Использование проектной деятельности на уроках литературы
статья по литературе по теме

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Использование проектной деятельности

                                                     на уроках литературы

     

      Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши ученики в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?

     Литература — предмет особый. Его влияние на развитие личности огромно и велики его возможности. На уроке литературы ученики могут в полной мере проявить свои таланты и творческие способности. А помогает в этом проектная деятельность, основная цель которой — развитие  познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

     Великий Конфуций когда-то изрек: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и , может быть, я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну».

     Чтобы наши ученики были успешны в жизни, в любой сфере деятельности, наша задача -научить их мыслить. Безусловно. Важно слушать и запоминать информацию, но участвовать в творческом процессе самому — совсем другое дело.

     При подготовке и демонстрации проектов ученики приобретают коммуникативные знания, развивают исследовательские умения и системное мышление.

    В процессе изучения темы « Родная природа в стихотворениях русских поэтов» я предложила учащимся 6 класса подготовить проект на тему «Люблю березку русскую...», целью которого было определение места образа березы в стихотворениях известных русских поэтов 19 — 20 веков. Одним из этапов  работы над проектом было сочинение своих стихотворений на тему «Береза зимой» и определение изобразительно - выразительных  средств речи в стихотворениях о березе, написанных мной.

    Класс был разделен на 2 группы, и вот, какие стихотворения получились у учащихся:

       Примерзли снежные пушинки                  На березке горка снега

       К тонким веточкам берез ,                          Шапкой высится пушистой,

       Словно на цветной картинке                      И стоит она под небом

       Разукрасил их мороз.                                  В сарафане серебристом.

     

       И теперь они в наряде:                                И снежиночки искрятся

      В белых шапках пуховых                            В тусклом свете фонаря,

      Замерли, как на параде .                               И блестят, и веселятся,

     В нашей роще много их.                                Ярким золотом горя.

                ( 1 группа)                                                  ( 2 группа)                            

   При сочинении стихотворений учащиеся применили знания в области теории литературы, используя в своих стихах и эпитеты (« на цветной картинке», « пушистой шапкой»), и метафоры ( «в наряде : в белых шапках пуховых»,  « в сарафане серебристом»).

     Для определения других изобразительно — выразительных средств речи я предложила учащимся свои стихи:

      Робкий шелест листвы                                Застыли в стеклянных

      Белоствольной березы                                 Оковах березы,

      И печальных ветвей                                     Как будто бы льют они

      Несмолкающий шорох.                               Горькие слезы.

      Словно чувствует сердцем,                         Склонились так низко,

      Что скоро морозы,                                        Почти до земли,

      И ей каждый листочек,                                А в небе над ними

      Как матери дорог.                                         Плывут корабли.

      Облетают они,                                               Причудливых форм

      Их все меньше и меньше,                             Облака пуховые

      И  береза грустит,                                           Проносятся мимо,

        Обливаясь слезами.                                         Как тени живые.

        На поникших ветвях

        Огонечки трепещут,

        Как лампады, дрожат

        В избах под образами.

       Пробежал ветерок                                          В лесу, на поляне,

       Между веток березы,                                     Березка растет,

      И листва шелестит,                                         В листве ее

      Ведь нескоро морозы.                                     Ветер играет.

      Изумрудные листья                                         Коль путник усталый

      Трепещут, играют                                            В лесок забредет,

      А сережки, как кисти,                                     Он сразу

       На ветру замирают.                                          В тенек попадет.

 

      Каждый листик сердечком,                             Прохладу и отдых

      И резные края.                                                  Под ней обретет,

     Покатилось колечко,                                         Под шелест листвы

     Знать, судьба там моя...                                     Помечтает.

 

                                                                                  А, может быть,

                                                                                  Песню о милой

                                                                                  Споет

                                                                                  Или судьбу испытает.

         Без труда ученики нашли  в них и сравнения (« как тени живые», « каждый листик сердечком») , и инверсию («застыли в стеклянных оковах березы»), и олицетворение ( « и береза грустит, обливаясь слезами»).

           Что дала работа над проектом учащимся? Они познакомились с большим количеством стихотворений русских поэтов о природе, углубили свои знания по теории литературы, попробовали свои силы в стихосложении, научились работать в группе, вести исследовательскую работу, давать оценку своей деятельности и деятельности других, делать выводы.

         При систематической работе над проектами у учащихся формируется глубина мысли, гибкость ума. Проектная деятельность дает возможность не только повысить уровень знаний, но и сформировать у учащихся компетентность и успешность.

   

                                                                             

                                                                     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной технологии на уроках литературы

Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...

Использование проектного метода на уроках литературы

Презентация к педсовету "Педагогические технологии"...

Статья "Использование проектных технологий на уроках литературы"

Статья "Использование проектных технологий на уроках литературы"Фольклорный фестиваль...

Использование проектной деятельности на уроках литературы

ТЕЗИСЫ К СТАТЬЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Учитель русского языка и литературыГБОУ Школа № 1324Корчевнюк И.Е.  1. Проектно-исследовательский метод - один и...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

   Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка.    Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции профильного образо...