Возможность использования проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»
статья по теме

Кузина Наталья Геннадиевна

 

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся. 

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzina_n.g_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_opk.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность использования проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»

(Кузина Н.Г. учитель ОПК МОУ СОШ №7 имени

 Героя РФ полковника М.В. Ревенко)

“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Бернард Шоу

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица.

        Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.                                    

        Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

        Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

        Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

        Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

        Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих  сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.         Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры»   помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Детям всегда объясняю, что

Проект - это "шесть П":                                           

  1. Проблема,
  2. Проектирование (планирование),
  3. Поиск информации,
  4. Продукт,
  5. Презентация.
  6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).

2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).

3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).

4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).

        Требования к учебному проекту  учащегося школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. На первых уроках  в 5 классе ученикам предлагаю такую памятку.

Памятка начинающему исследователю

  1. Выбери тему исследования.
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.
  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования, дополненное презентацией.

        Какова же роль учителя в проектной деятельности?

        Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

        На уроках я использую практически все виды перечисленных ниже проектов.

        Виды проектов

При овладении учителем методом проектов необходимо прежде всего пони-
мание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть
условно определена по следующим признакам. (Типология предложена Е.С.Полат)

Типологические признаки проекта:

  1. Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.
  2. Продолжительность проекта
  3. Число участников
  4. Характер координации
  5. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным
научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы,
определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.        

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строя гея по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимаю! на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты -это тип проектов, призванный научить учащихся
добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в
более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практика-ориентированные проекты -- это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Характер координации

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри
одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети).

Международные проекты с участием представителей различных стран.
Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того,
что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. В перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации.
То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.

Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

                Ученики особенно любят «рисовать» проекты. Например, на уроке по теме «Совесть и раскаяние» мы выпускали стенгазету «Грехи», в  которой   каждый ученик изобразил грех, как он его понимает. В пятом классе во время урока на тему «Чудо в жизни христианина» издавали книгу «Добродетели». В неё вошли эссе учеников по темам. Писали эссе на тему «Счастье в жизни христиан». Цитаты из эссе я использовала для оформления выставок рисунка. Да и наши тетради по ОПК – это мини-пректы. В них есть материал о Святом ребёнка, рисунки к притчам и по другим темам. Уже несколько лет мы осуществляем проекты «Святое Рождество в рисунках» и «Светлая Пасха». Из рисунков детей не только оформляем выставку в фойе школы, но и размещаем их в храме Святой Елисаветы, куда дети и их родители приходят и на службы, как прихожане храма, и просто посмотреть на своё творчество. Все эти мини-проекты для меня ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.

        Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со  стороны не только учителя, но и родителей. За 4 года моего преподавания предмета созданы презентации-отчеты о выполненных проектах практически по всем православным праздникам. Такой ежегодный  проект, как «Традиции православной Пасхи» позволяют ученикам узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том,  насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, они угощают всех куличами и крашеными яйцами, вместе ходят в храм  в этот день.

        Групповой исследовательский проект «Храмы России» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны.  Мы  решили не только сделать учебные презентации, но и собрать все журналы  серии «Храмы России». Продолжением этой работы стала реализация проекта «Храмы Волгодонска». Материал для презентаций ребята черпают не только в Интернете, они обращаются за помощью к настоятелям волгодонских храмов. В продолжение этой работы мы планируем посещение всех храмов Волгодонска. Интересной стали работы «Русский святой-воин Дмитрий Донской», «Святой Александр Невский» рассказавшие об их жизни и деятельности. Исследователи ставили перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев. Серьезной и глубокой оказалась работа «Как христианство пришло на Русь».

        В 2012 году ученики реализовали проект «Подвиг любви и верности», посвященный Отечественной войне 1812 года о Маргарите Тучковой. Итогом стало представление исследования и презентации  на одной из секций Академии Юных исследователей.

        В год 400-летия правления династии Романовых мы начали выполнять проект «Семья Романовых». Цель его: понять за что русский народ причислил  представителей семьи Николая Второго к лику святости. Одно из направлений проекта – участие во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». Ей проводит Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Тема этого года – «Семья Романовых». Я являлась организатором школьного и регионального тура олимпиады. В нём приняли участие:

МОУ СОШ №7 – 197 учеников;

 МОУ СОШ №15 – 77 человек

МОУ лицей №16 – 38 человек

МОУ СОШ №9 им. И.Ф. Учаева – 9+32+18

МОУ гимназия "Юридическая« -15 человек

МОУ гимназия "Шанс« - 24 человека

 

        Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности  - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Два раза за учебный  год мы ходим на экскурсии в храм Святой Елисаветы. Причем дети готовы бывать в храме и чаще. Наши экскурсии – это уроки. Темы заранее оговариваются с настоятелем храма протоиереем Михаилом Горбачевым.  Перед первым посещением храма мы вклеиваем в тетради памятки:

Мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

        Один раз в год мы выезжаем в Новочеркасск. Результатом этой поездки стало выполнение проекта «Кафедральный  собор Новочеркасска». Раз в год мы бываем в Семикаракорске. Там, помимо экскурсии на фаянсовую фабрику, мы посещаем церковь Троицы Живоначальной, заранее созвонившись с настоятелем. В результате работы над этими проектами ученики собирают информацию об истории возникновения, о проекте и строительстве храмов, об авторах-иконописцах. Во время посещений храмов ученики делают фотографии внутреннего убранства, внешнего оформления, православных таинств.

        Проект «Православная икона» осуществляется с обязательным посещением иконописной мастерской «Гранта».

        Вот уже второй год я реализую со старшеклассниками достаточно сложный проект  «Нетрадиционные религии». Результатом его будет исследовательская работа о нетрадиционных религиях (сектах) России. Тема является актуальной.

        Реализации  проекта «Моя малая Родина» в этом году исполнилось пять лет. Это мой авторский проект-фотоконкурс, который уже четыре года имеет статус городского. Проводится при поддержке Городской Думы. Одна из 7 номинаций «Дон православный» становится с каждым годом всё популярнее. В этом году в проекте приняли участие 108 учащихся и педагогов  из 18 общеобразовательных учреждений  города Волгодонска, из них  в номинации «Дон православный» - 17. В состав жюри этой номинации входит настоятель храма Святой Елисаветы Отец Михаил. Я приглашаю вас, коллеги, стать участниками  моего проекта, как лично, так и со своими учениками. Всю информацию о нём можно найти на сайте нашей школы. Проект проводится ежегодно в сентябре-декабре. Информация пересылается во все общеобразовательные учреждения Волгодонска. В следующем году я планирую пригласить для участия в нём районные школы.

         Всероссийский проект «Русь святая, храни веру Православную!». В этом году наша школа  впервые стала его участником. Это всероссийская олимпиада по основам православной культуры. Проводится она Свято-Тихоновским гуманитарным университетам. Для города не является новшеством. В ней принимают участие воспитанники воскресных школ.  Олимпиада проходит в два этапа: школьный и муниципальный тур. Я стала организатором проведения школьного тура в своей школе. В нём приняли участие 125 учащихся с 4 по 10 класс. В Волгодонске же школьный тур провели 7 школ:

Центр образования – 23 ученика; МОУ гимназия  «Шанс»- 4 человека; МОУ СОШ №1 – 11 человек; МОУ лицей №16 – 34 человека; МОУ СОШ №7 - 125 ;гимназия «Юридическая» - 1 ученик; МОУ СОШ №15 – 46 человек.

        Продолжением стал тур муниципальный, который прошел на базе нашей школы в декабре. В нём принять участие ученики  школ 7, 15, 16, гимназии «Юридической». Тринадцать участников  стали дипломантами 1, 2 и 3 степени.   Все они имели возможность принять участие  в региональном финале. Мы с моей ученицей Проценко Владой ждём результат заочного тура. Заключительный тур проходит в самом университете, причем проживание и участие, питание происходит за счет вуза.

   Хочу сказать слова благодарности коллеге из 15 школы Мутных Юлии Викторовне за помощь в организации и проведении муниципального тура олимпиады.        

     Так же я благодарна протоирею Михаилу Горбачеву за то, что он поддерживает меня во всех начинаниях, поощряет участие учеников в олимпиаде по ОПК, мотивируя их на изучении предмета.

        Следующий проект – «Игры на уроках ОПК». Мы должны применять игру как метод или прием в обучении не когда детям скучно, а когда трудно. Педагоги, преподающие курс Основы православной культуры, наверняка сталкивались с тем, что не все в этом курсе легко усваивается. В этом случае игра придет детям как помощница для решения поставленных задач.

        Игра может занимать небольшое время, несколько минут – для закрепления пройденного материала. Так, например, при изучении темы «Великий пост и Светлое Христово Воскресенье» можно с детьми организовать игру «По лесенкам Великого Поста». В игровой форме учащиеся знакомятся с основными вехами Святой Четыредесятницы, итогом игры может быть праздник «Праздник Праздников, Торжество из Торжеств» - Светлое Христово Воскресенье. Или еще один пример долгосрочной игры «Мешок щедрости» или «Рождественские мастерские», в этой игре может участвовать как один класс, так и вся школа. За определенное время (время Рождественского поста) дети готовят подарки для военнослужащих полка ВВ г. Ростова-на-Дону, складывают их в «Мешок щедрости», объясняя, почему именно этот предмет был положен. Важна целевая подготовка детей к этой игре. Учитель направляет творческую активность учащихся к христианским добродетелям – милосердию, взаимопониманию, щедрости, жертвенности.

        На уроках я использую словесные дидактические игры. Одна из любимых игр академика С.Лихачева «Найди слова, начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ». При проведении этой игры в 9х классах было выявлено, насколько обеднел современный русский язык без церковно-славянского языка. Учениками было найдено около 30 слов с одним из этих начал, когда в словаре церковно-славянского языка это количество увеличивалось в 4 раза.

         Попробуйте набрать словесный ряд. Начнем. Доброта, добродетель, доброжелательство, Добрыня, добротолюбие…Тем самым протестируем сами себя на уровень словарного запаса.

        Использую на уроках и игры-викторины. Эти игры могут подражать известные телевизионные игры или иметь иную форму проведения, но смысл заключен в следующем. Нужно найти один правильный ответ на поставленный вопрос.

 Например, «Кто мог жить в монастыре?

 а) схимник; б) чернец; в) Мцыри; г) все названные».

 «Остров Валаам находится в:

 а) Белом море; б) Ладожском озере; в) Охотском море; г) Онежском озере»,

 «Учение о ценностях называется:

 а) манелогия; б) аксиология; в) ксенология; г) валеология»

 « Вид церковной литературы, жизнеописание святых

 а) канонография; б) библиография; в) агиография; г) клерография»,

 «Слово «Библия» в переводе с греческого языка означает:

 а) правда; б) слово; в)  книги; г) отчет».

        Ученики, с большим удовольствием составляют викторины, кроссворды, шарады  по разным темам.

        Успех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится.  Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд.

        Приведу примеры некоторых игр.

Игра «Числовая викторина»

         Как известно, особых усилий требует запоминание цифр. Просто заучивать – не всегда есть желание, поэтому, чтобы вызвать интерес у играющих, можно устроить соревнование в виде числовой викторины.

 Примерные вопросы:

Сколько детей было у Иосифа? (Быт. 46:27).

Сколько было мудрых дев? (Мф. 25:2)

Сколько неблагодарных прокаженных очистились? (Лк. 17.17)

Сколько было апостолов? (Лк. 6:13).

Пасхальные игры

        Знаешь ли ты, как называли Иисуса Христа? Вписав в слова недостающие гласные, узнаешь это.

СЫН Ч Л В Ч СК Й

 Б Г Ч Л ВЕК

 ПАСТЫРЬ Д БР Й

 ОТ НАЧАЛА СУЩИЙ

 СВЕТ Ж ЗН

 АГНЕЦ Б Ж Й

 СПАС Т ЛЬ

 Н Ч ЛО И К Н Ц

 С Н БОЖИЙ

 М ССИЯ

Пасхальный кроссворд

 1. Она первая узнала о Воскресении Иисуса.

 2. Он отвалил камень от гроба Господа.

 3. Растение, используемое для окраски пасхальных яиц.

 4. На нем был распят Иисус Христос.

 5. Молочный продукт для приготовления пасхи.

 6. Гора, на которой совершилось Распятие.

 7. Человек, на месте погребения которого был распят Христос.

 8. Евангелист.

 9. Пасхальная выпечка.

        После завершения  любого проекта обязательно уделяю внимание рефлексии учащихся по работе над проектом. Они отвечают на вопросы:

  1. Твой вклад в проект, в работу группы (при групповом проекте):
  1. Справился полностью с заданием (группы);
  2. Частично;
  3. Не удалось справиться.
  1. Если были трудности, то с чем они связаны;
  2. Что понравилось в работе (группы);
  3. Какой опыт от этой работы ты приобрел;
  4. Что бы ты еще хотел узнать по данной теме.

 

Для лучшей организации работы учащихся над проектом, использую:

Лист планирования  работы в  группе

Основополагающий вопрос__________________________________________

Вопрос (проблема)__________________________________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:


Что знаю:


Что еще нужно найти:


Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации




Какую консультацию и у кого мы можем получить:



Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

3 ученик

Что делать



Что сделано


        

Результаты проектной деятельности систематизируются. В классе оформлен уголок «Православной культуры». В нём книги по православию, Библия, Евангелие, молитвы, исследовательские работы учеников. На моей странице сайта ПроШколу.ру есть раздел «Основы православной культуры». Информацию о своей проектной работе, проектах я размещаю на сайте школы, в СМИ Волгодонска. В июне 2012 года и  феврале 2013 года я приняла участие в передаче «Фома» телекомпании ТНТ.

         Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».

         

Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
  4. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Урок Основы Православной Культуры "Земная жизнь Богородицы"

Урок Основы Православной Культуры "Земная жизнь Богородицы" . Цели данного урока:-познакомить учащихся с земным жизненным путём Пресвятой Богородицы;-показать нравственный образ и славу Пресвятой Бого...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....

Использование проектной деятельности на уроках физической культуры

   Актуальность данной темы обусловлена необходимостью удовлетворения потребностей родителей  в качественном физическом развитии и обучении школьников, укреплении здоровья и прое...

Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Сообщение из опыта работы на районном семинаре учителей математики и информатики...

Формирование образа Отечества на уроках "Основы православной культуры"

В даной презентации наглядно дпоказано как на уроках ОПК с помощью различных методов и средств я формирую у учащихся ообраз Отечества....