урок математики в 5 классе "Упрощение числовых и буквенных выражений"
методическая разработка (5 класс) по теме

Урок по математике к учебнику Виленкина проходил в игровой форме "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина" тема урока "Упрощение числовых и буквенных  выражений" В течении всего урока использовала презентацию и компьютеры на которых работали ученики.На уроке ученики  работали самостоятельно по карточкам,на тренажерах, рисовали в компьютере, выходили к доске.

Цели:

  • образовательные: продолжить формирование умений у учащихся упрощать выражения; решать задачи; формировать вычислительные навыки быстрого счета.
  • воспитательные: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять кругозор учащихся в области математики;
  • развивающие: развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я     Ф Е Д Е Р А Ц И Я

Т У Л Ь С К А Я     О Б Л А С Т Ь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    КАЗЕННОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЧКИНСКАЯ  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ШКОЛА  №26»

301861, Тульская область, Ефремовский район, д.Кочкино, тел.9-31-24,

e-mail: Kochkino26@yandex.ru

5 класс

Учитель: Гузикова

Мадлена Мартыновна

2012 г

 «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.»

 Б. Паскаль

Цели:

  1. образовательные: продолжить формирование умений у учащихся упрощать выражения; решать задачи; формировать вычислительные навыки быстрого счета.
  2. воспитательные: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять кругозор учащихся в области математики;
  3. развивающие: развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Оборудование: иллюстрация Ю Волковича «У лукоморья дуб зелёный…», тетради,  компьютеры, ребусы, зубочистки, указка, мультимедийное оборудование.  карточки для решения примеров.

Записываем число, классная работа

Учитель: Французский  философ, литератор, математик, физик 17 века Блез Паскаль сказал:

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.»

Поэтому урок сегодня будет необычно – сказочным. 

Прежде, чем войти в сказку посмотрим тему нашего урока:

Закрепление пройденного материала.

 «Упрощение числовых и буквенных выражений»

 

А теперь в сказку!.

Мы видим испорченную иллюстрацию  к произведению. Вырезаны фрагменты со сказочными героями. Чтобы иллюстрацию восстановить, нам придется отправиться в сказочное математическое путешествие. Выполнив задания правильно, фрагменты со сказочными героями  моментально встанут на свое место в иллюстрацию.

Давайте определим, сколько геометрических фигур вырезано? Сколько математических заданий нужно выполнить? (7)

Давайте поторопимся! В дорогу и  пусть хорошее настроение  сохранится у  вас до конца урока.

Чтобы узнать , что это за персонажи, нам надо хорошо поразмяться. Разминка

   

В о п р о с. Может ли при делении получиться ноль? 
О т в е т. Да, если делимое равно нулю.
В о п р о с.  Назовите число разрядов в классе.
О т в е т. Три.
В о п р о с. Чему равен угол в квадрате? 
О т в е т.  90 градусов.
В о п р о с.  Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками?
О т в е т.  Отрезок.
В о п р о с.  Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? 
О т в е т.  Периметр.
В о п р о с. Что значит решить уравнение?
О т в е т.  Найти все его корни или доказать, что корней нет..
В о п р о с.  Назовите наименьшее натуральное число. 
О т в е т.  Единица.
В о п р о с. Семь человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий? (42.)

В о п р о с Как называется цифра второго разряда в записи натурального числа? (Десятки.)

В о п р о с. Как называется результат умножения? (Произведение.) 

В о п р о с.Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания?
В о п р о с.Выражение, составленное из чисел, из знаков действий и скобок, называется числовым выражением.

В о п р о с.Выражение, содержащее буквы, называется буквенным выражением.

Учитель: Из какого произведения эти герои?  ( Это отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый) Перечислите их. (Кот ученый, леший, русалка, избушка, баба яга, 30 витязей прекрасных и  с ними дядька их морской, колдун несет богатыря.) 

Учитель:  Сказочное путешествие продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.

И вот первый вырезанный фрагмент из иллюстрации…и днем и ночью Кот ученый все ходит по цепи кругом, поработав с устным счетом, мы увидим как восстановится первый фрагмент.

Задание 1 «Устный счет»

Кот растворился и мы видим его место на иллюстрации.

Фрагмент восстановлен.

Учитель: Следующий сказочный герой, …  там Леший бродит…А где живет Леший? Так как «У лукоморья дуб зеленый», то и задача про дуб. Задачу читает ученица. (решают в тетради)

Задача. Дуб впитывает 8 вёдер воды ежедневно, осина - 42 ведра за неделю. Сколько всего вёдер воды впитывают дуб и осина за 5 дней?

Проверяем задачу.

  1. 42 : 7 = 6 ведер за 1 день (береза)
  2.  6 + 8 = 14 ведер (дуб и береза)
  3.  14 * 5 = 70 ведер за 5 дней (дуб)

Ответ: 70 ведер впитывает дуб воду за 5 дней.

Работа в тетради

Из рубрики: «Очень интересно!»

Ребята, а вы знаете, что Михаил Юрьевич Лермонтов называл дубы «часовыми века». Образ могучего дуба вызывает представления о силе, могуществе и долголетии. До наших дней дожили дубы-патриархи, возраст которых исчисляется даже не сотнями, а тысячами лет!

В 2009 г. в Северной Америке ученые обнаружили самое старое дерево на земле. Им оказался дуб Палмера, возраст которого оценили в 13000 лет. Это кустарниковый вид дуба.

Недалеко от самого старого города Палестины - Хеврона находится священное дерево христиан -Мамврийский дуб (его также называют Палестинский Дуб, Дуб Авраама). Согласно Библии, возле него Авраам получил Божие откровение о Святой Троице. Этому дубу, как полагают, около 5000 лет!

Самый старый дуб в Европе растет на востоке Литвы, недалеко от поселка Стелмуж. Его так и называют -«Стелмужский старик», ему около 2000 лет. В его стволе было огромное дупло, где могли поместиться несколько человек. Оно грозило гибелью дереву. Дупло тщательно очистили от трухи (для ее вывоза потребовалось несколько рейсов самосвала), затем продезинфицировали и все отверстия «заштопали» медными листами.

Учитель: А теперь сравните на сколько дуб Палмера(13000) старше Мамврийский дуба(5000), а Стелмужский дуб(2000) младше Мамврийского дуб

На территории Тульской области Леса в основном лиственные (дуб, береза, осина и др.).

Вековые дубы – одни из самых красивых не только в Туле, но и во всей России.

На территории яснополянской больницы им. Л.Н.Толстого есть достопримечательность - 100-летний дуб, чудом сохранившийся до наших дней. Этот лес и самый дуб, прославленный, как ни одно другое дерево на земле, обретают здесь свою вторую жизнь, с такой щедрой гениальностью подаренную нам Толстым. Есть еще одно необычное место в Ясной поляне это Дерево Любви.

 На поляне уже много лет подряд стоят нежно обнявшись крепкий дуб и стройная березка. Дерева Любви.,

Неподалеку от  деревни Кочкино находится дубовый лес, в народе называемый «Дубинский».

Испорченный фрагмент встал на место, работаем дальше.

     

Сказочное путешествие продолжается.  А следующего сказочного  героя мы узнаем, когда справимся со следующим заданием.

Работа у доски.

Упростите выражения

Проверяем!

1 карточку сделать для работы у доски

1) 4а + 90а =

2) 85с – 77с =

3) 206n  - n =

4) 301в – в =

5) 3а + 17+3а +14 =

6) с + 35 + 4с +26 =

Молодцы! Это Русалка на ветвях сидит.

А вот следующий персонаж задаст нам сложную работу – Кодированное письмо и сказочный герой появиться только после правильного решения. Вперед! Берем карточки для самостоятельной работы.

Проверяем!

Проверили  и о чудо! – Избушка там на курьих ножках

           

Карточки для самостоятельной работы.(2)

Вычисли наиболее удобным способом:

1) 18·14 + 12·14 = з

2) 9·36 + 1·36 = ш

3) 5·30 +25·30 = а

4) 17·24 – 7·24 = к

5) 4·129 – 3·129 = б

6) 314·6 – 14·6 = и

7) 9·18 + 72·9 = у

А теперь можно и отдохнуть.

Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться

Осталось совсем немного. Беремся дальше за работу.

И тридцать витязей прекрасных предлагают решить уравнения на доске 3 ученицам в нашем классе.

Проверяем! (слайд)

Карточки 2

2 ученицы у доски, 1 на месте за партой

14х + 27х = 656

81у – 38у = 645

Наступило время колдовства «Колдун несет богатыря»

 

Задание 1 -  надо разгадать ребусы.(Программист)

Кто сможет объяснить значение – программист?

Программист - специалист, занимающийся разработкой и проверкой программ.

Задание 2 – работа со спичками

Переложите 2 спички так, чтобы корова смотрела назад.

Получилось!             

Программист - специалист, занимающийся разработкой и проверкой программ.

Спички у учеников на парте

Кто летал на аппарате тяжелее воздуха?

   

Творческая работа. Работа на компьюторе

Решив примеры на тренажере, можете приступать работать в пейнте. У каждого свой персонаж, которого надо раскрасить. Посмотрим, кто раскрасит красивее.

Приготовить пейнт, и тренажеры

Звучит музыка М. Глинки

Молодцы! Вы хорошо поработали и баба-яга растворяется и теперь мы можем точно сказать к какому произведению была нарисована эта иллюстрация.

Поэма «Руслан и Людмила»

     

А нарисовал эту иллюстрацию Юрий Волкович

       

Вывесить на доску

Давайте обобщим, какая тема нашего урока была сегодня на уроке, чем мы занимались?

Рефлексия «Цветок настроения»
Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат сказочные цветки. (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя цветок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное.

На партах лежат цветки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Числовые и буквенные выражения" Мерзляк А.Г.

Урок в 5 классе составлен по ФГОСам по теме "Числовые и буквенные выражения" с презентацией....

Урок по математике на тему: "Числовые и буквенные выражения" 5-йкласс

Урок по математике на тему: "Числовые и буквенныевыражения"5 класс...

Технологическая карта к уроку математики по теме: "Числовые и буквенные выражения"

               По теме: " Числовые и буквенные выражения" мной был проведен открытый урок в 5 классе в качестве защиты итоговой курсовой работы по оконча...

Технологическая карта урока по математике по теме: Числовые и буквенные выражения.

Технологическая карта урока по математикеКласс: 5 класс.    Предмет: Математика.   Тема урока: Числовые и буквенные выражения.  Учитель: Мосенкова Л.А.Цели (задачи) ...

Урок математики 5 класс. Числовые и буквенные выражения.

Цель урока: создать условия для обобщения материала, изученного по теме: «Числовые и буквенные выражения. Формулы»Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений...