Создание системы работы по укреплению здоровья воспитанников.
статья по теме

Доклад на методическом объдинении. 

 

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек....

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла  

ДОКЛАД

Создание системы работы по укреплению здоровья воспитанников.

Из опыта работы воспитателя Исламовой Ф.С.

2013 г

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

Американский фонд здоровья разработал образовательную программу «Знай свое тело», которая применяется в американских школах . В России на основе этой программы издано руководство для учителей начальных классов «Познай себя»(М.Л.Лазарев, 1992).

Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленный на формирование здорового образа жизни. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, исключение вредных привычек и предупреждение болезней, а также правила безопасности и первая помощь. Особое внимание уделяется самоконтролю и личной ответственности ребенка за свое здоровье. Эту программу я успешно применяю в работе со своими воспитанниками на занятиях здоровья.

Занятия проводятся один раз в неделю. Уделяю больше внимания каждому ученику. Кроме того, осуществляю комплексные мероприятия со всем классом, направленные на формирование сплоченности, дружбы, стереотипов здорового поведения. Цель этих занятий — сделать школу вторым домом для ребенка, домом здоровья, в котором каждый должен чувствовать тепло и заботу не только о его успеваемости , но и о его здоровье и безопасности.

Основные темы проводимой мной программы «Здоровье»:

1. Понятие   о   здоровом   и   больном   организме,   хорошем   и   плохом самочувствии.

2. Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.

3. Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.

4. Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта, педикулеза.

5. Вредные   привычки   у   детей   (курение,   алкоголь,   токсикомания, наркомания), их связь с возникновением заболеваний человека.

6. Правила    безопасности    жизнедеятельности.     Первая    помощь    в экстренных случаях.

7. Экстремальные   ситуации,   определение   потенциальной   опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.

Изучение этих тем начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1 по 4 класс учебный материал углубляется и усложняется.

Занятия здоровья начинаются с темы «Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии». На занятиях ставлю перед собой задачу психологически настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать у них интерес к вопросам здоровья, развить фантазию.

Детей знакомлю с различным поведением сказочных персонажей, разбираю и анализирую жизненные ситуации, на примере которых учу отличать поведение полезное для здоровья от вредного. В результате у детей воспитывается ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатываются поведенческие навыки здорового образа жизни, причем не только накапливаются сведения о здоровье, но и формируется умение применять свои знания в жизни.

Детей постепенно подвожу к мысли, что самое важное в жизни - это здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Очень важно создать на занятиях ощущение праздника, на котором нет равнодушных и скучающих.

Вторая тема занятий здоровья - «Значение соблюдения режима дня школьника и необходимость подвижного образа жизни и физических упражнений для укрепления их здоровья». Дети должны понять необходимость соблюдения правильного режима дня, занятий физическими упражнениями и различными видами спорта для нормального развития, укрепления и функционирования различных органов, особенно сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, позвоночника.

Заболевания сердца, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата часто связаны с гиподинамией. Длительные занятия в школе, выполнение домашних заданий, просмотр телевизионных передач, компьютерные игры отнимают у детей почти все свободное время. Отсюда - опасность возникновения заболеваний, связанных с гиподинамией. Для профилактикиуказанных заболеваний я рекомендую различные подвижные игры, во время которых ненавязчиво объясняю важность для здоровья ежедневных физических упражнений.

Использую различные подвижные игры; упражнения, имитирующие изображение животных и растений; упражнения и игры на координацию движений и на быстроту реакций.

Основная цель третьей темы «Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием» - научить детей отличать полезные для здоровья продукты от вредных, свежие от испорченных. Подробно рассказываю о различных видах пищи, о значении витаминов для роста и развития ребенка. Особое внимание акцентирую на вреде жирной и сладкой пищи.

Кроме того, провожу игру «Светофор», в которой полезные продукты питания изображены кружками зеленого цвета, вредные - красными; желтый цвет свидетельствует о продуктах, которые можно употреблять лишь изредка.

При изучении четвертой темы - «Гигиенические навыки ...» - стремлюсь сформировать у детей навыки личной гигиены. Я пытаюсь сконцентрировать их внимание на необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила, научить их правильно чистить зубы, мыть руки перед едой и после посещения туалета, иметь свою личную расческу, зубную щетку, воздерживаться от пользования чужими предметами туалета. На доступном для детей уровне провожу занятия о проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний (дизентерия, пищевые токсикоинфекции, гельминтозы и педикулез). Обращаю внимание на снижение случаев указанных заболеваний при соблюдении правил личной гигиены. Обязательно провожу беседу о зубах. Используя плакат «Кариес зуба», объясняю механизм развития болезни, связь с плохим уходом за зубами и неправильным питанием (употреблением большого количества сладких продуктов). Дети приносят в класс зубные щетки и учатся правильно чистить зубы. Объясняю необходимость своевременного посещения врача-стоматолога.

Для закрепления темы «Гигиенические навыки...» дети разучивают песни : «Микробы и мыло», «Щетка и расческа». «Если бы зубы могли говорить» из книги «Путешествия Джуно. Приключения в стране «Здоровье»

Пятая тема - «Вредные привычки у детей...». Цель изучения ее -выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании. Обсуждая с детьми причины, побудившие их иногда курить в раннем детстве (любопытство, подражание взрослым, самоутверждение и др.), я предостерегаю их от возможности превращения простого любопытства в пагубную привычку, от которой в последующем трудно избавиться. Подробно обсуждаю вредное влияние дыма сигарет, алкоголя и наркотиков на различные органы и ткани человека. Большое впечатление на детей производят медицинские примеры. В доступной форме рассказываю детям о связи курения с возникновением таких тяжелых заболеваний, как рак легкого, бронхит, тяжелые поражения сердца и сосудов. Раннее употребление алкоголя приводит к неизлечимым заболеваниям печени, желудка, центральной нервной системы. Токсикомания и наркомания часто являются причиной внезапной смерти человека.

Для выработки негативного отношения к курению использую различные наглядные пособия.

В конце темы проводим анкетирование. Дети отвечают на вопросы: курит ли кто-либо в вашей семье? Пробовали ли вы курить? Ваше отношение к курению (положительное, отрицательное, безразличное)? Считаете ли вы, что курение сделает вас более взрослым, модным? Нравится ли вам, когда рядом с вами курят? Хотели бы вы, чтобы курили ваши близкие, друзья? Как вы отреагируете, если узнаете, что ваш близкий друг курит?

Дети откровенно отвечают на вопросы анкеты, рассказывают о своих попытках курить и обычно раскаиваются в этом. В заключение я учу детей вежливо просить взрослых не курить в квартире, в общественных местах, в присутствии детей и некурящих лиц. Советую детям выходить из комнаты, в которой курят, так как пассивное вдыхание никотина также очень вредно для человека.

Последние шестая и седьмая темы посвящены выработке у детей способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях (несчастный случай, пожар, опасность насилия). Учу детей правильно пользоваться телефоном в экстренных случаях, помнить значение телефонов срочной помощи - 01, 02, 03; кратко и понятно излагать по телефону ситуацию, позвать на помощь. Для закрепления материала проводим игру с игрушечными телефонами. Также учу детей определять потенциально опасные ситуации. Обсуждаю проблему жесткого обращения с детьми, разбираем ситуации сексуального посягательства, изнасилования. В целях предупреждения различных видов насилия советую детям: избегать общения с незнакомыми людьми, не хранить секреты друзей, если они опасны для их здоровья и жизни, не позволять никому обижать и оскорблять тебя. При попытке насилия или непристойных предложений нужно срочно сообщить взрослым, которым доверяешь. Не менее важна проблема безопасности в квартире, доме; опасность открытых окон, газовых плит, электроприборов, лекарств, химических препаратов, острых предметов. В каждом из перечисленных случаев изучаем меры предосторожности. Учу детей оказывать первую помощь при травме, ожоге, кровотечении, обмороке. Практически отрабатываем навыки оказания первой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по сохранению жизни и укреплению здоровья воспитанников в МОУ «Детский дом»

Актуальность  тех  или  иных  направлений  работы  в  воспитательной  системе   учреждения  определяется потребностями  дня. На  сегодн...

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашей школой, - это сохранение и укрепления здоровья учащихся через правильную организацию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, воспитание у у...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

«Опыт использования технологий сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях в театре костюма «Чаровница»»

Я делюсь опытом использования технологий  сохранения и укрепления  здоровья воспитанников на  занятиях в театре костюма «Чаровница». Наблюдения показывают, что использо...

Арт - терапия как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои с...

Формы и методы работы по укреплению здоровья учащихся

Укрепление здоровья учащихся, формы и методы...