Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"
элективный курс по экономике (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_finansovaya_gramotnost.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:
- формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Краснодарского края;
- развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Краснодарского края.
- развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
- формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Финансовая грамотность» отводится в 10 классе – 34 часа, соответственно 1 час в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов:
Название раздела | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | |
10 класс | ||
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата | 4 | 4 |
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения | 5 | 5 |
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4 | 4 |
ИТОГО | 34 | 34 |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (5ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (4ч.)
Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять (5ч)
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5ч)
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч)
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Итоговый контроль по курсу.
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | №№ ТЕМЫ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
10 КЛАСС | |||
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 5ч. | ||
1 | 1.1 | Банковская система. | 1 |
2 | 1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов. | 1 |
3 | 1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. | 1 |
4 | 1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить. | 1 |
5 | 1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. | 1 |
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 5ч. | ||
6 | 2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают. | 1 |
7 | 2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг. | 1 |
8 | 2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг. | 1 |
9 | 2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. | 1 |
10 | 2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности. | 1 |
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 4ч. | ||
11 | 3.1 | Что такое налоги и почему их надо платить. | 1 |
12 | 3.2 | Основы налогообложения граждан. | 1 |
13 | 3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 |
14 | 3.4 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 |
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5ч | ||
15 | 4.1. | Страховой рынок России: коротко о главном | 1 |
16 | 4.2 | Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. | 1 |
17 | 4.3 | Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. | 1 |
18 | 4.4 | Если нанесен ущерб третьим лицам. | 1 |
19 | 4.5 | Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. | 1 |
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5ч. | ||
20 | 5.1 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. | 1 |
21 | 5.2 | Пишем бизнес-план. | 1 |
22 | 5.3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе. | 1 |
23 | 5.4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса. | 1 |
24 | 5.5 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. | 1 |
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения | 5ч. | ||
25 | 6.1 | Финансовые риски и стратегии инвестирования. | 1 |
26 | 6.2 | Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. | 1 |
27 | 6.3 | Виды финансовых пирамид. | 1 |
28 | 6.4 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. | 1 |
29 | 6.5 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат». | 1 |
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4ч | ||
30 | 7.1 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. | 1 |
31 | 7.2 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. | 1 |
32 | 7.3 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. | 1 |
33 | 7.4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». | 1 |
34 | Итоговый контроль по курсу. | 1 | |
ИТОГО | 34 |
VI. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
№ п/п | Наименования объектов и средств материально- | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1 | Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 | 30 | |
2 | Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.КИМ «Финансовая грамотность», 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 | 1 | |
3 | Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.Учебная программа «Финансовая грамотность», 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 | 1 | |
4 | Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 | 1 | |
5 | Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность» материалы для родителей, 10 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 | 30 | |
6 | Интернет-ресурсы 1. www.ereport.ru - обзорная информация по мировой экономике. 2. www.cmmarket.ru - обзоры мировых товарных рынков. 3.www.гЬс.гujРосБизнесКонсалтинг - информационное аналитическое агентство. 4. www.stat.hse.ru - статистический портал Высшей школы экономики. 5. www.cefir.ru - ЦЭФИР - Центр экономических и финансовых исследований. 6. www.Ьеаfпd.огg - Фонд Бюро экономического анализа. 7. www.vopreco.ru - журнал «Вопросы экономики». 8. www.tpprf. ru - Торгово-промышленная палата РФ. 9. www.rts.micex.ru - рте и ММВБ - Объединённая биржа. 10. www.есопоmу.gоv.гujmiпесjmа - Министерство экономического развития РФ. 11.www.minpromtorg.gov.ru-Министерство торговли и промышленности РФ. 12. www.fas.gov.ru - Федеральная антимонопольная служба РФ. 13. http://www.minfin.ru/ru - Министерство финансов РФ. 14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ. 15.www.gks.ru-Федеральная служба государственной статистики. 16. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба РФ. 17. www.wto.ru - Всемирная торговая организация. 18. www.worldbank.orgjecajrussian - Всемирный банк. 19. www.imf.org - Международный валютный фонд. |
Технические средства обучения (средства ИКТ)
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1 | Мультимедийный проектор | 1 | Оборудование получено в рамках реализации ФКГОС II поколения |
2 | Экран для мультимедийного | 1 | |
3 | Компьютер | 1 | |
4 | Колонки | 1 пара | |
5 | Камера | 1 |
|
|
№ | № | Название раздела, темы | Количество | дата проведения | оборудование | |||||
план | факт | |||||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ – 9ч | ||||||||||
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 5ч. | |||||||||
1 | 1.1 | Банковская система. | 1 | 05.09 | ИКТ Пр. 1 | |||||
2 | 1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов. | 1 | 12.09 | ИКТ Пр.2 | |||||
3 | 1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. | 1 | 19.09 | ИКТ Пр. 3 | |||||
4 | 1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить. | 1 | 26.09 | ИКТ Пр. 4 | |||||
5 | 1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. | 1 | 03.10 | ИКТ Пр. 5 | |||||
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 5ч. | |||||||||
6 | 2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают. | 1 | 10.10 | ИКТ Пр. 6 | |||||
7 | 2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг. | 1 | 17.10 | Документ.Пр. 7 | |||||
8 | 2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг. | 1 | 24.10 | ИКТ През. 8 | |||||
9 | 2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. | 1 | 31.10 | ИКТ През. 9 | |||||
2 ЧЕТВЕРТЬ – 7 ч | ||||||||||
10 | 2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности. | 1 | 14.11 | ИКТ Пр. 10 | |||||
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 4ч. | |||||||||
11 | 3.1 | Что такое налоги и почему их надо платить. | 1 | 21.11 | ИКТ Пр. 11 | |||||
12 | 3.2 | Основы налогообложения граждан. | 1 | 28.11 | ИКТ Пр.12 | |||||
13 | 3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 | 05.12 | ИКТ Пр.13 | |||||
14 | 3.4 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 | 12.12 | ИКТ Пр. 13 | |||||
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5ч. | |||||||||
15 | 4.1. | Страховой рынок России: коротко о главном | 1 | 19.12 | ИКТ Пр. 14 | |||||
16 | 4.2 | Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. | 1 | 26.12 | ИКТ През 15 | |||||
3 ЧЕТВЕРТЬ – 10ч | ||||||||||
17 | 4.3 | Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. | 1 | 16.01 | ИКТ Пр.1 | |||||
18 | 4.4 | Если нанесен ущерб третьим лицам. | 1 | 23.01 | Реш. заданий. КИМ | |||||
19 | 4.5 | Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. | 1 | 30.01 | Пр. задания. | |||||
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5ч. | |||||||||
20 | 5.1 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. | 1 | 6.02 | Реш. заданий. КИМ | |||||
21 | 5.2 | Пишем бизнес-план. | 1 | 13.02 | ИКТ Пр. 7 | |||||
22 | 5.3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе. | 1 | 20.02 | ИКТ Пр.8 | |||||
23 | 5.4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса. | 1 | 27.02 | Реш. заданий. КИМ | |||||
24 | 5.5 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. | 1 | 05.03 | Реш. заданий. КИМ | |||||
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения | 5ч. | |||||||||
25 | 6.1 | Экономические причины международной торговли. | 1 | 12.03 | Реш. заданий. КИМ | |||||
26 | 6.2 | Мировая экономика. | 1 | 19.03 | Реш. заданий. КИМ | |||||
4 ЧЕТВЕРТЬ – 8Ч | ||||||||||
27 | 6.3 | Виды финансовых пирамид. | 1 | 2.04 | Реш. заданий. КИМ | |||||
28 | 6.4 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. | 1 | 9.04 | Презентация 4 | |||||
29 | 6.5 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат». | 1 | 16.04 | Реш. заданий. КИМ | |||||
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4ч. | Реш. заданий. КИМ | ||||||||
30 | 7.1 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. | 1 | 23.04 | Реш. заданий. КИМ | |||||
31 | 7.2 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. | 1 | 30.04 | Реш. заданий. КИМ | |||||
32 | 7.3 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. | 1 | 7.05 | Реш. заданий. КИМ | |||||
33 | 7.4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». | 1 | 14.05 | Реш. заданий. КИМ | |||||
34 | Итоговый контроль по курсу. | 1ч. | 21.05 | |||||||
ИТОГО | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...
Рабочая программа элективного курса "Абсолютная грамотность" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Абсолютная грамотность" 9 класс на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»
Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»
Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».
Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...