Выступление на родительском собрании "Духовно-нравственное воспитание"
статья (6 класс) по теме
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Современное падение нравов – это страшное следствие оскуднения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
на уроках истории.
Выступление на родительском собрании в 6 классе ( 2014 г.)
Учитель истории и обществознания
Гноевых И.В.
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Современное падение нравов – это страшное следствие оскуднения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения.
За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности. Стали, как бы стесняться таких слов и понятий для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня, когда все больше мы видим в детской, особенно подростковой среде, недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и перед обществом в целом, стоит актуальная задача – формирование духовно-нравственной личности, гражданина и патриота нашей Родины.
Система школьного образования должна помочь ребенку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, эта система должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную ее часть – учебно-урочную. Содержательным ядром этой системы должно быть духовно-нравственное воспитание, соединенное с правовым воспитанием. Сегодня мы видим, что воспитание учащихся чаще всего на практике переносится на вторую половину дня в систему дополнительного образования. А как же урок? Какие цели должны быть приоритетными на уроке? Работая учителем истории, я все чаще думаю о том, какую духовно-нравственную основу подводить под воспитание учащихся. И снова подхожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием. Нельзя забывать о том, что именно православие более тысячи лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера.
Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и обществоведение. Эти учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II , его супругу великую княгиню Елизавету Федоровну.
Напомню, что Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. Княгиня (ныне канонизированная Православной Церковью), святая великомученица, собирала по частям останки тела своего мужа. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня Елизавета Федоровна, поистине отразилось величие ее души. Она подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие примеры в истории не единичны. Дети учатся на них оценивать поступки, не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых лет, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ ( выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель – выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором - с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребенка должен возникнуть личный интерес.
Так, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или ПетраI, мы с учащимися обсуждаем вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте? Или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? Мой опыт показывает, что дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.
Наша тысячелетняя история – самый благодатный материал для воспитания духовно-нравственных качеств у учащихся, одним из направлений которого является формирование патриотизма. К сожалению, в последнее время мы перестали акцентировать внимание на таком явлении, как героизм наших предков. Изучая Великую Отечественную войну, мы с ребятами постепенно подходим к пониманию роли массового подвига советских людей в завоевании Победы. С первых дней войны захватчики встретили отчаянное сопротивление всего советского народа . Люди, во имя независимости нашей Родины, не жалели своей жизни. Защитники Брестской крепости, подвиг Зои Космодемьянской, комсомольцы «Молодой гвардии» из Краснодона…Сколько же их, выбравших смерть во имя мирного будущего? И я вижу, как горят глаза у ребят, как просыпается у них чувство гордости за наши героические страницы истории.
Заканчиваю изучение Великой Отечественной войны уроком по теме «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Этот урок проходит в форме конференции. Ребята проводят собственную исследовательскую работу. Ищут участников войны или источники в семейных архивах. Ученики гордятся своими близкими, им нравится в ответах на вопросы ссылаться на исторический опыт своей семьи. Таким образом, у школьников закладываются ценностные ориентиры, основанные на любви к Родине и к своей семье.
Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности мне помогает наш школьный краеведческий музей. Один из лучших школьных музеев в городе. В нашем музее собран обширный материал по патриотическому воспитанию. В 60 -70 –е г.г. прошлого столетия здесь был создан военно-исторический кружок учителем истории В.Г. Бирковским. Результатом работы ребят стали: книга об истории штурма Тильзита, письма и документы ветеранов Великой Отечественной войны. Когда урок проходит в музее, ребята напрямую соприкасаются с историей края в прошлом. Каждый предмет в музее буквально согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к которым у ребят отношение особое. Взять простые фотографии. Это фотографии наших выпускников, ветеранов и горожан. Знакомясь с этими снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к Отечеству.
Проводя экскурсии в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании. Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, мы видим, что краеведение является важным средством духовно – нравственного воспитания.
И еще один штрих к духовно – нравственному воспитанию через урок. Это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него. Свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. Тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.
В каждом из моих учеников я хочу видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли или растратили, а теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести никак не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди, подлинная соль земли – служили не только ради жалования, и служба их на любом поприще была стремлением к воплощению в жизнь высоких, завещанных предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания? Будем надеяться, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретёт, наконец, лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни. Я – школьный учитель истории, я – женщина, я – мать. Я верю в то, что я делаю.
Литература:
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. Мн.: Нар.асвета,2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Толстых В.И. Эстетическое воспитание. Москва. «Высшая школа», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на родительском собрании по теме"Воспитанием дитя занимайтесь не шутя..."
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье ...
Выступление на родительском собрании « Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»
Воспитание детей- это государственное дело. Качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой,- их надо воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста, воспитывать целен...
Выступление на родительском собрании по теме: "Воспитание детей без насилия" с презентацией.
Материал может использоваться на общешкольных и классных родительских собраниях как в специальных (коррекционных) школах 8 вида, так и в массовых школах....
Вечные проблемы в воспитании детей ( Выступление на родительском собрании. )
Трудные моменты в воспитании детей....
Выступление на родительском собрании "Роль родителей в воспитании детей"
Данный доклад можно использовать на родительских собраниях....
Выступление на родительском собрании "Влияние ИКТ на духовно-нравственное воспитание школьников"
Одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сф...
Выступление на родительском собрании "Законы воспитания в семье"
В статье говорится о том, каковы причины конфликтов в семьях, какие ошибки в воспитании совершают родители и как избежать этих ошибок....