Элективные курсы в профильном обучении химии как средство самоопределения учащихся к выбору профессии
элективный курс по химии (10 класс) по теме
Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля -ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно при организации и проведении для учащихся 10-11-х классов элективных курсов по химии, которые будут направылены на расширение, углубление и систематизацию знаний учащихся, ориентированы на формирование умений решать усложненные нестандарртные задачи, усвоение фундаментальных законов химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_ovr.docx | 32.91 КБ |
praktikum_abiturienta_po_khimii.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
ПРОГРАММА
Мир окислительно-восстановительных реакций
Элективный курс для учащихся 10 и 11 классов
с ориентацией на химико-биологический профиль,
на универсальный класс
35 часов
Программа прошла экспертизу в Департаменте образования
Нефтеюганск
Элективный курс «Мир ОВР»
Пояснительная записка
Программа элективного курса по химии «Мир ОВР» предназначена для учащихся 10 и 11 классов химика – биологического профиля и универсального классов.
Программа рассчитана на 35 часов.
Данная программа элективного курса относится к ориентационному виду программ. Межпредметный (ориентационный курс) предполагает выход за рамки традиционных учебных программ: расширенный углубленный вариант «ОВР» базового курса.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения, фотосинтеза, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах. Однако, ОВР в обязательном курсе изучают недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики окислительно-восстановительных процессов; мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам соединений серы(IV) , марганца, хрома, азота, пероксида водорода. Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.
Программа курса актуальна, т.к. он поможет ученику сориентироваться в выборе профиля высшего учебного заведения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя и добиться успеха.. Данный курс позволит шире рассмотреть суть окислительно-восстановительных процессов и будет способствовать развитию у учащихся ключевых компетенций.
Виды деятельности учащихся:
- Составление ОВР с участием органических и неорганических соединений
- Решение задач различных типов и уровней трудностей на протекание ОВР с участием неорганических и органических веществ
Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам специальной зачетной работы (экзамен, тест) и с учетом портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ. Отметка будет выставляться в форме оценки. Формы и содержание контроля уровня достижений учащихся согласовываются с требованиями контрольно- измерительных материалов ЕГЭ по базовому курсу.
Цель элективного курса:
Задачи элективного курса:
- Сформировать системный подход к объяснению окислительно-восстановительных реакций.
- Использовать потенциальные возможности спецкурса для развития познавательной мотивации учащихся.
- Содействовать индивидуальной траектории развития учащихся.
- Открытие новых способов продуктивной деятельности через анализ конкретных химических процессов.
- Формирование способности работать в коллективе на основе содействия и сотворчества.
Ожидаемые результаты.
По окончании данного элективного курса учащиеся должны:
- Знать: сущность окислительно-восстановительных процессов, их роль в природе и практическое значение, важнейшие окислители и восстановители, влияние среды на характер протекания ОВР; классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов, структуру гальванического элемента; правила работы с источниками научной литературы
- Уметь: анализировать содержание учебного материала; составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (полуреакций), развивать навыки в использовании метода электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня трудности;
- Владеть: важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач с использованием ОВР, навыком работы в группе и индивидуально, представлять результаты своей работы.
Учебно-методическое обеспечение
- Анкеты
- Тесты
- Алгоритмы составления ОВР
- Упражнения
Содержание программы
Тема 1. Основные понятия химии ОВР.
Цель: познакомиться с целями курса, его структурой; изучить основные понятия химии ОВР.
- Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
- Теория ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Важнейшие восстановители и окислители. Окислительно- восстановительная двойственность.
- Классификация ОВР: межмолекулярное окисление – восстановление, внутримолекулярное окисление- восстановление, диспропорционирование (самоокисление - самовосстановление), сопропорционирование, упражнения по определению типа ОВР.
- Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса и использование метода электронного баланса для реакций:
- межмолекулярного окисления – восстановления;
- внутримолекулярного окисления- восстановления;
- диспропорционирования;
- сопропорционирования.
- Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронно-ионного баланса (полуреакций), упражнения. Особые случаи составления уравнений ОВР.
Тема 2. Важнейшие ОВР с участием неорганических веществ
Цель: обобщить знания и развивать навыки по составлению ОВР с участием важнейших неорганических веществ, особенности окислительной способности азотной кислоты, серной кислоты, производных марганца, брома, хлора, серы, хрома в различных средах; научиться решать задачи различных типов и уровней.
1. ОВР с несколькими окислителями или несколькими восстановителями.
- Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.
- Окислительно-восстановительные свойства хрома в различных средах.
- Окислительно-восстановительные свойства соединений серы
- Окислительно-восстановительные свойства соединений азота
- Задачи различных типов и уровней трудности на протекание ОВР с участием неорганических веществ.
Тема 3. ОВР с участием органических веществ
Цель: Изучить метод полуреакций при составлении ОВР с участием органических веществ, развивать навыки в использовании метода электронного баланса при составлении уравнений ОВР с участием органических веществ.
- Особые случаи составления ОВР с участием органических веществ (алкенов, алкинов, аренов, спиртов,альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, углеводов)
- Использование метода полуреакций для ОВР с участием органических веществ.
Тема 4. Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс.
Цель: расширить знания о процессе электролиза расплавов и растворов и применить их при решении расчетных задач, познакомиться с принципом работы гальванического элемента и его применением в практической деятельности.
- Электролиз расплавов и растворов электролитов. Применение электролиза. Задачи различных типов и уровней трудности на электролиз.
- Количественные характеристики ОВР: стандартные окислительно-восстановительные потенциалы, скачок потенциала. Гальванический элемент. Ряд стандартных электродных потенциалов металлов (электрохимический ряд напряжений).
Тема. 5. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.
Цель: познакомиться с ОВР в живой природе
Тема 6. Итоговое занятие.
Цель: Проверить знания, умения и навыки, полученные при изучении данного элективного курса.
Тематическое планирование
Темы занятий | Рассматриваемые вопросы | Теория | Практика | ||
Количество часов | методы | Количество часов | методы | ||
Тема 1. Основные понятия химии ОВР. | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой | 1 | лекция | ||
Теория ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Важнейшие восстановители и окислители. Окислительно- восстановительная двойственность. | 1 | лекция | 1 | Составление таблицы «Важнейшие восстановители и окислители» | |
Классификация ОВР: межмолекулярное окисление – восстановление, внутримолекулярное окисление- восстановление, диспропорционирование (самоокисление - самовосстановление), сопропорционирование, упражнения по определению типа ОВР. | 0.5 | лекция | 0.5 0.5 0.5 | 1. Составление схемы «Классификация ОВР» 2.Выполнение упражнений по определению типа ОВР. 3. Выполнение эксперимента: взаимодействие цинка с соляной кислотой, железа с раствором сульфата меди(II) | |
Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса и использование метода электронного баланса для реакций: межмолекулярного окисления – восстановления; внутримолекулярного окисления- восстановления; диспропорционирования; сопропорционирования. | 0,5 | Беседа | 1,5 | Составление алгоритмов и выполнение упражнений | |
Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронно-ионного баланса (полуреакций), упражнения. Особые случаи составления уравнений ОВР | 1 | Лекция | 2 | Составление алгоритма и выполнение упражнений | |
Тема 2. Важнейшие ОВР с участием неорганических веществ | ОВР с несколькими окислителями или несколькими восстановителями | 1 | Лекция с применением ИКТ | 1 | |
Реакции производных марганца в различных средах | 0,5 | Беседа | 1,5 | Индивидуальная групповая работа | |
Реакции производных марганца в различных средах. | 0,5 | Беседа | 1,5 | Выполнение упражнений | |
Окислительно-восстановительные свойства соединений серы | 0,5 | Беседа | 1,5 | Выполнение упражнений | |
Реакции азотной кислоты и нитратов | 0,5 | Беседа | 1,5 | Выполнение упражнений | |
Задачи различных типов и уровней трудности на протекание ОВР с участием неорганических веществ. | 1 1 | Работа в группах Самостоятельная работа | |||
Тема 3. ОВР с участием органических веществ | Особые случаи составления ОВР с участием органических веществ (алкенов, алкинов, аренов, спиртов,альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, углеводов) | 1 | лекция | 1 | Выполнение упражнений |
Использование метода полуреакций для ОВР с участием органических веществ. Особые случаи составления уравнений ОВР с участием органических веществ. | 1 | Лекция | 1 1 | Выполнение упражнений Самостоятельная работа | |
Тема 4. Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс. | Электролиз расплавов и растворов электролитов. Применение электролиза Задачи различных типов и уровней трудности на электролиз | 0,5 | Лекция | 1,5 | Решение задач |
Количественные характеристики ОВР: стандартные окислительно-восстановительные потенциалы, скачок потенциала. Гальванический элемент. Ряд стандартных электродных потенциалов металлов (электрохимический ряд напряжений). | 1 | лекция | 1 | Знакомство с моделями электролизера и электролизной ванны для получения алюминия | |
Тема5. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. | Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. | 0,5 | Беседа | 1,5 | Подготовка сообщения , презентаций учащимися |
Итоговое занятие | 2 | Зачетная работа (экзамен, тест) |
Список рекомендуемой для учащихся литературы:
- Журнал «Химия в школе» №5,2002г.; №2, 2004 г.
- А.А.Кудрявцев «Составление химических уравнений», М., 1997г.
- Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин «2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы». М. ,Дрофа,1999 г.
- Г.П.Хомченко «Окислительно-восстановительные реакции», М., 1999г.
- Г.П.Хомченко. « Химия для поступающих в вузы». М., Высшая школа,1993г.
- В.П.Лунева «Об использовании ионно-электронного метода». Химия в школе,1994 г.
- С.Б.Шустов, Л.В.Шустова. «Окислительно-восстановительные процессы в живой природе» Химия в школе ,1995 г.
Литература для учителя
1. Журнал «Химия в школе» № 5, 2002 г. № 2 2004 г.
2. А.А.Кудрявцев « Составление химических уравнений»
М., 1997 г.
3. Н.Е.Кузменко, В.В.Еремин « 2400 задач по химии».
М., 1999 г.
4. Б.С.Степин, Л.Ю.Аликберова «Занимательные задания и
эффективные опыты по химии» М., 2002 г.
5. Приложение к газете «Первое сентября» , изд. Химия.
№ 2, 2003 г., №44, 2002 г.
6. Химический энциклопедический словарь.
М., 1983 г.
7.Г.П.Хомченко «Окислительно-восстановительные реакции».
М. , 1999 г.
8.Энциклопедия школьника « Неорганическая химия»
М., 1985 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРОГРАММА
Практикум абитуриента по химии
Элективный курс
для учащихся 11-х классов
(35 часов)
Программа прошла экспертизу на заседании городского экспертного совета
Нефтеюганск
2010
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на обучающихся 11-х классов, ориентированных на химический профиль. Занятия курса рассчитаны на 1 час в неделю. Общее количество часов 34.
Складывающиеся в стране рыночные отношения привели к появлению в высших учебных заведениях коммерческих мест, что сильно осложнило поступление учащихся на бюджетные места. Учебный план претерпевает определенные изменения в связи с введением профильного обучения на старшей ступени обучения. Наряду с профильными классами в 10-х классах формируются общеобразовательные классы, куда поступают учащиеся не только со слабыми учебными возможностями, а также те дети, которые еще не определились в выборе профессии, соответственно не выбрали профиль. Также выбирают общеобразовательные классы те учащиеся, которые хотели бы продолжить образование в своей школе, а нужного им профиля в данном учреждении нет. Данный курс ориентирован именно на такую группу учащихся, которые, выбрав его, могут удовлетворить свои образовательные запросы.
Образовавшийся и увеличивающийся год от года разрыв между требованиями средней школы и требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах, привел к тому, что подавляющее большинство учащихся старших классов вынуждено идти на подготовительные курсы при вузах или нанимать репетиторов. Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля знаний – ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно при организации и проведении для учащихся 10-11-х классов курса «Практикум абитуриента по химии», который будет направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний учащихся, ориентирован на формирование умений решать усложненные нестандартные задачи, усвоение фундаментальных законов химии.
Программа рассчитана на всех учащихся, пожелавших добровольно изучить данный курс. Изучение тем проводится независимо от основного курса программы по химии. Содержание курса охватывает очень большой объем изучаемого материала, поэтому для успешной сдачи вступительных экзаменов по предмету недостаточно посещения только занятий. Залогом к успеху является самостоятельная практическая проработка учащимися материала, излагаемого на занятиях, самостоятельное решение задач из различных учебных пособий, предназначенных для старшеклассников, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения.
Цель данного курса:
- Обеспечение высокой химической подготовки обучающихся;
- Подготовка выпускника к сдаче ЕГЭ, конкурсного экзамена по химии и продолжению образования в вузах, где химия относится к числу профилирующих предметов.
Задачи:
- формирование приемов и способов познавательной, учебной и коммуникативной видов деятельности и формирование абстрактного мышления;
- формирование умения пользоваться различными методами решения задач и отыскивать оптимальное решение;
- создание условий для приобретения учащимися навыков применения различных методов решения задач;
- содействовать формированию у школьников навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- формирование умений оценивать свои учебные достижения;
Основными формами проведения занятий являются изложение изучаемых вопросов лекционным методом, практикумы, семинары, подготовка учащимися докладов, решение задач. Формы контроля усвоения знаний – зачеты, выполнение самостоятельных работ, собеседование.
Требования к результатам усвоения учебного материала курса.
Учащиеся должны знать:
- закон кратных отношений;
- закон объемных отношений Гей-Люссака;
- гидролиз органических и неорганических соединений;
- способы выражения концентрации веществ;
- закон действующих масс;
- равновесную концентрацию.
Учащиеся должны уметь:
- приводить объемы газов к нормальным условиям;
- составлять уравнения гидролиза;
- определять направление смещения химического равновесия;
- решать задачи на определение молярной концентрации раствора;
- решать задачи методом «креста».
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. Основные законы химии (количество часов – 7).
Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Атом. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Электронное облако, электронная орбиталь. Понятие об орбиталях ( s-, p- ,d- орбитали). Энергетические уровни и подуровни. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней. Электронные конфигурации атомов химических элементов, электронно-графические формулы атомов. Электронная классификация элементов. Закон сохранения массы веществ.
Закон постоянства состава веществ.
Закон кратных отношений. Закон объемных отношений. Закон Авогадро.
Задачи с заданными условиями для определения объема вещества по уравнению реакции. Задачи на объемные отношения.
Тема 2. Методы решения задач на определение молекулярной формулы. Вывод формулы веществ (количество часов – 6).
Относительная плотность газа. Структурная формула. Вывод формулы вещества по массовым долям элементов. Вывод формулы по массовым долям элементов и относительной плотности. Вывод формулы по продуктам сгорания вещества.
Тема 3. Теория электролитической диссоциации (количество часов – 5/3).
Теория электролитической диссоциации, степень диссоциации, гидролиз, водородный показатель (рН). Реакции ионного обмена.
Гидролиз солей, других неорганических веществ, органических веществ.
Составление уравнений реакции гидролиза в различных формах.
Практические работы:
1. Реакции ионного обмена
2. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»
3. Исследование рН среды различных растворов.
Тема 4. Основные законы химической кинетики (количество часов – 5/1).
Скорость химической реакции, тепловой эффект химической реакции, закон действующих масс, закон Вант-Гоффа. Принцип Ле-Шателье, химическое равновесие.
Задачи на определение теплот образования, выделившейся при реакции теплоты. Вычисление равновесных концентраций, изменения скорости реакций. Определение смещения химического равновесия.
Практические работы:
Влияние различных факторов на скорость химических реакций.
Тема 5. Смеси. Сплавы. Растворы (количество часов – 6/1).
Сплавы. Растворы. Концентрация растворов. Метод «креста». Решение задач на вычисление массовых долей компонентов сплава, раствора. Решение задач на определение концентрации раствора. «Переход» из одной концентрации в другую.
Определение компонентов для получения третьего раствора заданной концентрации (метод «креста»).
Практические работы:
1.Приготовление растворов различных видов концентраций.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Коли-чест-во часов | В том числе | форма проведения занятий | форма подведения итогов по теме | |
Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия | |||||
1. | Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. Основные законы химии | 7 | 7 | 0 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
2. | Методы решения задач на определение молекулярной формулы. Вывод формулы веществ | 6 | 6 | 0 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
3. | Теория электролитической диссоциации Практические работы: 1. Реакции ионного обмена 2. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» 3. Исследование рН среды различных растворов | 8 | 5 | 3 | Лекции, семинары, практикумы | Зачет Доклад учащего ся |
4. | Основные законы химической кинетики Практические работы: 1.Влияние различных факторов на скорость химических реакций | 6 | 5 | 1 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
5. | Смеси. Сплавы. Растворы. Практические работы: 1.Приготовление растворов различных видов концентраций | 7 | 6 | 1 | Лекции, семинары, практикумы по решению расчетных задач | Зачет Доклад учащего ся |
Итого | 34 | 29 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока (занятия) | Содержание |
Тема 1. Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. Основные законы химии (количество часов – 7). | ||
1. | Периодический закон и строение атома | Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Атом. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. |
2-3. | Электронные конфигурации атомов химических элементов | Электронное облако, электронная орбиталь. Понятие об орбиталях ( s-, p- ,d- орбитали). Энергетические уровни и подуровни. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней. Электронные конфигурации атомов химических элементов, электронно-графические формулы атомов. Электронная классификация элементов |
4. | Закон сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. | Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. |
5. | Решение задач | Решение задач по уравнениям реакций |
6. | Закон кратных отношений. Закон объемных отношений. | Закон кратных отношений. Закон объемных отношений. |
7. | Закон Авогадро. | Закон Авогадро. Задачи с заданными условиями для определения объема вещества по уравнению реакции. Задачи на объемные отношения. |
Тема 2. Методы решения задач на определение молекулярной формулы. Вывод формулы веществ (количество часов – 6). | ||
1-2 (8-9) | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества по массовым долям. | Относительная плотность газа. Структурная формула. Вывод простейшей и истинной формулы вещества по массовым долям элементов. Вывод формулы по массовым долям элементов и относительной плотности. |
3-4 (10-11) | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания. | Вывод формулы по продуктам сгорания вещества. |
5-6 (12-13) | Урок-практикум. | Решение задач. |
Тема 3. Теория электролитической диссоциации (количество часов – 5/3). | ||
1-2 (14-15) | Теория электролитической диссоциации | Теория электролитической диссоциации, степень диссоциации. Реакции ионного обмена. |
3-4 (16-17 | Гидролиз солей | Гидролиз, водородный показатель (рН). Гидролиз солей, других неорганических веществ, органических веществ. Составление уравнений реакции гидролиза в различных формах. |
5 (18) | Урок-упражнение | |
6 (19) | Практическая работа №1 Реакции ионного обмена | |
7 (20) | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» | |
8 (21) | Практическая работа №3 Исследование рН среды различных растворов | |
Тема 4. Основные законы химической кинетики (количество часов – 5/1). | ||
1-2 (22-23) | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. | Скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость реакций, закон действующих масс, закон Вант-Гоффа. Вычисление равновесных концентраций, изменения скорости реакций. |
3-4 (24-25) | Химическое равновесие. | Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Определение смещения химического равновесия. |
5 (26) | Термохимические реакции | Тепловой эффект химической реакции. Задачи на определение теплот образования, выделившейся при реакции теплоты. Задачи по термохимическим уравнениям. |
6 (27) | Практическая работа №4 Влияние различных факторов на скорость химических реакций. | |
Тема 5. Смеси. Сплавы. Растворы (количество часов –6/1). | ||
1 (28) | Сплавы. | Сплавы. Задачи на определение массовых долей компонентов сплава. |
2-3 (29-30) | Растворы. | Растворы. Концентрация растворов. Метод «креста». «Переход» из одной концентрации в другую. Определение компонентов для получения третьего раствора заданной концентрации (метод «креста») |
4-6 (31-33) | Решение задач | Решение задач на вычисление массовых долей компонентов раствора. Решение задач на определение концентрации раствора. |
7 (34) | Практическая работа №5 Приготовление растворов различных видов концентраций |
Основная литература
- Глинка Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1988
- Хомченко Г.П. Химия для подготовительных отделений. – М.: Высшая школа, 1989
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. Учебное пособие для 8-11 классов. – М.:
Новая волна, 2000
- Под редакцией Лисичкина Г.В. Школьная олимпиада. Химия. – М.: Астрель, 2004
- Г.А.Савин. Олимпиадные задания. Органическая химия. 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2004
- А.С. Егоров. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Дополнительная литература
- Составитель сборника О.Г.Блохина. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-XIXв. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 1999
- Составитель сборника О.Г.Блохина. Я иду на урок химии. 8-11 классы. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000
- Составитель сборника О.Г.Блохина. Я иду на урок химии. Органическая химии 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2003
- Ю.И.Соловьев, Д.Н.Трифонов, А.Н.Шамин. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
- Л.Г.Аликберова. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: Аст-Пресс, 1999
- А.А.Каверина, Добротин Д.Ю, А.С.Корощенко, Медведев Ю.Н. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005
- Под ред. Л.С.Левиной. Научно-методический журнал «Химия в школе»
Литература для учащихся
1. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: Новая волна. Оникс, 2000.
2. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986
3. Шамова М.О. Учимся решать задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.: Школа-Пресс, 2001
4. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.А.Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Москва-Харьков: Илекса. Гимназия,1998
5. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Для учащихся и абитуриентов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
6. Под ред. В.И.Коробкова. Химия. Справочник абитуриента. – М.: Просвещение, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
программа элективного курса для профильного обучения "У Шекспир и А.Н.Островский-великие драматурги"
Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.Продолжительность данного элективного курса ...
Элективный курс пред профильной подготовки для учащихся 9 классов "Питание и здоровье ученика"
Элективный курс для учащихся 9 классов.Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль).18 часов...
Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения
Данная работа была представлена на муниципальный конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....
Элективные курсы и профильное обучение
Важнейшая составляющая часть профильного обучения — элективные курсы. Это обязательные курсы по выбору учащихся, которые являются составной частью профильного обучения....
Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся "Особенности технического перевода с английского языка на русский"
Данная программа элективного курса позволяет систематизировать и расширить приобретенные учащимися знания по грамматике, лексике, навыкам перевода с английского языка на русский язык, для ...
Проблемное обучение химии как средство развития учащихся
В статье расскрывается сущность проблемного обучения, рассказывается об этапах осуществления проблемного подхода и способах создания проблемных ситуаций на уроках химии....