Электронные тематические папки к интегрированным занятиям – новое в создании современного учебно-методического комплекса
статья по теме

 

Современные инновационные технологии – это новые способы и методы активного взаимодействия педагога и обучающихся, которые обеспечивают эффективное достижение результата педагогической деятельности. Успешное формирование знаний и умений в преподавании ИЗО и истории искусств зависит от эффективности применения той или иной технологии. Использование различных технологий помогают мне, как педагогу ИЗО, повысить качество обучения. Интегрированные занятия ИЗО и истории искусств подразумевают использование наглядных методик, развивающих и изобразительных технологий. Цель интегрированного художественного образования – научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на логику и динамику рассуждений, составлять свою целостную картину мира и как следствие, создавать собственные творческие работы. Поэтому на моих занятиях происходит интеграция восприятия окружающего мира, произведений искусства, художественного слова, музыки и оценки детской творческой работы. Таким образом, современного ребёнка следует готовить к восприятию и воспроизведению визуальной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnaya_tematicheskaya_papka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные тематические папки к интегрированным занятиям – новое в создании современного учебно-методического комплекса

Никишкина Татьяна Николаевна 

Педагог дополнительного образования

ЦВР Калининского района Санкт- Петербурга «Академический»

Современные инновационные технологии – это новые способы и методы активного взаимодействия педагога и обучающихся, которые обеспечивают эффективное достижение результата педагогической деятельности. Успешное формирование знаний и умений в преподавании ИЗО и истории искусств зависит от эффективности применения той или иной технологии. Использование различных технологий помогают мне, как педагогу ИЗО, повысить качество обучения. Интегрированные занятия ИЗО и истории искусств подразумевают использование наглядных методик, развивающих и изобразительных технологий. Цель интегрированного художественного образования – научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на логику и динамику рассуждений, составлять свою целостную картину мира и как следствие, создавать собственные творческие работы. Поэтому на моих занятиях происходит интеграция восприятия окружающего мира, произведений искусства, художественного слова, музыки и оценки детской творческой работы. Таким образом, современного ребёнка следует готовить к восприятию и воспроизведению визуальной информации.

Поэтому мне, как педагогу, приходится организовывать познавательную деятельность так, чтобы каждое занятие было для ребёнка открытием мира прекрасного. Такая работа предполагает творческий подход и постоянный поиск вариантов подачи материала в соответствии с учебно-творческими задачами занятия и возрастными особенностями детей. Подготовка к такому занятию требует от педагога максимального расширения собственных знаний. Технология художественно – образного восприятия изобразительного искусства – это погружение в мир  художника и искусства. И это подразумевает использование таких технологий как заочная экскурсия, путешествие в прошлое, диалоги об искусстве, экспедиция в места народных промыслов,  анализ произведения искусства, художественно – развивающие игры, диагностика результативности.

Многообещающим явлением в педагогике можно назвать применение технологии использования электронных образовательных ресурсов. Эта технология даёт возможность более эффективно обеспечивать наглядное представление учебного материала, что позволило мне включить ЭОР в свой традиционный учебно-методический комплекс. Это электронный иллюстративный материал репродукций картин, архитектурных памятников, предметов народного творчества, фотоматериалы, фильмы и мультфильмы. Обобщением опыта использования электронных дидактических средств, на занятиях стали интегрированные занятия с использованием авторских ЭОР. Был выпущен сборник подробных конспектов, куда включены разработанные мной интегрированные занятия по разным темам программы. Они дали возможность интереснее раскрыть содержание учебного материала и получить хороший результат. У детей проявился интерес, увлечённость, художественно-творческая активность. Художественные образы, рождённые в результате полученных впечатлений, развивают творческое воображение обучающихся и помогают им создавать свои творческие работы. Уже в самом начале освоения содержания курса «истории искусств», обучающиеся могут показать свои способности и возможности видеть, понимать, анализировать, говорить об искусстве. Подобная организация занятий позволяет мне как педагогу постоянно получать обратную связь, диагностировать уровень восприятия художественного материала и, что особенно важно, поддерживать и направлять его. От занятия к занятию происходит постепенное углубление знаний и наполнение их конкретным смыслом. Занятия с детьми по истории искусства строятся по принципу последовательного усвоения знаний, «разбитых» на определенные темы (виды и жанры искусства, образный язык живописи, графики, скульптуры и т.д.). Каждая тема этих занятий может повторяться в течение всего обучения. Это дало мне возможность объединить тематические занятия.

Развивающие технологии интегрированного художественного образования подразумевают занятия, объединённые одной сквозной темой, куда вошли игровые занятия, занятия – экскурсии, диалоги об искусстве. Поэтому, мной были разработаны электронные тематические папки к таким интегрированным занятиям. Это электронные тематические папки  «Анималистический жанр», «Натюрморт», «Пейзаж» и «Искусство Древней Греции». Занятия, объединённые одной сквозной темой, позволяют педагогу варьировать тематику занятий и технику выполнения практической работы. Цели и задачи занятий также можно варьировать, в зависимости от подтемы. Так при изучении темы «Пейзаж» необходимо использовать метод поэтапных открытий (Б.М. Неменский), т.е. чётко вычленять задачи каждого последующего занятия. Занятия, объединённые одной темой, предполагают обучение обучающихся композиции, цветоведению и перспективе, на каждом занятии постепенно, в зависимости от возрастной категории обучающихся и целей обучения. Материал каждой из этих папок рассчитан на несколько занятий,  которые можно проводить поэтапно, в зависимости от содержания образовательной программы.

Например,

Электронная тематическая папка «Пейзаж» содержит:

  1. Методические рекомендации по проведению интегрированных занятий по истории искусств и изобразительному искусству содержат в себе: беседы по искусствознанию – история возникновения и развития жанра в мировой художественной культуре и в русском искусстве, литературный, игровой и диагностический материал;
  2. Электронный образовательный ресурс «Пейзаж» (В живописи и графике) – подробный экскурс в историю возникновения и развития жанра – пейзаж в мировой художественной культуре. Его содержание соответствует содержанию плана – конспекта и позволяет использовать материал при проведении занятия в форме виртуальной экскурсии. Этот материал педагог использует как при изучении жанра, так и при знакомстве с творчеством конкретного художника работающего в этом жанре;
  3. Электронный образовательный ресурс «Русские художники - пейзажисты» (В живописи и графике) – подробный экскурс в историю развития жанра – пейзаж в русском искусстве. Его содержание также соответствует содержанию плана – конспекта и позволяет использовать при проведении занятия в форме виртуальной экскурсии. Этот материал педагог использует как при изучении жанра, так и при знакомстве с творчеством конкретного художника работающего в этом жанре;
  4. Электронный образовательный ресурс «Демонстрационный материал к теме «Изображение дерева» - иллюстративный материал помогающий раскрыть образ дерева в искусстве и в природе. Использование разных техник и способов изображения, литературный и игровой материал, детские творческие работы.
  5. Электронный образовательный ресурс «Демонстрационный материал к теме «Пейзаж» - иллюстративный материал, помогающий облегчить понимание сложности и  разнообразия пейзажей, особенностей средств выразительности этого жанра, провести анализ произведения искусства и художественно-развивающие игры, диагностический материал, а также примеры детских творческих работ. ЭОР  можно демонстрировать в начале занятия  или во второй части интегрированного занятия, перед и во время выполнения творческой практической работы обучающимися /вспомнить, дополнить знания и посмотреть средства художественной выразительности пейзажной живописи: линия горизонта, композиция, перспектива, колорит, выразительность, цветовая гамма и т.п./.

Так как занятие по теме «Пейзаж» можно проводить в разной возрастной категории обучающихся, план-конспект и ЭОР предусматривают возможность использования их фрагментарно, в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом. В ходе изучения темы идет процесс интеграции впечатлений, информации, общения, оценки, творчества. Все это позволяет воссоздать в представлении детей целостную картину развития жанра.

Успех интегративных занятий зависит от способности педагога самому работать в режиме вариативности, возможностью привлекать «дополнительные виды искусств» /например, рассмотреть и проанализировать несколько репродукций пейзажей, разных по эмоциональному настрою или по манере исполнения; послушать музыку леса, гор, дождя, стихи и прозу на определённое настроение и т.п./.

Целью создания этой электронной тематической папки является обобщение опыта использования дидактических методов на занятиях. Такое учебное пособие можно озвучить: музыкальной композицией, литературным материалом или закадровым текстом. Данный материал доступен для педагогов с любым педагогическим стажем и прост в применении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Примерные задания к тематическому планированию курса интегрированных занятий по ИЗО и музейной педагогике для учащихся 5 класса по разделу "Язык изобразительного искусства".

Материал презентации  ( в двух частях)  в наглядной форме поможет раскрыть характер заданий для учащихся 5 классов, занимающихся  по курсу интегрированных занятий по ИЗО и музейной педа...

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Развитие критического мышления школьников с современными учебно-методическими комплексами

Статья о развитии критического мышления школьников с новыми учебными комплексами, в частности, с УМК  по  биологии авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина ...

Создание авторских учебно-методических комплектов

Каждый учитель, проработав несколько лет в школе, имеет большой багаж различных учебно-методических материалов. Автор систематизировал свои материалы в виде учебно-метод...

Современный учебно-методический комплекс в работе школьного учителя-логопеда

Важным и необходимым помощником в работе учителя – логопеда является учебно-методический комплекс, используемый на разных этапах логопедической работы....

План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петер

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУ...