Доклад «Организация исследовательской деятельности по географии во внеурочное время»
учебно-методический материал по географии (7, 8, 9, 10 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

               Уже много лет я занимаюсь  исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но даже больше во внеурочное время, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МО учителей географии

 городского округа Серебряные Пруды

Московской области

Доклад

«Организация исследовательской деятельности по географии во внеурочное время»

(МО учителей географии от 21.12.2018 г)

                                                                                                           

                                                                                            Подготовила :

                                                                                            учитель географии

                                                                            МОУ «Подхоженская СОШ»

                                                                                                      Кибикина Е.В.

2018 год

  Цели и задачи современного образования переключились с простого усвоения знаний на формирование компетентности по всем отраслям преподаваемых дисциплин. География, как наука, всегда опиралась на исследовательскую деятельность. В настоящее время все более актуальными являются новые педагогические технологии, ориентированные на личностный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, развитие географической компетентности  и самостоятельного мышления учащихся. Среди новейших педагогических технологий особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

        «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить» - это высказывание А. Дистервега известно всем. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать исследовательскую деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

  География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.  Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

(Слайд 1) Формы организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции, в том числе и исследовательского характера;

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество, которое сочетает в себе работу над учебными исследованиями, организацию публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

               Уже много лет я занимаюсь  исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но даже больше во внеурочное время, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

             В процессе обучения учитываю индивидуальные  возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умений видеть противоречия;  умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности  нацелено не столько на результат, сколько на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. (Слайд 2) Пусть учащиеся не делают новых открытий, но всё-таки они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся  навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

      В своей работе больше использую такие формы исследовательской деятельности как участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня, подготовка и проведение предметных недель, интеллектуальных марафонов. Есть результаты. (Слайд 3) Одна исследовательская работа была представлена на областном конкурсе экологических проектов журнала «Экология и жизнь» по теме «Экологические безопасные товары. Экомаркировка.» (сертификат участника 2010 год). Этот проект из информационного перерос в исследовательский «Экологически безопасные товары. Отношение жителей села Подхожее к экологически безопасным товарам.» (районная экологическая конференция  - 2 место ). (Слайд 4 ) В процессе работы учащаяся провела опрос населения нашего села на предмет  информированности и потребительских предпочтений жителей нашего села относительно экологически безопасной продукции,  осмотрела достаточно большой ассортимент товаров, имеющихся в магазинах, на наличие экологической маркировки.

    (Слайд 5)   В 2012 году моя ученица Карпухина К. на районной краеведческой конференции представляла исследовательскую работу «История страны в истории одной семьи» (3 место), где собран материал о  семье Болдаевых : Дмитрия Николаевича, участника Великой Отечественной войны и Татьяны Фёдоровны, участницы трудового фронта.

(Слайд 6) Учащаяся Брусловская Дарья приняла участие в муниципальном этапе конкурса «Права человека – глазами ребёнка» с исследовательской работой «Ювенальная юстиция: её значение и роль в защите прав несовершеннолетних», в которой изучила историю, основные принципы и назначение ювенальной юстиции, перспективы развития ювенальной юстиции в России, проанализировала отношение  всех участников образовательного процесса к введению ювенальной юстиции в России.

В 2015, 2017,2018 годах мои  учащиеся выступали на  научно-практических конференциях «Первые шаги в науку о Земле» (Секция география) на муниципальном и региональном уровнях с исследовательскими работами (Слайд 7) «Народные промыслы села Подхожее (валяние валенок) (муниципальный и региональный  - победитель) ,  (Слайд 8) «Древние цивилизации Южной Америки» (муниципальный и региональный – призёр),  (Слайд 9)«Такие разные деревни мира» (муниципальный  - победитель,  региональный  - призёр). (Слайд 10) Ежегодно учащиеся помогают мне в подготовке к предметной неделе: подбирают материал для стенгазет, конкурсов.

      (Слайд 11)  Навыки, полученные в работе над проектной и исследовательской работой, помогут учащимся в будущем успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Используя проектную и исследовательскую деятельность, мы добиваемся, чтобы наши ученики были не только географически грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но, чтобы они понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны к проблемам своей страны, своей местности, имели страстное желание их решать. Принимали мир во всем его многообразии, чтобы они были терпимы к нравам и обычаям других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)".

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)" состоит из доклада и презентации....

Программа внеурочной деятельности Научно-исследовательская деятельность «Моя география»

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе р...

Доклад "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию"

Теоретическое описание методики и алгоритма научно-исследовательской деятельности учащихся; практический опыт их применения....

Роль проектной деятельности при изучении географии во внеурочное время

Проектная деятельность сегодня очень популярна в системе образования, особенно в преподавании общественных наук. Но остаются актуальными следующие вопросы: В чем особенность проектирования? Чем п...

ДОКЛАД: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Доклад по теме ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...

Доклад «Организация исследовательской деятельности по географии во внеурочное время»

В докладе представлен опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по географии во внеурочное время....