Программа гражданско- патриотического воспитания школьников
МБОУ «СОШ № 6»
Г. Нефтеюганск
2012 год
Автор: Горелова О.А.
Оглавление
Обоснование,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2
Цель,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
Задачи,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3
Этапы реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4
Механизм реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
Основные направления программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
Оценка эффективности реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7
Содержание программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8
Ожидаемые результаты и их значимость,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15
Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и предназначена для учащихся 1-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ « СОШ № 6», г. Нефтеюганска
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью,
интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому, на первом этапе развития личности школьника (1-6 класс) необходимо формировать следующие качества:
- элементарные понятия о нравственности,
- чувство патриотизма,
- дружбы и товарищества,
- коллективизма,
- честность и правдивость,
- навыки организованности и дисциплины.
На втором этапе взросления (7-11 класс) происходит значительный личностный рост учащихся, наступает такой период, когда формируется критическое отношение к действительности и создаются жизненные идеалы.
В связи с этим основными требованиями являются:
- патриотическое мировоззрение,
- патриотические убеждения, установки, позиции и ценностные ориентации,
- усвоение норм нравственности,
- навыки и умения патриотического поведения.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, поэтому основной технологией программы гражданско-патриотического воспитания является деятельностный подход. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание
способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
III. Цель и задачи Программы
Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: 1 формирование эффективной системы гражданского становления, патриотического и духовно- нравственного воспитания. 2 формирование национального самопознания, уважения к законности и правопорядку. 3 развитие у учащихся потребностей в познании культурно- исторических ценностей, стимулирование творческой активности. | . |
|
|
|
|
IV. Ресурсное обеспечение Программы Кадровое обеспечение группа | функции | состав | Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы | Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по ВР Заместитель директора по УВР | Педагоги школы | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги Классные руководители | Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях школы. | Методисты УМЦ Преподаватели дополнительного образования города |
. V. Реализация Программы рассчитана на 5 лет. Этапы реализации Программы: I этап- проектный - 2011-2012 учебный год. Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: - 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2012-2014 учебные годы. Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 3. Развивать ученическое самоуправление. 4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: - 1. Обобщить результаты работы школы.
- 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- 3. Спланировать работу на следующий период.
VI. Механизм реализации Программы Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ « СОШ №6», а также тесное сотрудничество с ДОУ, ДЮСШ, ДДТ, общественными организациями. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, окружные. областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах. VII. Программа включает в себя следующие направления:
1. Мой край Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин ХМАО- ЮГРА». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
2. Я - патриот своей страны. Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Связь поколений. Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
4. Я и моя семья. Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: 1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: - - знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по11 классы.
- - Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- - Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
- - Школьное самоуправление.
- - Участие в тематических конкурсах, выставках.
- - Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы. Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: 1. Сформированность гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию; 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность. 3 Количественные параметры: - - включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- - качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- - отсутствие детей с девиантным поведением;
- - деятельность детско-юношеской организации;
- - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий. IX. Содержание программы Воспитательная система школы – это школа как целостный организм. Воспитательная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы –основную и среднюю, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ученика, путем создания необходимых условий, учитывая индивидуальные особенности на каждом возрастном этапе. - Мероприятия по реализации программы составлены именно с учетом возрастных особенностей детей, соблюдается принцип приемственности и усложнения: то есть, если в среднем звене закладываются основы гражданственности и патриотизма, то в старшем звене все усилия направлены на их развитие и на гражданское становление школьников.
Мероприятия по реализации Программы гражданско- патриотического воспитания. ( годовая циклограмма: 1-6 классы) № | Мероприятие | Сроки исполнения | Формы работы | Ответственные | Направление «Мой край» |
|
|
|
| 1 | Классные часы-экскурсии «Памятники города рассказывают» | В течение года | Встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи города, посещение памятников культуры. | Классные руководители | 2 | Составление сборника «Антология улиц родного города». | Сентябрь- октябрь | Интервьюрирование Проектная работа | Учителя истории. географии | 3 | Творческая работа: эссе «Моя малая Родина» | сентябрь | конкурс | Классные руководители. Учителя литературы | 4 | Классные часы, посвященные дню рождения г. Нефтеюганска «Мой славный город- это нефть и газ» | октябрь | Беседы, конкурсы | Классные руководители. актив классов | 5 | Выставка фотографий, рисунков, картин, посвященных городу Нефтеюганску. | октябрь | Экскурсии, выставки | Гражданский клуб | 6 | Дню рождения округа посвящается… | декабрь | Устные журналы, викторины | Классные руководители. актив классов | 7 | Городской слёт краеведов «Навечно памятью дано»
| май | конкурс | Педагог- организатор | 8 | «Мой город» | май | Викторина, конкурс рисунков | Классные руководители. актив классов | Я - патриот своей страны |
|
|
|
| 9 | Проведение классных часов: «День Единства» | ноябрь | Викторины, дискуссии, беседы. | Гражданский клуб | 10 | Конкурс чтецов «Строки,опалённые войной»
| ноябрь | конкурс | Классные руководители. Учителя литературы | 11 | Городская игра «Дела давно минувших дней»
| декабрь | конкурс | Учителя истории | 12 | Дискуссионный клуб «Поговорим о толерантности» | декабрь | диспут | Гражданский клуб | 13 | Акция «Забота» (к Дню инвалида) | декабрь | Акция, посещение центра «Детство» | Гражданский клуб | 14 | Конкурс исторических загадок. | январь | Выпуск листовок | Учителя истории | 15 | Городская акция «Я – гражданин России» | февраль | Конкурс социальных проектов | Гражданский клуб | 16 | Интеллектуально-познавательная игра «Священная война»
| февраль | Викторина | Учителя истории | 19 | Городская интеллектуально-познавательная игра «По праву памяти»
| май | конкурс | Педагог- организатор | 20 | Праздник «День Победы – ликованье и скорбь»
| май | КТД | Классные руководители | 21 | Фестиваль поэзии и инсценированной военной песни «Родина моя»
| май | Конкурс КТД | Классные руководители
| 22 | Сувенир для ветерана | май | акция | Актив класса | Я и моя семья |
|
|
|
| 23 | Учеба-семинар по родословию | сентябрь | практикум | Учителя истории | 24 | Семейные старты | сентябрь | соревнования | Классные руководители | 25 | Семейный праздник «Родительский дом- начало начал» | ноябрь | праздник | Зам. директора. Классные руководители |
26 | Городской конкурс семейных родословных | декабрь | конкурс | Учителя истории | 27
| Классные часы на тему: «Семейные традиции» | декабрь | Часы общения | Классные руководители | 28
| КТД «Мы и наши бабушки»
| март
| Отчет- презентация | Классные руководители | 29 | «Мой героический дед» | май | Выставка рисунков и фотографий | Кружок «Древо жизни» | 30 | Форум учебного года | май | Торжественное подведение итогов года | Зам. директора. Классные руководители | Связь поколений |
|
|
|
| 31 | Операция «Пожилой человек – это мудрости клад»
| октябрь | акция | Гражданский клуб | 32
| Конференция «Изучая предков, мы узнаём себя» | декабрь | Коллективно-творческое дело, Устный журнал | Педагог -организатор | 33 | «Непобедимая и легендарная» встречи. Посвящённые Дню защитника Отечества
| февраль | встречи с ветеранами. Участниками локальных войн | Министры культуры | 34 | Акция «Наши ветераны» Участие в городской акции «Полотнища победы»
| май | акция | Гражданский клуб |
Мероприятия по реализации Программы гражданско- патриотического воспитания. ( годовая циклограмма: 7-11 классы) № | Мероприятие | Сроки исполнения | Формы работы | Ответственные | Направление «Мой край» |
|
|
|
| 1 | Участие в городской акции «Забота памятникам» | сентябрь | Городская акция | Гражданский клуб | 2 | Классные часы, посвященные дню рождения г. Нефтеюганска | октябрь | Беседы, круглые столы | Классные руководители | 3 | Выставка фотографий, рисунков, картин, посвященных городу Нефтеюганску. | октябрь | Экскурсии, выставки | Гражданский клуб, активы классов | 4 | Дню рождения округа посвящается… | декабрь | конференция | Классные руководители. актив классов | Я – патриот своей страны |
|
|
|
| 5 | «Нет обязанностей без прав» | ноябрь | дискуссия | МО учителей истории | 6 | Проведение классных часов: «День Единства» | ноябрь | Викторины, дискуссии, беседы. | Классные руководители. актив классов | 7 | «Колесо истории» | декабрь | Конкурс на лучшее знание государственной символики РФ | МО учителей истории | 8 | Городская игра «Дела давно минувших дней»
| декабрь | конкурс | Учителя истории | 9 | Дискуссионный клуб «Поговорим о толерантности» | декабрь | диспут | Гражданский клуб | 10 | Акция «Забота» (к Дню инвалида) | декабрь | Акция, посещение центра «Детство» | Гражданский клуб | 11 | Серия мероприятий «Моя хата не с краю» | январь | Дискуссионные качели | Гражданский клуб | 12 | Диско -КВН «Песни армии моей»
| февраль | конкурс | Активы классов | 13 | Городская акция «Я – гражданин России» | февраль | Конкурс социальных проектов | Гражданский клуб | 14 | Участие в городском фестивале «Новая цивилизации» | февраль | Конкурс (подготовка команды к городской политико-правовой игре) | Гражданский клуб | 15 | Интеллектуально-познавательная игра «Священная война»
| февраль | Викторина | Педагог- организатор. Учителя истории | 16 | Конференция «Круглый стол с острыми углами» | март | диспут | Правовой клуб | 17 | Городская интеллектуально-познавательная игра «По праву памяти»
| май | конкурс | Педагог- организатор | 18 | Праздник «День Победы – ликованье и скорбь»
| май | КТД | Классные руководители | Связь поколений |
|
|
|
| 19 | Операция «Пожилой человек – это мудрости клад»
| октябрь | акция | Гражданский клуб | 20 | Конференция «Изучая предков, мы узнаём себя» | декабрь | Коллективно-творческое дело, Устный журнал | Классные руководители | 21 | Круглый стол «Долг и память» | январь | диспут | Гражданский клуб | 22 | Классные часы»Ратные страницы истории России» | февраль | Беседы, конкурсы, встречи. | Классные руководители | 23 | Участие в городской акции» Полотнища победы»
| май | акция | Гражданский клуб | 24 | Операция « Вахта памяти» - оказание помощи ветеранам войны, узникам концлагерей и труженикам тыла;
| май | Операция « Вахта памяти»
| Гражданский клуб | 25 | Праздник инсценирования песен военных лет « Споемте, друзья» | май | Концерт для ветеранов ВОВ |
| Я и моя семья |
|
|
|
| 25 | Семейные старты | сентябрь | соревнования | Классные руководители | 26 | Семейный праздник «Родительский дом- начало начал» | ноябрь | КТД | Зам. директора. Классные руководители | 27 | Городской конкурс семейных родословных | декабрь | конкурс | Учителя истории | 28 | Классные часы на тему: «Семейные традиции» | декабрь | Беседы, встречи, часы общения | Классные руководители | 29 | Форум учебного года | май | Торжественное подведение итогов года | Зам. директора. Классные руководители | 30 | Праздники последнего звонка | май | Торжественные линейки | Зам. директора. Классные руководители |
X. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость. В результате реализации Программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: - в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. |
Список литературы
- Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
- Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
- Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
- Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
- Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
- Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
- Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год