Повестка дня
- Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях
- Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода .
- Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
- Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
Ход педсовета
1. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.
Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.
В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации
Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
• Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.
Личностные характеристики выпускника :
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
2. Основы нравственности у младших школьников .
(выступление учителей начальных классов)
3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
(выступление учителей предметников)
4.Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
(выступления классных руководителей)
Проект решения педагогического совета
«Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности»
• Считать работу педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности достаточной;
• Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.
• Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях, семинарах, педсоветах.
• Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. НОВОКРИВОВКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413221, Саратовская область, Советский район, с. Новокривовка, ул. Школьная, д.27.,
т. 8(845-66)6-51-31, E-mail – novokrivovka.59@mail.ru
Аналитическая справка
о деятельности МБОУ-ООШ с. Новокривовка по организации и проведению работы, направленной на гражданско-патриотическое воспитание
2012-2013 уч. г.
Гражданско-патриотическое воспитание
одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которой является прививать учащимся любовь к Родине приобщать их к социальным ценностям - патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу, формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотичекому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
- изучение истории родного края;
- воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
- развитие у подростков уважения,милосердия и сочувствия к ветенарам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, пожилым людям;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
В школе работает кружок военно – патриотической направленности, «Юный патриот» руководитель (Михайлова О.В.).
В течение отчетного периода подготовлены и проведены следующие мероприятия:
С 5 по 9 декабря 2012 г. проведены классные часы «Отвага. Мужество и Честь», Уроки мужества «Герои Отечества – наши земляки», выставки посвященные Дню Героев Отечества.
2 февраля 2013г. проведены, классные часы, уроки мужества, посвященные 70-летию Сталинградской битве.
В школе создан музей, где размещены исторические экспонаты, материалы о земляках, участниках Великой Отечественной войны, документы, рефераты учащихся.
В школьном музее проводятся экскурсии, встречи и лекции: встречи с военнослужащими Афганистана и Чечни, «Лекция и экскурсия о Блокадном Ленинграде», «О Сталинградской битве», о наших односельчанах, участниках войны, о пионерах – героях, «Маленькие герои Великой страны» (о детях которые во время ВОв приближали Победу над жестоким врагом) – 08.02.13 г.
Подготовлена Торжественная Линейка, посвящённая пионерам – героям, вахта Памяти.
с 21.02.2013г. по 26.02.2013г. прошла акция «Тепло родного дома», «Помни меня»
где учащиеся приняли активное участие - встреча с бывшими военнослужащими, отправка поздравительных открыток и сувениров, изготовление листовок «Служить Отечеству – престижно!»
С 1.02.2013 по 1.03.2013г. прошел месячник, посвященный военно-патриотическому воспитанию. Лидеры д.о. «Бригантина» подготовили и провели беседы «Они сражались за Родину» в 1-9 классах, ребята рассказали о подвигах совершенных мужественными людьми (о Подвиге летчиков ТУ 134).
В рамках акции «Забота» и «Милосердия» учащиеся нашей школы изготовили и подарили поздравительные открытки ко Дню пожилых людей, к Новому году, ко Дню защитника Отечества и к 8 марта, оказали помощь в расчистке снега, уборке по дому - закрепленными за ними ВОв, труженикам тыла, «детям» войны и ветеранам педагогического труда. Учащиеся школы принимают участие в районной игре «Зарница», в районных конкурсах музейных комнат и «Юных экскурсоводах» имеют призовые места.
Мероприятия проведены с целью формирования у детей правильного представления о защите Родины, о её защитниках. Воспитание чувств уважения к ветеранам войны, работникам тыла.
Зам. дир. по ВР: Филатова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...
Выступление на РМО историков "Духовно-нравственное воспитание через урок!
Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами ...
Выступление на родительском собрании "Духовно-нравственное воспитание"
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Современное падение нравов – это страшное...
Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...
Выступление на Методическом совете "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОПК"
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской шк...
Доклад на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС"
Доклад по теме: "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"...