План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петер
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Филь Эрнест Валентинович

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУНО ДУМ СПб), является реализация государственных программ по созданию условий для воспитания гражданина и защитника отечества.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Русский Рукопашный бой» имеет физкультурно-спортивную направленность и направлена на развитие морально-волевых, физических, духовных и нравственных качеств учащейся молодежи в возрасте от 12 до 22 лет.

Актуальность программы заключается:

  • в создании предпосылок для гармоничного развития духовных, интеллектуальных и физических качеств у молодежи;
  • в создании предпосылок для реализации запроса общества и государства по воспитанию гармонично развитой личности способной адекватно отвечать на вызовы современного и сложного мира.

Программа способствует совершенствованию физической формы, развитию у подрастающего поколения стремления служить своему Отечеству, а укрепление, в учебно-тренировочном процессе, таких духовных качеств, как сила воли, характера, стрессоустойчивость позволяет уверенней принимать вызовы современного мира. В процессе реализации программы у молодого поколения формируются навыки поведения в экстремальных, стрессовых ситуациях, развивают коммуникативные способности через решение неординарных задач в составе коллектива и индивидуально. Юноши и девушки через занятия рукопашным боем получают возможность приобщиться к традициям Российской государственности, воспитывают в себе чувство гражданственности, принадлежности к великой стране, ответственности за судьбу Родины, развивают такие качества, как честь и достоинство.

Отличительные особенности программы в том, что спортивно-физкультурные занятия включают в себя разделы из программы ГТО, а также разделы по подготовке спортсменов прикладных и специальных спортивных дисциплин (рукопашному бою, всестилевому каратэ, боевому самбо, таиландскому боксу и т.п.). Программа физкультурно-спортивной части имеет три функциональных контура или три цели:

  • общее улучшение физической формы обучающихся, в том числе для сдачи нормативов ГТО, с созданием предпосылок для формирования мировоззрения включающего занятия физической культурой как постоянной, неотъемлемой и обязательной части жизни;
  • предоставлением возможностей для желающих реализации собственной спортивной карьеры (выступления в соревнованиях, с получением разрядов, званий и т.п. согласно Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК)).
  • обучения практическим приемам поведения в стрессовых ситуациях, в том числе навыкам самообороны, навыкам начальной военной подготовки, с учетом социальных, психологических и юридических особенностей.

Программа рассчитана на 3 (три) года и учитывает достижения и разработки отечественных специалистов Харлампиевым А.А., Касьяновым Т.Р., Ивановым С.А. и позволяет достигнуть реализации всех означенных выше целей при условии соблюдения баланса при подаче материала на каждом занятии.

С учетом вышесказанного разработка конспекта (и особенностями его разработки) для каждого занятия по дисциплине дополнительного образования в рамках программы Русский рукопашный бой (рассчитанной на 3 (три) года) является непростой и важной задачей, стоящей перед педагогом дополнительного образования. В настоящей работе представлен план-конспект одного из уроков (тренировочного занятия) по Русскому рукопашному бою.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plankonspekttipovurokarrb01.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб)

Филь Эрнест Валентинович

Преподаватель дополнительного образования

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб)

Введение

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУНО ДУМ СПб), является реализация государственных программ по созданию условий для воспитания гражданина и защитника отечества.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Русский Рукопашный бой» имеет физкультурно-спортивную направленность и направлена на развитие морально-волевых, физических, духовных и нравственных качеств учащейся молодежи в возрасте от 12 до 22 лет.

Актуальность программы заключается:

  • в создании предпосылок для гармоничного развития духовных, интеллектуальных и физических качеств у молодежи;
  • в создании предпосылок для реализации запроса общества и государства по воспитанию гармонично развитой личности способной адекватно отвечать на вызовы современного и сложного мира.

Программа способствует совершенствованию физической формы, развитию у подрастающего поколения стремления служить своему Отечеству, а укрепление, в учебно-тренировочном процессе, таких духовных качеств, как сила воли, характера, стрессоустойчивость позволяет уверенней принимать вызовы современного мира. В процессе реализации программы у молодого поколения формируются навыки поведения в экстремальных, стрессовых ситуациях, развивают коммуникативные способности через решение неординарных задач в составе коллектива и индивидуально. Юноши и девушки через занятия рукопашным боем получают возможность приобщиться к традициям Российской государственности, воспитывают в себе чувство гражданственности, принадлежности к великой стране, ответственности за судьбу Родины, развивают такие качества, как честь и достоинство.

Отличительные особенности программы в том, что спортивно-физкультурные занятия включают в себя разделы из программы ГТО, а также разделы по подготовке спортсменов прикладных и специальных спортивных дисциплин (рукопашному бою, всестилевому каратэ, боевому самбо, таиландскому боксу и т.п.). Программа физкультурно-спортивной части имеет три функциональных контура или три цели:

  • общее улучшение физической формы обучающихся, в том числе для сдачи нормативов ГТО, с созданием предпосылок для формирования мировоззрения включающего занятия физической культурой как постоянной, неотъемлемой и обязательной части жизни;
  • предоставлением возможностей для желающих реализации собственной спортивной карьеры (выступления в соревнованиях, с получением разрядов, званий и т.п. согласно Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК)).
  • обучения практическим приемам поведения в стрессовых ситуациях, в том числе навыкам самообороны, навыкам начальной военной подготовки, с учетом социальных, психологических и юридических особенностей.

Программа рассчитана на 3 (три) года и учитывает достижения и разработки отечественных специалистов Харлампиевым А.А., Касьяновым Т.Р., Ивановым С.А. и позволяет достигнуть реализации всех означенных выше целей при условии соблюдения баланса при подаче материала на каждом занятии.

С учетом вышесказанного разработка конспекта (и особенностями его разработки) для каждого занятия по дисциплине дополнительного образования в рамках программы Русский рукопашный бой (рассчитанной на 3 (три) года) является непростой и важной задачей, стоящей перед педагогом дополнительного образования. В настоящей работе представлен план-конспект одного из уроков (тренировочного занятия) по Русскому рукопашному бою.


План – конспект тренировочного занятия по русскому рукопашному бою

Тема занятия: Обучение технике базовых защитных и атакующих движений. Понятия о связках и комбинациях. Индивидуальная отработка защитных и атакующих движений.

Задачи: Обучение технике:

  1. Кругового удара руками изнутри наружу тыльной стороной кулака (типа уракен-цки) из фронтальной позиции (стойки для отработки базовой ударной техники),
  2. То же из боевой стойки, в движении и при движущемся противнике. Запоминание терминологии.
  3. Прямого (линейного) удара ногой в сторону (типа сайд-кик/йоко-гери*) из фронтальной позиции (стойки для отработки базовой ударной техники),
  4. То же из боевой стойки, в движении и при движущемся противнике. Запоминание терминологии.
  5. Отработка связки (комбинации) из удара в сторону ногой и кругового удара руками изнутри наружу тыльной стороной кулака (уракен-цки);
  6. Отработка специальной техники: освобождение от захвата за предплечье с контратакой и нейтрализацией противника.

* здесь и далее приводятся названия технических действий в терминологии бокса (тайского-бокса, кик-бокса) и каратэ.

Место проведения занятия: Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Радиотехнический колледж (спортивный зал)

Тренер - преподаватель дополнительного образование: Филь Э.В.

Инвентарь: Борцовский ковёр, секундомер, свисток, боксерские «лапы», боксерские перчатки.

№ пп

Содержание

Время

мин

Организационно-методические указания

1

Построение группы, проверка присутствующих.

Доведение целей и задач занятия

3

Проверка состояния спортивной формы,  самочувствие занимающихся.

Разминочные упражнения:

2

  • наклоны головой вперед назад;
  • наклоны головой к одному/другому плечу;
  • повороты головой влево/вправо;
  • вращение головой по/против часовой стрелки;
  • вращение кулаками по/против часовой стрелки;
  • вращение предплечьями по/против часовой стрелки;
  • вращение руками в плечах по/против часовой стрелки.

3

Каждое упражнение выполняется:

  • из исходного положения: ноги на ширине плеч, руки подняты и согнуты в локтях, кулаки на уровне глаз (имитация боевой стойки);
  • после команды на счет от 8 до 12 раз.

3

  • выгибание спины в верхней части/выпячивание груди в верхней части;
  • колебательные движения верхней части груди влево/вправо;
  • вращение верхней части груди по/против часовой стрелки;
  • наклоны корпуса влево/вправо;
  • наклоны корпуса вперед/назад;
  • вращение корпусом по/против часовой стрелки;
  • поступательные движения влево/вправо тазом;
  • поступательные движения вперед/назад тазом;
  • вращение тазом по/против часовой стрелки.

4

Каждое упражнение выполняется:

  • из исходного положения: ноги на ширине плеч, руки на поясе;
  • после команды на счет от 8 до 12 раз.

4

  • вращение согнутой ногой по/против часовой стрелки;
  • вращение голенью по/против часовой стрелки;
  • вращение стопой по/против часовой стрелки;
  • тот же цикл из трех движений другой ногой.

3

Каждое упражнение выполняется:

  • из исходного положения: стойка на одной ноге, другая нога согнута в колене на уровне бедра (стойка журавля), руки согнуты в локтях, кулаки на уровне глаз (имитация боевой стойки);
  • после команды на счет от 6 до 8 раз.

5

  • упражнения на растяжку

4

Упражнение выполняется:

  • в шпагате, лицом к левой/правой ноге, в «поперечном» шпагате;
  • на время: по 1 минуте в «продольных» положениях и 2 минуты в поперечном положении.

Основная часть

6

Объяснение с демонстрацией техники удара ногой в сторону йоко-гири/сайд-кик

5

  1. Демонстрируется удар йоко-гири/сайд-кик из фронтальной позиции (стойка всадника (киба-дати), из боевых позиций (боевой стойки, хангетсу) в передвижении, в связках/комбинация, по лапам;
  2. Объясняются технические нюансы, разделение удара на стадии:
  • вынос колена;
  • выпрямление ноги в колене в момент удара;
  • выделение и фиксация ударной поверхности (ребро пятки);
  • контроль положения тела и конечностей (плоскость рука-ноги-корпус, положение головы);
  • возврат в исходное боевое положение.

7

Отработка на счет, «на воздух» техники удара ногой в сторону йоко-гири/сайд-кик

10

Удар отрабатывается на счет до 10 раз для каждого варианта и с переменой стойки (левостороння/правосторонняя):

  • из фронтальной позиции (стойка всадника (киба-дати) в сторону,
  • из боевых позиций (боевой стойки, хангетсу) вперед с подшагом;
  • в передвижении в стойке всадника (киба-дати) в сторону;

Повторено объясняются технические нюансы (см. выше) и указывается на недочеты при подходе к каждому обучающемуся.

8

Объяснение с демонстрацией техники удара рукой в сторону тыльной стороной кулака (уракен-учи)

5

  1. Демонстрируется удар уракен-учи из фронтальной позиции (стойка всадника (киба-дати), из боевых позиций (боевой стойки, хангетсу) в передвижении, в связках/комбинация, по лапам;
  2. Объясняются технические нюансы, разделение удара на стадии:
  • вынос локтя;
  • «хлест» предплечьем в момент удара;
  • выделение и фиксация тыльная сторона кулака);
  • возврат в исходное боевое положение.

9

Отработка на счет, «на воздух» техники удара рукой в сторону тыльной стороной кулака (уракен-учи)

10

Удар отрабатывается на счет до 10 раз для каждого варианта и с переменой стойки (левостороння/правосторонняя):

  • из фронтальной позиции (стойка всадника (киба-дати) в сторону,
  • из боевых позиций (боевой стойки, хангетсу) вперед с подшагом;
  • в передвижении в стойке всадника (киба-дати) в сторону;

Повторено объясняются технические нюансы (см. выше) и указывается на недочеты при подходе к каждому обучающемуся.

10

Объяснение с демонстрацией техники связки/комбинации из 2-х ударов: удара ногой в сторону йоко-гири/сайд-кик и отбрасывающего удара рукой в сторону тыльной стороной кулака (уракен-учи)

5

  1. Демонстрируется связка: йоко-гири/сайд-кик и отбрасывающего удара рукой в сторону тыльной стороной кулака (уракен-учи) в передвижении вперед/назад с подшагом и без:
  • из фронтальной позиции (стойка всадника);
  • из боевой позиции (хангетсу).
  1. Заостряется внимание на соблюдение технических нюансов (см. выше).

11

Отработка на счет, «на воздух» связки/комбинации из 2-х ударов: удара ногой в сторону йоко-гири/сайд-кик и отбрасывающего удара рукой в сторону тыльной стороной кулака (уракен-учи)

10

Связка отрабатывается на счет до 10 раз для вариантов с переменой стойки (левостороння/ правосторонняя) из фронтальной позиции (стойка всадника (киба-дати) в сторону с передвижением вперед,

Повторено объясняются технические нюансы (см. выше) и указывается на недочеты при подходе к каждому обучающемуся.

12

Закрепление полученного материала на лапах

15

  1. Построение занимающихся с расчетом на «первый-второй», комплектование пар (тори – нападающая сторона, уке – защищающаяся сторона, выдача лап для каждой пары;
  2. Каждый удар и связка  отрабатывается на счет до 10 раз для левосторонней/ правосторонней стоек;
  3. Перемена сторон происходит после выполнения одной из сторон (тори) серии из 10 ударов на каждую сторону (20 действий);
  4. После серий, выполненных на счет тренера дается время на выполнение таких-же серии самостоятельно (в своем ритме);
  5. Во время выполнения самостоятельных серий подходить к каждой паре для устранения недочетов или поощрения

Заключительная часть

13

Комплекс упражнении на функциональную выносливость

4

Упражнения проводятся по круговому принципу из исходного положения  упор лежа, выполняется:

  • 5 отжиманий на 2 счета (руки согнуты выпрямлены);
  • планка на локтях и 10 спаренных движений коленями;
  • лечь на живот, поднять с прогибом напряженные  руки и ноги на 8 счетов;
  • перевернуться на спину через левое плечо, приподнять над полом, вытянутые ноги и руки на 8 счетов, вернуться в исходное положение на животе;
  • повторить с поворотом через правое плечо;
  • подъем корпуса и одной ноги, на каждый счет менять ноги/руки – 10 раз;
  • подъем корпуса, ноги на месте (сидячее положение) 5 раз из исходного положения лежа-руки вытянуты вдоль пола;
  • исходное положение руки в замке за головой, опирание только на ягодицы (ноги/корпс на весу); левым локтем касаться правого колена и наоборот скручивая корпус 10 раз медленно, 10 раз ускоренно;
  • перевернуться на живот, вытянуть и поднять над полом руки и ноги, держать 8 счетов;
  • не опуская развести ноги и руки в сторону держать 8 счетов;
  • повторить 2 последних действия еще один раз не опуская конечностей на пол;
  • лежа на животе с вытянутыми и поднятыми над полом руками/ногами попеременно касаться разноименными ногами/руками пола 10 раз;
  • выйти в планку, повторить 10 сдвоенных движений коленями;
  • повторить отжимания на 2 счета (руки согнуты-выпрямлены) на 30 стетов;
  • встать восстановить дыхание

14

Выполнение упражнения из специальной (прикладной) техники, которые проходили на прошлых занятиях: освобождение от захвата за предплечье с контратакой и нейтрализацией оппонента

6

  • Занимающиеся возвращаются к тем партнерам с которыми ранее работали в парах;
  • Упражнение выполняется на счет:
  1. Тори хватает партнера за предплечье;
  2. Уке – наносит ослабляющий/ отвлекающий удар (ногой в пах или колено/голень);
  3. Резким движением в сторону большого пальца тори выдергивает руку из захвата, закручиваясь с замахом на удар типа ребром ладони (сето) или уракен (см. выше);
  4. Раскручивается с ударом (см. пункт 3) в область шеи оппонента.
  • Упражнение повторяется по десять раз для каждого партнера;
  • Дается время на 5 повторов самостоятельной работы.

15

Построение группы, завершение занятия

5

  1. Ответы на возникшие вопросы,
  2. Контрольный опрос,
  3. Поощрение лучших и оценка достижений за занятие,
  4. Задание на самоподготовку, на дом,
  5. Завершение занятия.

Итого:

Общее время занятия – 90 минут;

Разминка: 17 минут

Основная часть: 68 минут

Заключительная часть: 5 минут.


Список литературы

1

Боб Алике, Люсьен Гиллот Педагогика французского бокса, Москва, МПТИ,1991 г.

2

Булочко К.Т., Лукичев М.В. Рукопашный бой и фехтование. Физкультура и Спорт. Москва-Ленинград. 1940. – 188 с.

3

Гаськов А.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах / на примере бокса /. Ула-Удэ, Изд. БГУ, 1998.

4

Заяшников С. И. Тайский Бокс. Новосибирск, Олимп, 1994.– 68 с.

5

Иванов С.А., Касьянов Т.Р., Основы рукопашного боя. - М.: Терра. Спорт, 1998. - 368 с.

6

Марьяндышев Д.Н. Дополнительная предпрофессиональная программа по рукопашному бою. г. Отрадное. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей. Отрадненская детско-юношеская спортивная школа. 2015 г. – 98с

7

Накаяма М. Лучшее каратэ. Тома 1-5. М. Ладомир, АСТ, 1998 г.

8

Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии. Свердловское отделение Военное издательство Народного Комиссариата Обороны Союза ССР. 1942 г. – 128с.

9

Харлампиев А. А. Тактика борьбы САМБО. — М.: «Физкультура и спорт», 1958.

10

Харлампиев А.А. Система самбо / А.А. Харлампиев. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 528 с.

11

Хлюпин О.С. План-конспект тренировочного занятия по рукопашному бою. МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №25.

12

Цинис А.В. Программа для ДЮСШ по тайскому боксу. Архангельск «пресс-принт» 2005.

13

План – конспект урока по физической культуре. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж» Куединский филиал. https://resheba.ws/naurok/fizkultura/text-94775947.html

14

Бекечин А. В. План-конспект открытого тренировочного занятия по рукопашному бою. ГБОУ СПО «Юридический колледж». https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/03/23/plan-konspekt-otkrytogo-zanyatiya

15

http://voenservice.ru/katalog_dokumentov/nastavleniya/nastavlenie-po-fizicheskoy-podgotovke-v-voorujennyih-silah-rossiyskoy-federatsii/glava-3-sredstva-metodyi-i-formyi-fizicheskoy-podgotovki/rukopashnyiy-boy/

16

http://uchebniy-center.ru/2145-tema-3-rukopashnyj-boj/ (План-конспект проведения занятия по физической подготовке для личного состава ВС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культу

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Московское среднее специальное училище олимпийс...

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» Обособленное подразделение № 3 Зачёт в тестовой форме для студентов III курса VIII семестра. Иностранный язык

Инструкция к тесту:  Выбрать единственно правильный ответ из четырёх возможных;Написать на бланке номер тестового вопроса и букву единственно правильного ответа. май 2020г....

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

Положение о проведении первенства по баскетболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Положение о проведении первенства по баскетболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы...

Положение о проведении соревнований по ДАРТС среди обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Положение о проведении соревнований по ДАРТС среди обучающихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский к...

Положение о проведении первенства по волейболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Положение о проведении первенства по волейболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы ...