Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_uchashchihsya_-_6_klass.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Честь Российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний». М. Ломоносов Пояснительная записка. Логика – наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы мышление было определенным, последовательным, связным, доказательным. Как человек, незнакомый с правилами арифметики и грамматики не может правильно считать и писать, так и человек не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать в математике. Человеку, занимающемуся математикой, приходится определять понятия, выяснить связь между ними, рассматривать какие группы, числа, уравнения можно составить. Но особенно часто в математике приходиться путем рассуждений выводить разнообразные формулы, числовые закономерности, правила, доказывать теоремы. Без логики не может быть математики! А это значит, что для успешного изучения математики надо настойчиво учиться правильно рассуждать. Само изучение математики очень полезно для овладения правилами и законами мышления. Не без оснований математику иногда называют «оселком» для ума. Решение всякой математической задачи – это цепь рассуждений. Вычисления, которые приходится использовать, невозможны без логических рассуждений. По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся приходящих из начальной школы, плохо сформированы следующие качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения:
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов:
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Для успешного обучения в среднем звене. Понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:
Занятия по развитию способности анализировать. |
2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
- высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
№ | Тема занятия | Что развиваем? | Основные виды деятельности | Примечания, ТСО, наглядности, доп. мат |
Занятия по развитию способности анализировать. | ||||
1. | Решение задач на «сходство». | Внимание, творческое мышление, интеллектуальные способности, быстроту реакции, логическое мышление, речь, способность анализировать. | Спрятавшиеся слова, числовые закономерности, математические задания, загадки, задачи «сходство». | Учебные таблицы и рисунки. |
2. | Решение задач на «сходство». | Быстроту реакции, внимание, слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, способность анализировать. | Математические упражнения, решение кроссворда, математические головоломки, правила этикета, загадки, задачи «сходство». | |
3. | Решение задач на «сходство». | Быстроту реакции, общение, зрительную память, интеллектуальные способности, внимание, логическое мышление, способность анализировать. | Математические головоломки, задания на развитие речи, числовые закономерности, загадки, «задачи сходство», быстрый счет. | |
4. | Решение задач на «отличие». | Внимание, зрительную память, логическое мышление, речь, быстроту реакции, способность анализировать. | Словесные закономерности, числовые закономерности, математические головоломки, метаграммы, загадки, задачи «отличие». | |
5. | Решение задач на «отличие». | Быстроту реакции, внимание, концентрацию внимания, речь, логическое мышление, способность анализировать. | Цифровой диктант, числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, математические головоломки, задачи «отличие». | |
6. | Решение задач на «отличие». | Логическое мышление, слуховую память, быстроту реакции, внимание, способность анализировать. | Словесные и числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, числовой кроссворд, головоломка, задачи «отличие». | |
7. | Решение задач на «пересечение». | Быстроту реакции, слуховую память, наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь, способность анализировать. | Логически-поисковые задачи, задания на развитие речи, кроссворд, математические задачи, загадки, задачи «пересечение». | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. | Решение задач на «пересечение». | Гибкость мышления, быстроту реакции, внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, способность анализировать. | Математические головоломки, числовые закономерности, задания на развитие речи, загадки, логически-поисковые задания, задачи «пересечение». | Учебные таблицы и рисунки. |
9. | Решение задач на «пересечение». | Логическое мышление, слуховую память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, речь, способность анализировать.. | Спрятавшиеся слова, математические упражнения, задания на развитие речи, логически-поисковые задания, задачи «пересечение». | |
10. | Диагностика развития способности анализировать. | Контроль ЗУН. | Диагностическое задание «рисунок-вариант». | Задачи. |
Занятия по развитию способности комбинировать. | ||||
11. | Решение задач с использованием «одной клетки». | Слуховую память, быстроту реакции, сообразительность, внимание, логическое мышление, речь, способность комбинировать. | Словесные закономерности, анаграммы, математические головоломки, загадки, быстрый счет, задачи «одна клетка». | Учебные таблицы и рисунки. |
12. | Решение задач с использованием «одной клетки». | Быстроту реакции, сообразительность, внимание, логическое мышление, речь, способность комбинировать. | Задания на развитие речи, числовые закономерности. математические задания, головоломки, загадки, задачи «одна клетка». | |
13. | Решение задач с использованием «двух клеток». | Концентрацию и объем внимания, логическое мышление, быстроту реакции, речь, способность комбинировать. | Криптограмма, числовые закономерности, задания на развитие речи, словесные закономерности, загадки, задачи «две клетки». | |
14. | Решение задач с использованием «двух клеток». | Быстроту реакции, умение делить объекты на классы, логическое мышление, речь, способность комбинировать.. | Словесные и числовые закономерности, математические головоломки, числовой кроссворд, загадки, задачи «две клетки». | |
15. | Решение задач с использованием «всех клеток». | Произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, речь, способность комбинировать. | Математические задания, словесные отношения, задания на развитие речи, спрятавшиеся слова, загадки, задачи «все клетки». | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. | Решение задач с использованием «всех клеток». | Сообразительность, внимание, логическое мышление, речь, способность комбинировать.. | Логически-поисковые задания, спрятавшиеся слова, числовые и словесные закономерности, математические упражнения, загадки, задачи «все клетки». | Учебные таблицы и рисунки. |
17. | Диагностика развития способности комбинировать. | Контроль ЗУН. | Диагностическое задание «ладья». | Задачи. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- С. Ю.Афонькин «Учимся мыслить логически», Санкт – Петербург, 2002.
- Н. Винокурова «Подумаем вместе - 3», Москва, 1998.
- Н. Винокурова «Подумаем вместе - 4», Москва, 1998.
- Н. Винокурова «Подумаем вместе - 5», Москва, 1999.
- Н. Винокурова «5000 игр и головоломок для школьников», Москва, 2001.
- М.М.Давыдова «Развивающие игры для детей», Москва, 2001.
- Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –1, Москва, 2001.
- Кроссворды, ребусы, загадки, игры для детей –2, Москва, 2001.
- Л.Мочалов «400 игр, головоломок и фокусов», Москва, 2000.
- А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996.
- Л.Ф.Тихомирова «Логика. Дети: 7-10 лет», Ярославль, 2001.
- Л.Ф.Тихомирова , А.В.Басов «Развитие логического мышления детей», Ярославль, 1996.
- Л.Ф.Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, 1996.
- А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей», Москва, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....
Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс
Поурочное планирование уроков программы "Познавательное развитие учащихся"...
Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс
Поурочные разработки часов развития познавательных способностей учащихся....
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» В 5 КЛАССЕ.
Познакомить учащихся с математическим понятием «процент», историей возникновения данного понятия, научить решать простейшие задачи на нахождение процента от числа и процентного отношения. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...