Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)".
презентация к уроку по теме

Гончарова Алена Витальевна

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)" состоит из доклада и презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад Гончаровой А.В.  Организация исследовательской деятельности в урочное и

                                                               внеурочное время (теория).

Слайд 1. Тема  - «Организация исследовательской деятельности в урочное и

                    внеурочное время (теория)».

Задачи:

  1. Познакомить  педагогов с  понятиями  «исследование», «исследовательская  деятельность обучающихся».
  2. Сформировать представление  о  роли  учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке и вне урока.
  3. Проанализировать  уровень готовности  учителей МОУ «ООШ № 8» к организации исследовательской работы      на уроках и во внеурочное время.
  4. Раскрыть  условия успешного осуществления исследовательской  деятельности  и роль преподавателя в  организации исследовательской деятельности обучающихся.

Слайд 2

Начать сегодняшний педсовет  хотелось бы с высказывания Карла Роджерса:

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».

  под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

              В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности.

Слайд 3 (на слайде - «Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь делать. Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человека-машину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каждый педагог должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические, в частности - общефилософские принципы, и не ждать, что кто-то другой преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому».                                                                                                                        Э.В. Ильенков   ) 

Стремительно  меняющаяся жизнь заставляет педагогов пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни  человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.

С  началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются  не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала.

Отечественными педагогами и психологами разрабатываются новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Слайд 4

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков.  В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.  Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока.  

Слайд 5

Что такое исследование.

Исследование(1) – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование (2) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Слайд 6                    Что такое исследовательская  деятельность обучающихся?

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

 

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять.  В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

 Слайд  7

 Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь.

С точки зрения процесса обучения, можно выделить принципиально четыре различных типа:

•    дать рыбу и не обучать ловле;

•    учить голодного ловле;

•    накормить, а потом учить ловле;

•    учить ловле и одновременно кормить.

Мы, учителя, должны  постоянно  думать  над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации.

Слайд 8

Каково  же значение исследовательской деятельности  для обучающихся:

•  учатся умению самостоятельно добывать знания;

•  испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

•  развивают навыки самоорганизации;

•  формируют адекватную самооценку;

•  приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

•  осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность,  на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, преодоление некомфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.

Слайд 9

Виды исследовательской деятельности

Учебные исследования делятся на три группы: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

1. Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по конкретному предмету в школе. Целевое назначение монопредметного учебного исследования – это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством учителя – предметника, только по одному предмету. Примером такого монопредметного исследования, например,   по географии может стать географический факт: «Роль воздушных масс в формировании климата». Конечно же, когда учащийся начинает проводить в данном случае исследовательскую работу, за рамки предмета география он не выходит, «копая» только в одном – географическом направлении, не затрагивая ни математику (алгебру, геометрию), ни биологию, ни химию и так далее.

2. Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей.

Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.

 Целевое назначение межпредметного учебного исследования – это решение локальных или глобальных межпредметных задач, реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей.  Межпредметное учебное исследование иногда называют интегрированным исследованием. К примеру, исследовательская работа: «Экологическая характеристика Челябинска  в системах разных направлений в истории и географии». Здесь идет пересечение четырех школьных предметов: история, география, химия, экология. Но судя по названию исследовательской работы количество предметов звучит всего два – история и география.

3. Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для старшеклассников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Целевое назначение надпредметного учебного исследования – это решение локальных задач общеучебного характера. Реализуется это учебное исследование под руководством педагогов, работающих в одной параллели классов. Пример: «Интернет в нашей жизни: его роль в формировании международного экономического сотрудничества».

Слайд 10

Формы  организации  учебно - исследовательской работы:

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Этому способствуют  современные интерактивные технологии, такие как методы проектов, исследовательские методы,  технологии развивающего обучения  (проблемный метод, частично-поисковый метод), а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы. 

  1. К формам организации исследовательской деятельности  относятся а) Традиционная урочная система. б) Нетрадиционная урочная система. в) Учебный эксперимент      г) Домашнее задание исследовательского характера

а) Традиционная урочная система.

Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Этот метод дает возможность:

  Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое.

Слайд 11  Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Слайд 10 (вернуться к предыдущему слайду)

б) Нетрадиционная урочная система.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.

в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования

г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Слайд  12

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...

Слайд 13 Структура учебных исследований  в целом соответствует структуре научных и включает триаду обязательных разделов: подготовительная работа —> проведение собственно исследования —> презентация результатов.

Таблица 1

Слайд 14 Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

Этапы

Деятельность

Результат

11

Подготовительный

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

Устный доклад на уроке

2

2

Написание реферата

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии  со стандартами

Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

3

3

Собственно исследовательская деятельность

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня, вплоть до международного

3 этап предполагает исследовательский поиск, творчество, возможно, (но не обязательно) практическую значимость работы. Проводится во внеурочное время. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.

Слайд 15

   Школьники, а иногда и учителя, зачастую не видят различий между реферативной и учебно-исследовательской работой.

Реферат — это аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор соответствующих литературных и других источников с целью усвоения и оценки уже имеющейся научной информации. Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованной литературы.

Общий объем реферата — 20-25 страниц. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

Учебная исследовательская работа должна содержать обязательные элементы научного исследования:

вычленение проблемы,

определение темы,

постановку цели,

формулирование задач,

выдвижение гипотезы,

выбор методов сбора и обработки фактического материала,

проведение экспериментов,

анализ полученного материала, в результате которого исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Учащийся должен продемонстрировать не только целостные знания по поставленным проблемам, но и проявить оценочные умения, качественно показать собственное отношение к исследуемой теме.

Со структурой исследовательской работы  

Методы научного  исследования

  1. письменный опрос,
  2. беседа,
  3. срезы знаний,
  4. самостоятельная работа
  5. эксперимент
  6. лабораторная работа
  7. интервьюирование
  8. работа в архиве
  9. анкетирование
  10.  личностные опросники,
  11.  Тесты
  12.  проективные методы
  13.  методы изучения документальных источников
  14.   Игра

Слайд 16

Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:

•  мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;

•  обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.

•  стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.

Слайд 17

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

Слайд 18

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться и во внеурочной деятельности.

Она  требует больших временных затрат, но  предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

1) Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся

2) Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы.

3) Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера.

4) Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

5) Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.

6) Участие учеников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

7) работа на пришкольном  учебно-опытном  участке, КТД, работа в музее и архиве; элективные курсы, кружки, выполнение групповых и индивидуальных проектов, исследовательских работ, творческих работ.

8) Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта.

Так, в  процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.

   Школьное научное общество  объединяет  учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской деятельности под руководством учителей.

  Школьники знакомятся с методами и приёмами научного поиска, учатся работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу. Деятельность НОУ осуществляется через систему дополнительного образования. Опыт других школ показывает, что можно  сформировать предметные секции  по четырём основным направлениям:

-секция младших школьников;

-физико-математическая секция (физика, математика, информатика)

-естественнонаучная секция (биология,география, химия)

-гуманитарная секция (русский язык, литература, иностранный язык,  краеведение, история, обществознание).  

Для организации работы ШНОУ требуется разработка нормативно-правовых документов: Положение о НОУ, перспективный план развития,  требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ.

Проведение учебных исследований с младшими школьниками - это особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

 

 

Результаты своего труда учащиеся представляют на уже традиционной школьной научно-практической конференции, где учатся публично выступать с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, создают презентации, овладевают искусством дискуссии. В работе секций принимают участие не только авторы работ, но и слушатели – заинтересованные ребята от класса. В состав жюри приглашаются гости – родители учащихся, представители общественности, учителя-предметники. Лучшие же призовые работы  могут стать обязательными участниками  городской научно-практической конференции.

 

Свой доклад  мне бы хотелось закончить  словами В.П. Вахтёрова, которые сегодня звучат актуально  «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания».

Своими словами он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Поэтому педагогическому коллективу  необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Мы думаем, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

          Несмотря на  трудности, нам кажется, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

    Исследовательская работа – это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности. Необходимо научить учеников строить свою работу согласно разработанному плану:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Формулирование целей, задач, выбор методов.
  3. Работа над исследованием.
  4. Оформление.
  5. Защита – представление результатов работы.

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.


Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

 Примерная тематика тем для проектной и исследовательской деятельности.

 

Проект «Моя семья»

Запрещающие знаки в природе

Бумага в нашей жизни

Мой многонациональный класс

«Люди, прославившие моё село»

«Русский характер»

«Край зовётся нежно…»

Презентация «Химическое загрязнение атмосферы»

Дизайн пришкольного участка

Растения в школе для уюта и здоровья

Математика в помощь предпринимателю

  «Окружающий мир»  
проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека»; «Разнообразие водоемов родного края»; «Экологические проблемы водоемов»; «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»; «Кто работает на родной земле?»; «Мир растений родного края»; «Мир животных родного края»; «Современные экологические проблемы сообществ»; «По страницам Красной книги»; «История моего города (села, деревни)»; «Мое здоровье»; «Береги свое здоровье смолоду»; «Вредные привычки – враг здоровья» и др.

Что исследовать?


Выбирая темы для проектов, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.

Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект или исследование тем и хороши, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.

Как исследовать?

Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.

Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать пути дальнейшего изучения явления;
продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.

Активными участниками исследовательской деятельности являются : ученик, учитель, родители. Учащиеся выполняют исследовательские проекты и готовят презентации для представления результатов. Учитель организует исследовательскую деятельность ученика, консультирует по вопросам проведения исследования, осуществляет взаимодействие учеников, выполняющих коллективный проект. Родители оказывают неоценимую помощь в поиске информационных источников, а также в работе с ними. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Я вовлекаю детей в этот процесс, начиная с первого класса, моя роль состоит в том, чтобы предложить интересную идею, помочь подобрать необходимый материал, проконсультировать по вопросу оформления. Очень важно, предложить создание проекта ученику, который этого хочет, которому это интересно и которому помогут родители.

  Примеры тем проектов,которые можно использовать как во внеурочной деятельности, так и в классной.

  «Математика»

Подтемы

Примеры проектов

Тема: Математические развлечения

  1. Игры с числами.        

• Невозможные рисунки.

  1. Логические задачи.        

• Магические квадраты.

  1. Старинные задачи.        
  2.  Фокусы с числами.
  3. Логические игры.

Бумажные макеты транспорта,

бумажный домик с мебелью,

конкурс математических развлечений, чемпионат класса по какой-либо логической игре,  математический праздник и др.

Тема: Логические игры

Логические игры в книгах, фильмах,

уголки, крестики-нолики, забытые игры, морской бой, шашки, шахматы, нарды

Книга о логических играх,

чемпионат класса по какой-либо игре, комплекты для игр, стилизованный, оригинальный комплект шахматных фигур, коллекция одежды по шахматным мотивам

Тема: Математика вокруг нас

Числа в пословицах и поговорках.

Нумерация вокруг нас.

Измерения (что меряют, чем меряют).

Единицы измерения в Древней Руси.

Единицы измерения в других странах.

Числа в спорте.

Математика в раскрое одежды, в торговле, в строительстве, в кулинарии.

Математика в Древнем мире.

Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Макеты зданий из простых геометрических тел.

Конкурс на самый экономный раскрой.

Книга о математике в Древнем мире.

Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

Постановка по книге о числах.

Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: Шифры

  1. Способы шифрования текстов.
  2. Приспособления для шифрования.
  3. Шифрование местонахождения.
  4. Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
  5. Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
  1. Передача тайного смысла в картинах.
  2. Передача тайного смысла в книгах.
  3. Акростихи.
  4. Передача тайных посланий с помощью СМИ.

•Знаки в шифровании.

  1. Игра «Поиск сокровищ».
  2. Конкурс дешифраторов.
  3. Создание приспособления для шифрования.
  4. Постановка по произведению о шифрах.
  5. Обзор способов шифрования.

Тема: Узоры

Узоры в Древней Греции.

  1. Узоры в Древнем Риме.
  2. Узоры в Древнем Египте.
  1. Узоры в Древней Руси.
  2. Закономерности в узорах.
  3. Узоры на зданиях.
  4. Узоры на одежде.
  5. Узоры на посуде.
  6. Узоры на оружии.
  7. Узоры в оформлении книг.
  8. Магические узоры.

  1. Вышивка с узорами.
  2. Энциклопедия узоров.
  3. Украшение класса узорами.
  4. Демонстрация моделей одежды с узорами.
  5. Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
  6. Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
  7. Исследование: «Узоры в истории нашего края».
  8. Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

•        Программа создания узоров на компьютере.

Тема: Стратегии

  1. Игры с выигрышными стратегиями.
  2. Стратегии в играх.
  3. Стратегии в спорте.
  4. Стратегии в компьютерных играх.
  5. Стратегии в жизни (стратегии поведения).
  6. Боевые стратегии.
  7. Стратегии в древности.
  8. Стратегия в рекламе.
  1. Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».
  2. Коллекция игр с выигрышными стратегиями.
  1. Альбом со схемами сражений,  выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям.
  1. Спортивные командные игры.
  2. Рекламные ролики и плакаты

  «Окружающий мир»

 

 

Объект исследования: объекты и явления природы

  1. Сезонные явления природы
  2. Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
  3. Погода своего региона
  4. Минералы   и    горные   породы своей местности
  5. Почвы своей местности
  6. Дикорастущие растения  своего региона
  7. Культурные растения своего региона
  8. Местная экосистема (лес, водоем, луг)
  9. Влияние факторов среды на рост и развитие растений
  10. Экологические связи в природе
  1. Грибы своей местности
  2. Местные виды насекомых, птиц
  3. Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
  4. Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
  5. Домашние животные вокруг нас
  6. Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Объект исследования: деятельность человека в  природе

  1. Хозяйственная деятельность людей в своём регионе
  2. Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
  3. Загрязнение местных экосистем
  4. Правила поведения в экосистеме
  5. Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

Природоохранная деятельность человека в своём регионе

Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Объект исследования: организм человека.

  1. Изменение частоты пульса в течение суток
  2. Изменение температуры тела в течение дня.
  3. Режим младшего школьника

  1. Рациональное питание младшего школьника
  2. Источники шума вокруг нас.

Объект исследования: игры народов России и мира.

Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

Сезонные игры народов нашего края.

Сезонные игры народов разных регионов России и мира.

Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери )

Объект исследования: семейная культура

Моя родословная

Наш семейный альбом.

Рецепты домашней кухни.

Мир наших увлечений.

Семейные путешествия.

Объект исследования: Россия и мир на карте.

Имена родного края.

История в названиях рек, морей, океанов.

Прошлое в названиях городов России.

Прошлое в названиях городов мира.

Объект исследования: великие люди России и мира.

Чьё имя носит моя улица?

Музей моего земляка.

Памятники города.

Памятники столицы России.

 

Тема: человек и природа

  1. Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  2. Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
  3. Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
  4. Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
  5. Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
  6. Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
  7. Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

Тема: человек и семья

  1. Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
  2. Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
  3. Пестование младенцев в культуре народов моего края.
  4. Традиционные детские игрушки народов моего края.
  5. Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
  6. Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
  7. «Старый и малый» в культуре народов моего края.

Тема: человек и история

  1. Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
  2. Героический эпос народов моего края.
  3. Исторические песни и предания народов моего края.
  4. Мои земляки в истории России.
  5. Мои земляки в культуре России.
  6. Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.

 

 «Литературное чтение»

Тема:   малые  жанры  устного   народного  творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

  1. Создание сборника пословиц и поговорок.
  2. Создание сборника побасенок.
  3. Создание сборника загадок.
  4. Викторина.
  5. Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: сказки

•        Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).

  1. Герои сказок в лепке.
  2. Герои сказок в рисунках.
  3. Создание костюмов для сказочных персонажей.
  4. Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
  5. Создание собственных сказок.
  6. Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: произведения русских поэтов XIX в.

  1. Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
  2. Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
  3. Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.

Тема: никто не забыт, ничто не забыто

  1. Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
  2. Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

  1. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?
  2. В каких из этих произведений рассказывается о детях?
  3. Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
  4. Как складывается судьба таких героев?
  5. Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  1. Создание сборника произведений о войне.
  2. Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»,

Тема: моя Родина

  1. Подготовка сборника произведений о Родине.
  2. Создание коллажа «Моя Родина».
  3. Подготовка читательской конференции. Темы выступлении

  1. Образ Родины в картинах художников.
  2. Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
  3. Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: былины

  1. Организация выставки книг.
  2. Создание сборника былин.
  3. Подготовка аудиоальбома.

Тема: любимые писатели, герои, произведения

  1. Подготовка к параду живых героев.
  2. Викторина по произведениям любимых писателей.
  3. Драматизация лучших фрагментов книг.
  4. Создание сборника любимых произведений.

Индивидуальная исследовательская работа с учащимися ведётся согласно определённому алгоритму. В общем виде его можно отразить следующим образом:        

 1. Подготовительный этап. Приступающему к исследованию необходимо поставить перед собой ряд вопросов и ответить на них:

 - Что я буду изучать, исследовать? (Предмет исследования)

 - Зачем я буду это делать? (Цель и актуальность работы)

 - Что буду делать в процессе исследования? (Задачи исследования)

 - Как я буду осуществлять исследование?  (Методы - наблюдение, анализ, изучение литературы по выбранной теме, эксперимент, прогнозирование и т.д.)

 - Что нового я получу? (Научная новизна)

 -  Кому это нужно? (Практическая значимость исследования).          

 2. Формулирование темы. Исследование начинается с выбора темы. Обучающийся в соответствии со своими познавательными интересами сам определяет исследовательскую тему и круг исследовательских проблем, учитель же играет консультативную роль.

 3. Сбор и анализ информации. Обучающийся собирает информацию, связанную с объектом исследования, работает с энциклопедиями, справочниками, ресурсами Интернет, консультируется с учителем, учеными и записывает неизвестные ему до этого времени сведения, сопоставляет, анализирует и обобщает их.

 4. Собственное исследование. Обучающийся работает  с первоисточником, проводит наблюдения, опыты, эксперименты, записывает свои суждения (может, они окажутся новыми знаниями), составляет прогноз их применения в будущем.

 5. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.

 6.Публичная защита научно-исследовательской работы. Представление исследования имеет определённые стандарты и может быть выражено в форме тезисов, научной или популярной статьи, исследовательского реферата, демонстрации эксперимента и устного описательного доклада о нём.  На защите  должны быть чётко обозначены  наиболее важные элементы исследования, а именно: название работы; цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы и способы решения проблемы; краткая  характеристика глав; краткая характеристика  использованной литературы; результаты и выводы (самый важный момент).

Исследовательская работа – это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности. Необходимо научить учеников строить свою работу согласно разработанному плану:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Формулирование целей, задач, выбор методов.
  3. Работа над исследованием.
  4. Оформление.
  5. Защита – представление результатов работы.


 

 
 

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в урочное и внеурочное время по истории.

В статье описана практическая деятельность в урочное и внеурочное время по истории с использованием проектной технологии, которая имеет позитивные результаты....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Доклад «Организация исследовательской деятельности по географии во внеурочное время»

В докладе представлен опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по географии во внеурочное время....

Доклад «Организация исследовательской деятельности по географии во внеурочное время»

             Уже много лет я занимаюсь  исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществля...