Доклад на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС"
статья
Доклад по теме: "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_s_prezentatsiey.zip | 449.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС
Начало формы
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
- Патриотизм – любовь к своей малой Родине, народу, к России, служение Отечеству;
- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно решение задач их воспитания. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действия для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
На примере нашей школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.
Мы имеем доступ к Интернету, классы постепенно снабжаются интерактивными досками, создана библиотека электронных учебных пособий по разным предметам, имеется компьютерный класс для учащихся школы. Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании.
А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Для современного школьника базовыми являются следующие компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:
– обращение к опыту учащихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– организационно-деятельностные игры (ОДИ);
– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
– интеграция обучения.
О роли библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре.
Исходя из всего этого можно разработать определенную программу. Работая над ней поставить следующие цели и задачи занятий:
– формирование духовно-нравственных ориентиров;
– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.
Программа занятий может состоять из нескольких тем.
Исторические корни этикета. Культура общения. Гостевой этикет. Застольный этикет. Этикет поведения в общественных местах. Нравственные отношения. Семейный этикет. Гигиена и нравственность. Школьный этикет. Национальные нормы этикета. «Вежливые» советы.
Сейчас, когда у нас в школе кабинеты оснащены стационарным проектором, появилась возможность использовать на занятиях презентации. Это позволяет сделать занятия более наглядными и содержательными. Ребятам очень нравится данная форма работы.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:
- проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
- прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
- оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
- аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, как говорил А. С. Макаренко, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, любовь к детям, педагогический оптимизм».
Проработав в начальной школе более 10 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности и в нашей школе созданы такие условия, которые имеют ряд направлений. Основными можно считать интеллектуально-развивающее, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...
Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
Доклад: "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения"
МО классных руководителей...
событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"
событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...
Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"
В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...