Выступление на РМО историков "Духовно-нравственное воспитание через урок!
материал по истории на тему

Егоренко Ирина Ивановна

Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирование духовно-нравственной личности, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я причастен к России,
К этой вечной земле,
К ее боли и славе,
К ее вольной судьбе.

психолог Эрих Фромм писал: "Быть или иметь?" Можно вооружиться знаниями и они будут в тебе, как картина в музее. Они есть, но они не меняют тебя, а правильное вооружение знаниями – это когда человек, воспринимая знания, становится несколько иным.

За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности. Стали, как бы стесняться таких слов и понятий для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирование духовно-нравственной личности, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности.

Для преподавателя истории на сегодняшний день, по-моему, нет более важной задачи, чем формирование духовно - нравственной личности Отечества. Вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

Цель преподавателя истории заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.
Жизнь показывает, что невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв изначально основ православия. "Взорванные церкви, памятники - это не просто разрушенная культура, это частица нашей души. Опаленная и выжженная история - это не просто утерянные на дорогах лихолетья ценности,  но и бездуховность,  жестокость нынешних"

Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Его средствами решаются следующие задачи:

          формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

          воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

          привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

          формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим  событиям.

 На уроках применяются самые различные формы работы с детьми:

- При прохождении учащимися темы «Великая Отечественная Война» каждый ученик готовит сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, интервью с ветеранами войны и труда.

- Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

- После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Считаю, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.

-  Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции ( Рождественские чтения – уч-ся 11 класса Закуткина Аександра заняла  место в фотоконкурсе ….), отец Лев проводит кл.часы…, конференции: «Битва под Москвой», «День Победы»- Митинг у памятника д. Хомяки, лыжный поход в скит Сабурово 23 февраля, 9 мая.(уход за памятником погибшим летчикам во время ВОВ)

 В курсе истории есть темы об истории религии: немного о религии первобытных людей, о язычестве древних цивилизаций, о буддизме, о христианстве, о появлении ислама, о крещении Руси, о расколе христианской церкви на православную и католическую.  О господстве церкви в Средневековье, о крестовых походах, о Реформации, о Варфоломеевской ночи, об инквизиции, о церковных реформах Ивана IV и Петра I, о религиозной культуре, об "обмирщении" российской культуры в XVII веке. О наступлении против религии и церкви в эпоху Просвещения, о светском мировоззрении как одной из черт Нового времени, о борьбе против церкви большевиков...

В обществознании есть темы о духовной культуре человека. Там тоже речь, естественно, идёт и о религии. Идёт речь о мировоззрении. Говорится и о религиозном мировоззрении.

   Многие темы в курсе истории содержат богатый « ценностный пласт».

  Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую духовно-нравственную основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера.

  • Рассказываю детям, что первые письменные и архитектурные памятники на Руси созданы именно благодаря христианству: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет» преподобного Нестора, церковь Рождества Богородицы в Киеве и Софийский собор в Новгороде. Первая напечатанная в России книга называлась «Апостол», а первопечатник Иван Федоров принадлежал к священническому сословию. После этого можно беседовать с ребятами о том, кто такие апостолы, почему военно-морской флаг России называется Андреевским, что за личность был апостол Андрей и почему именно такой формы крест изображен на знамени моряков .
  • Уже на первых уроках я пытаюсь создать атмосферу глубокого уважения к образу Отечества. (обращаюсь к словам отца Святого Иоанна Кронштадского: "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверье Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры". Пользуясь такими приемами стараюсь показать, что мы наследие великой уникальной православной цивилизации.
  • Перед учащимися ставится проблемный вопрос - что значит быть русским? Прежде всего нужно только вспомнить "откуда есть наша русская земля", мы сможем ответить на этот вопрос. На уроке показывается величие Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена и образован один многочисленный русский народ, была сохранена народность.
  • В теме "Николай II" учащимся предлагается проанализировать всю ту трагедию, которая связана с именем этого человека. Им предлагается "советская" трактовка этого материала, где царь выставляется чудовищем и присущи такие выражения, как "гнилой царизм", "Россия - тюрьма народов", "Николай II - враг русского народа" и новая, где необходимо, чтобы учащийся в первую очередь понял, что такое для русского человека было - царь. "Никто против Бога да против царя", "Один Бог, один государь" - такие пословицы выражали общепринятое, народное отношение к царской власти, народное понимание ее сущности.  Николай II был одним из относительно немногих глубоко верующих людей своего времени. В ходе бурных событий царь остался один. Его постепенно предали и оставили все: интеллигенция, чиновный аппарат, военноначальники. Ради гражданского мира в стране он принес себя в жертву, отрекся от престола - и вскоре был расстрелян в подвале. Цареубийства случались и раньше, но впервые в нашей истории убийство монарха - означало уничтожение самого престола.
    И люди согласились, что святыни отцов можно отменить, что их нет, что они фикция, связанная с выдумкой о милосердном Боге.
    Достоевский сказал: "Русский человек без Христа - проходимец". На нашей истории это подтвердилось.
  • Для учителя важно провести красной нитью мысль - каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь.
    "Считаю очень важным воспитывать в учащихся чувство гордости за свой народ, Отечество". Изучая историю Отечества ХХ века, преподаватель, имеет возможность на многих уроках по крохам формировать это чувство.
  • Например, оценивая Цусимское сражение, многие преподаватели больше говорят о потерях русского флота, о неправильной политике Самодержавия, но значительно меньше о величайшем подвиге моряков, сознательно погибших за Отечество. Ведь все они знали, что идут на верную смерть, и многие просились именно на эту эскадру.
  • Особое место занимает тема подвига военного духовенства.
    С большим вниманием учащиеся слушают рассказ об отце   Рудневе с крейсера "Варяг", смотрят фрагменты с компьютерного диска "русский флот ХХ века, слушают песню "О Варяге" (которую исполняют семинаристы  духовной семинарии), также об иеромонахе Антонии, которого называли душой корабля "Прут". Он так и остался со своим судном до последней минуты, отказавшись покинуть его в момент бедствия. Свое место в шлюпке отец Антоний уступил другим, говоря на прощание своим духовным детям:
    "ВЫ молоды, вам жить".
  • Учащиеся с особым интересом воспринимают материал о храме Христа Спасителя, который был создан как благодарственный Храм - памятник Христу, за победу в войне с Наполеоном. Учащиеся узнают о том, что в Храме походили все юбилеи и торжества. Например, 500-летие со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. В стенах Храма звучали голос Шаляпина, музыка Чайковского. И даже после революции в Храме проходил чрезвычайный епархиальный съезд, а затем и Всероссийский Поместный Собор, где после более 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество.
  • Ребята с удивлением узнают, что победа в Великой Отечественной войне не обошлась без Божьей помощи.
    "Мало кому известно, что митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский патриарх) решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России", - "Спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери. Владыка не ел, ни пил. Через трое суток ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что он должен передать определение Божие для страны.
    Должны быть открыты храмы, духовные академии, семинарии. Должны быть возвращены священники из тюрем. Готовилась сдача Ленинграда - вынести чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнести крестным ходом." Сталин вызвал митрополита Ленинградского и обещал выполнить все.
    Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед иконой, только затем перешли в наступление. Жуков говорил перед боем: "С Богом".
  • Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II, и его супругу  великую княгиню Елизавету Фёдоровну.
    Напомню, что Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. После того, что пережила княгиня (ныне канонизированная Православной Церковью) святая великомученица , она по частям собирала останки тела мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот  несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие её души. Забота не только к пострадавшим, но и к убийце мужа. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны и детей учу оценивать поступки  не быть равнодушными к окружающим.
  •  Опять же, ярким примером для детей  служит описание русского князя Святослава «В повести временных лет», где он предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый  варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся  отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой – войти в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности на уроке истории мне помогает наш школьный краеведческий музей.   Когда урок проходит в музее, ребята напрямую соприкасаются с историей края в прошлом.  Есть экспонаты, к которым  у ребят отношение особое. Взять простые фотографии. Это старые фотографии наших односельчан. Их подвиг на очень маленьком клочке земли, в собственном доме. Знакомясь с этими  снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к Отечеству.   Проводя уроки в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании.
  • Притчи

Итог: 

- Урок организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию.

- В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать  при оценивании систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение.

- Создаю на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик ставит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен  возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем  вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая  имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Мой опыт показывает, что дети по-разному  отвечают на каждый из этих вопросов.

-И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен  вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет  фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим  цинизм. У ученика есть право на собственное мнение,

оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.

- В каждом из моих учеников я хочу видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который  ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?».  А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о  том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли  или растратили, а  теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди, подлинная соль земли – служили не только  ради жалованья, и служба их на любом  поприще была стремлением к воплощению в жизни высоких, завещанных  предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и  умножали  её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы,  кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском  полях. Иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания? Будем надеяться, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретёт, наконец,  лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни.  

- Если мы дерзаем еще именовать себя русскими людьми, то должны знать систему ценностей, в рамках которой мыслили святой Сергий Радонежский и Федор Достоевский, преподобный Нестор и Михаил Ломоносов. Ведь, по словам современного мыслителя М. Фуко, необходимо знать не только чем, как и когда сражались наши предки, а ради чего они сражались. Наши же предки – христиане – веками сражались за веру православную.
- Размышляя над проблемами духовно-нравственного воспитания детей, хочется обратиться к одному из высказываний
Ш.А. Амонашвили: "В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…" Эти слова великого педагога воодушевляют, но и накладывают большую ответственность, заставляют задуматься над ними тех, кто хотел бы действительно "сеять разумное, доброе, вечное".

 

Я школьный учитель истории, я женщина, я мать. Я верю в то, что я делаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия

Выступление на МО классных руководителей по теме "Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия "...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Духовно-нравственное воспитание через уроки математики и физики

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установле...

Духовно-нравственное воспитание через уроки древнерусской литературы

Представлен материал участника районного семинара "Курс ОРКСЭ как как базовое условие формирования культурной педагогической среды школы"...

Статья «Формирование духовно-нравственного воспитания через урок математики»

В статье автор делится опытом, как на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Этнокультурное обучение и воспитание через уроки-погружения в рамках педагогического проекта «Ломоносовские дни»

Этнокультурное обучение и воспитание в школах традиционно реализуется через уроки истории, ИЗО, МХК, технологии, физкультуры, внеурочные курсы, проектную деятельность. Я задумалось над тем, какие еще ...