Использование проектной деятельности на уроках литературы
статья по литературе по теме

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Использование проектной деятельности

                                                     на уроках литературы

     

      Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши ученики в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?

     Литература — предмет особый. Его влияние на развитие личности огромно и велики его возможности. На уроке литературы ученики могут в полной мере проявить свои таланты и творческие способности. А помогает в этом проектная деятельность, основная цель которой — развитие  познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

     Великий Конфуций когда-то изрек: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и , может быть, я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну».

     Чтобы наши ученики были успешны в жизни, в любой сфере деятельности, наша задача -научить их мыслить. Безусловно. Важно слушать и запоминать информацию, но участвовать в творческом процессе самому — совсем другое дело.

     При подготовке и демонстрации проектов ученики приобретают коммуникативные знания, развивают исследовательские умения и системное мышление.

    В процессе изучения темы « Родная природа в стихотворениях русских поэтов» я предложила учащимся 6 класса подготовить проект на тему «Люблю березку русскую...», целью которого было определение места образа березы в стихотворениях известных русских поэтов 19 — 20 веков. Одним из этапов  работы над проектом было сочинение своих стихотворений на тему «Береза зимой» и определение изобразительно - выразительных  средств речи в стихотворениях о березе, написанных мной.

    Класс был разделен на 2 группы, и вот, какие стихотворения получились у учащихся:

       Примерзли снежные пушинки                  На березке горка снега

       К тонким веточкам берез ,                          Шапкой высится пушистой,

       Словно на цветной картинке                      И стоит она под небом

       Разукрасил их мороз.                                  В сарафане серебристом.

     

       И теперь они в наряде:                                И снежиночки искрятся

      В белых шапках пуховых                            В тусклом свете фонаря,

      Замерли, как на параде .                               И блестят, и веселятся,

     В нашей роще много их.                                Ярким золотом горя.

                ( 1 группа)                                                  ( 2 группа)                            

   При сочинении стихотворений учащиеся применили знания в области теории литературы, используя в своих стихах и эпитеты (« на цветной картинке», « пушистой шапкой»), и метафоры ( «в наряде : в белых шапках пуховых»,  « в сарафане серебристом»).

     Для определения других изобразительно — выразительных средств речи я предложила учащимся свои стихи:

      Робкий шелест листвы                                Застыли в стеклянных

      Белоствольной березы                                 Оковах березы,

      И печальных ветвей                                     Как будто бы льют они

      Несмолкающий шорох.                               Горькие слезы.

      Словно чувствует сердцем,                         Склонились так низко,

      Что скоро морозы,                                        Почти до земли,

      И ей каждый листочек,                                А в небе над ними

      Как матери дорог.                                         Плывут корабли.

      Облетают они,                                               Причудливых форм

      Их все меньше и меньше,                             Облака пуховые

      И  береза грустит,                                           Проносятся мимо,

        Обливаясь слезами.                                         Как тени живые.

        На поникших ветвях

        Огонечки трепещут,

        Как лампады, дрожат

        В избах под образами.

       Пробежал ветерок                                          В лесу, на поляне,

       Между веток березы,                                     Березка растет,

      И листва шелестит,                                         В листве ее

      Ведь нескоро морозы.                                     Ветер играет.

      Изумрудные листья                                         Коль путник усталый

      Трепещут, играют                                            В лесок забредет,

      А сережки, как кисти,                                     Он сразу

       На ветру замирают.                                          В тенек попадет.

 

      Каждый листик сердечком,                             Прохладу и отдых

      И резные края.                                                  Под ней обретет,

     Покатилось колечко,                                         Под шелест листвы

     Знать, судьба там моя...                                     Помечтает.

 

                                                                                  А, может быть,

                                                                                  Песню о милой

                                                                                  Споет

                                                                                  Или судьбу испытает.

         Без труда ученики нашли  в них и сравнения (« как тени живые», « каждый листик сердечком») , и инверсию («застыли в стеклянных оковах березы»), и олицетворение ( « и береза грустит, обливаясь слезами»).

           Что дала работа над проектом учащимся? Они познакомились с большим количеством стихотворений русских поэтов о природе, углубили свои знания по теории литературы, попробовали свои силы в стихосложении, научились работать в группе, вести исследовательскую работу, давать оценку своей деятельности и деятельности других, делать выводы.

         При систематической работе над проектами у учащихся формируется глубина мысли, гибкость ума. Проектная деятельность дает возможность не только повысить уровень знаний, но и сформировать у учащихся компетентность и успешность.

   

                                                                             

                                                                     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Использование проектной деятельности на уроках истории

Доклад Использование проектной деятельностина уроках истории...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей.

   Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,...

Использование проектной деятельности на уроках литературы

ТЕЗИСЫ К СТАТЬЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Учитель русского языка и литературыГБОУ Школа № 1324Корчевнюк И.Е.  1. Проектно-исследовательский метод - один и...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

   Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка.    Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции профильного образо...