Воспитательная модель школы
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на МО классных руководителей МЮОУ «СОШ №3»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ
Цель: создание воспитательной модели школы - дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальности.
Главным же условием при создании воспитательной модели необходимо считать то, что все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому программа воспитательной работы в школе должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставлять ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдет себе близкий род занятий. Всестороннее творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом.
Школа не может существовать без новой воспитательной системы, исходящей из идеи самооценки личности, ее духовности и независимости. Личность школьника в такой системе не объект воспитательных воздействий, а полноправный субъект воспитательного процесса.
Моделируя образ такой личности, необходимо исходить из социального заказа общества, из представлений о личности ближайшего окружения школьника (родителей, сверстников, учителей) и его собственной.
Создание воспитательной системы является важнейшим условием повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Воспитательная система- это упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у школы ее структурного подразделения, способности целенаправленно содействовать развитию личности ребенка. Существование воспитательной системы в общеобразовательном учреждении позволяет ему обладать, своим важнейшим качеством-способностью содействовать развитию личности ребенка, создавать необходимые условия для успешного протекания, данного процесса. В этом и заключается основное предназначение образовательного учреждения.
Общая способность содействовать развитию личности ребенка может быть представлена как целое, складывающее из отдельных способностей, таких как:
*диагностировать развитие личности;
*выдвигать и обосновывать цель воспитательного процесса;
*интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными;
*создать в школе развивающую среду, нравственно благоприятную эмоционально насыщенную;
*осуществлять научно обоснованный анализ сложившейся социально педагогической ситуации.
Зарождение, становление и развитие воспитательной системы школы являются этапами длительного и сложного пути, проходящего под влиянием множества объективных и субъектных факторов и вносящих существенные изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума.
Успешность его протекания во многом зависит от умения определить, что, как и когда нужно изменить в развивающем организме школы. Отчетливо представлять нынешнее состояние учебного заведения в будущем.
Следовательно, создание реальной и прогностической модели воспитательной системы школы является необходимым условием ее становления и развития.
В процессе моделирования должна быть создана модель, адекватно отражающая сущность и важнейшие качества воспитательной системы: (гуманистичность), целостность, целенаправленность управляемость,
динамичность, саморегулируемость открытость.)
Используемые технологии моделирования должны способствовать построение модели воспитательной системы как целостного социально – педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельность учащихся. Интегрированы воспитательные усилия школы, семьи и окружающего социума, сопряжены инновационные процессы традиционные формы, способы жизнедеятельности. Моделирование воспитательной системы - это процесс создания модели системного образования. В процессе моделирования, словно можно выделить три этапа:
*формирование образа жизни школы;
*воплощение этого образа в одну из форм модели воспитательной системы учебного заведения;
*внесение корректив, уточняющих или незначительно изменяющих образ школы и модель воспитательной системы учебного заведения.
Образ школы складывается из образа учащегося или выпускника образа жизнедеятельности школы, то есть выявление приоритетов и доминирующих направлений совместной деятельности учащихся, учителей, родителей. Важен также набор видов деятельности.
С целью изменить жизнь школы используется анализ собственной педагогической практики. Изучение научно- методической литературы, ознакомление с опытом работы других учебных заведений.
Для изучения факторов и условий формирования личности школьника необходимо провести ряд анкетирования учителей, учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, методов групповой и индивидуальной самооценки. Благодаря этому удается получить объективную информацию о школе и результатах труда.
В процессе построения воспитательной системы школы. Коллектив стремить к созданию более благоприятных условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка. С одной стороны идет своеобразная «инвентаризация» используемых форм и методов учебно-воспитательной работы с целью отказа от тех средств, которые в малой мере способствуют формированию индивидуальности и творческих способностей учащихся, а с другой стороны педагоги пытаются овладеть более эффективными приемами и способами развития творчества школьников в учебной и внеклассной деятельности.
Необходимо администрации школы уделять особое внимание использованию диагностических методик для изучения интересов и возможностей учащихся, формированию у педагогов готовности к осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. На основании опыта работы по моделированию и построению воспитательной системы можно сделать следующие выводы:
*для реализации системного подхода в практической деятельности необходимо формирование коллектива единомышленников;
*успешность системообразования зависит от правильного соотношения инновационных и традиционных форм и способов жизнедеятельности школьной общности;
*создаваемая воспитательная система должна быть мобильной, гибкой, способной функционировать в изменяющихся социально-политических и экономических условиях;
*особое внимание при моделировании и построении воспитательной модели следует уделить поиску путей способов интеграции учебной и внеклассной работы;
*процессы моделирования и построения воспитательной системы должны протекать сопряжено (одновременно);
Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов школы, благодаря, которым школа приобретет свое лицо.
Школа существует исключительно для помощи ребенку в реализации своих собственных возможностей. Педагог и ребенок строят такую систему взаимоотношений, которая способствовала развитию субъекта и задача. И ответственность педагогов в том, чтобы строить эту систему отношений как возможно полную для развития ребенка.
Например: Уважение к ребенку, его достоинству, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для его самодвижения, развития - непременное условие гуманистического подхода к образованию. Мера
развития ребенка становится мерой качества педагога. По отношению ребенка надо помнить, что каждый момент в его жизни достоин понимания и уважения также, как и в нашей, ибо для него он значим ничуть не менее. Необходимость понимать и то, что ребенок чего-то не знает. Его право заключается в том, чтобы спросить и получить ответ, помощь. Если он хочет совершить выбор - не давай ему свой совет, а предоставь ему максимум возможностей, известных тебе.
Образование и воспитание - уникальная система взаимодействия людей. Вот и у нас в школе возникла идея, позволяющая построить такую систему, которая позволила бы самовыразиться самосовершенствоваться, чувствовать себя счастливым.
Первая идея-единение множеств «я», единение вокруг общего дела, для достижения главного смысла человеческой жизни, взаимодействия духовного и душевного.
Вторая идея- это возвращение к собственной истории и культуре, сопереживания, взаимосвязи и взаимосочувствия со всем миром, со свом народом, отечеством. Это также означает совместную жизнедеятельность, сотрудничество воспитателей и воспитанников при решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей в ходе установления заботы. В общем деле взрослых и детей происходит воспитание личностных качеств - ответственности, воли, формирование характера, приобщение к деловому общению в игре. Серьезное отношение взрослых к этой игре - их полноправное участие в ней. В школе необходимо создать такие условия между учителями, родителями и учащимися, чтобы каждый учащийся вникал во все проблемы школьной жизни, проявляя заботу и душевность.
При этом в школе необходимо создать школьный совет, который бы разрешал многие проблемы школы, как маленькой частицы, в огромной воспитательной системе. Основные идеи серьезны и цель-развитие личности каждого взрослого и ребенка, осознание им своего «я, желание самосовершенствоваться, приобщаться пусть к малому, но управлению той частью образования, на которую мы можем воздействовать, той необъятной страны – школой.
Структура школьного ученического самоуправления:
Школьный совет при Президенте - незаменимое средство развития самоуправленческих начал, школьного процесса образования и воспитания. Создан в школе свой совет при президенте. В него входят представители (5-11 классов) от каждого классного коллектива. Собирается 1 раз в месяц. В школьном совете есть председатель его и заместитель.
Школьный совет-орган добровольного объединения учащихся. Решения, которые принимает совет при президенте. Обязательно доводятся до сведения всех учащихся на классных собраниях. Все члены школьного совета при президенте являются представителями министерств.
Какие вопросы решает совет при президенте школы:
- Планирование работы;
- Осенний бал;
- Выборы школьного ученического самоуправления;
- День самоуправления;
- День учителя;
- Рейды общешкольной игры «Учись быть человеком;
- День города;
- Выпуск школьных газет;
- Проведение дискотек в школе;
- Фестивали;
- Дежурство по школе;
- Организация конкурсов и др.
Каковы основные показатели эффективности школьной образовательно-воспитательной системы? Самый общий показатель-это уровень развития личности и сознание своего «я» в школе, демократизация школьной жизни, самоуправление. Существуют показатели, позволяющие судить об эффективности системы школьного коллектива;
*упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива;
*творческое содружество взрослых и детей;
*повышение уровня нравственных начал;
Но это не единственный путь в развитии школы и личности ребенка. Это только маленькая частичка, но кто знает, может быть за нею будущее.
Составила : педагог-организатор: Голубева В.Я.
Выступление на МО классных руководителей МЮОУ «СОШ №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...
Воспитательная модель
Воспитательная модель будет полезна классным руководителям 5-9 классов, так как содержит не только анализ работы и размышления учителя о воспитании своих школьников, но и задачи воспитательной работы ...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
Воспитательная модель Панычевой В.А.
Основные направления функционирования программы:1.Направление - развитие социальной зрелости ученического коллектива «Вместе – мы сила».2.Направление - формирование гражданского, нравственного и...
"Воспитательная модель классного руководителя"
В работе представлен анализ работы классного руководителя. С этой работой я получила Диплом Лауреата Городского конкурса " За успехи в воспитании" в номинации "Лучший классный руководитель"...
От «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанной на системно-деятельностном подходе
Современная цель образования требует от нас перехода от «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном...