Планирование работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
статья

планирование работы по здоровьесбережению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_zdorovezbereg_nazarova.docx118.47 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Месяц

Неделя

Игры и упражнения на развитие дыхания. Профилактика зрения

Комплекс артикуляционной гимнастики

Физкультурные минутки для развития общей моторики

Пальчиковая гимнастика

Сентябрь

1

«Упражнение «Уточки в пруду» Цель: Вырабатывать длительную целенаправленную струю.

Вдох через нос, выдох через рот.

Паровозик

Описание: ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух».

Игра «Подуй как ветер»

- игрушки на ниточках.

Артикуляционная гимнастика Улыбка

Улыбнуться широко, показать зубки Птенчики

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Двигать шарик по горизонтально натянутой веревке языком вправо- влево

Матрешки

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

Дети имитируют движения, хлопают в ладоши.

В гости к нам пришли матрешки.

Выполняют ходьбу на месте. Вытягивают обе руки, сложенные «ковшиком», вперед.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Качают головой, поднеся руки к щекам.

В. Берестов

Игрушки

Я с игрушками играю:

Руки перед собой, сжимаем- разжимаем пальцы обеих рук.

Мячик я тебе бросаю,

Протягиваем руки вперёд - «бросаем мяч».

Пирамидку собираю,

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.

Грузовик везде катаю.

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки - «катаем машинку».

2

  1. Положение сидя. Закрыть глаза, расслабить мышцы лица, свободно, без напряжения откинуться к с пинке стула, руки положить на бедра — 10—15 секунд.
  2. Движения глаз вправо - влево.
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Мозаика различной величины и формы.
  • Попади в цель, в сетку, в кольцо, в обруч.

Дорисуй радугу.

Артикуляционная гимнастика Дудочка

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

Лопатка

Положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать в спокойном положении под счет от 5 до 10.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Двигать шарик по вертикально натянутой веревке языком вверх-вниз.

Овощи

В огород пойдем,

Хоровод заведем.

Дети идут по кругу, держась за руки. В хоровод возьмем редиску,

С ней присядем низко-низко. Приседают, держатся за руки В хоровод возьмем морковку И с морковкой спляшем ловко Пляшут, держат руки на поясе Вверх потянемся с лучком,

Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком

Бегут по кругу друг за другом.

И поскачем по дорожке,

Как зеленые горошки.

Скачут по кругу друг за другом.

У Лариски - две редиски У Лариски - две редиски У Алёшки - две картошки.

У Серёжки - сорванца Два зелёных огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да ещё у Петьки Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3

Сдуй цветочек

Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.

Упражнение «Листья в луже» Цель: Упражнять в умении выполнять сильный резкий выдох.

Упражнение «Осенние листочки» Описание: положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Подуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи

Артикуляционная гимнастика Хомячок

Надуй щёки изо всех сил, как у хомячка. Подержи щёки, не сдувай, пока не сосчитаешь до пяти.

Худышка

А теперь, наоборот, втяни щёки сильно-сильно внутрь. Подержи так, считая до пяти.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Фрукты

—Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Дети идут по кругу, держатся за руки.

В центре стоит один ребенок —«яблоня». Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на руках.

Куда они пропали?

Опускают руки, пожимают плечами.

— Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Эти слова произносит ребенок-«яблоня», Дети загибают по одному пальцу на руках, начиная с больших.

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблоня» пытается их запятнать.

Птицы их не поклевали...

Фрукты

Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец - самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик- господинчик

В землю косточки бросает.

(Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки)

4

1.Закрыть глаза. Выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, производя пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам — 20—30 секунд. Посидеть с закрытыми глазами 10—15 секунд.

  1. Движения глаз вверх - вниз.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Конструктор.
  • Забрось мяч в лунку.

Сложи из геометрических фигур.

В лесу

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.

Артикуляционная гимнастика Хоботок

Вытянуть губы трубочкой, «пить воду» немного причмокивая.

Заборчик

Улыбнуться с напряжением, показать сомкнутые зубы.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять

(Шагать на месте).

Будем листья собирать.

(Приседать).

Листья березы Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(Руки перед собой. Изображать руками ступеньки: поочередно укладывать ладошки друг на друга).

Листики дуба мы соберем,

(Встать. Руки сжать в замок).

Маме осенний букет отнесем.

(Шагать на месте).

Деревья в лесу

Друг от друга деревья росли далеко

(показать дерево обеими кистями) Человеку пройти этот путь нелегко,

(Шагать указательным и средним пальцами

Только корни деревьев Однажды сплелись

(Приложить кисти друг к другу тыльными сторонами, пальцы вниз) Будто дерева два навсегда обнялись.

Октябрь

1

Упражнение «Сильный ветер»

Сдувать овощи и фрукты, развешанные на ниточках.

Охота

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

Артикуляционная гимнастика Полощем зубки

Ты умеешь полоскать зубы водой. А теперь попробуй воздухом. Набери побольше воздуха в рот, «пополощи» под правой щекой, под левой, под верхней губой и под нижней. А теперь выпустим воздух изо рта постепенно, как выливаешь воду.

Трубочка

Сжать несильно зубки. Губы вытянуть вперёд, как если бы вы хотели погудеть паровозиком: «У-У-У».

Нетрадиционные упражнения с шариком

Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

Грибы и ягоды «Гриша шел»

Гриша шел — шел - шел,

Шагаем на месте.

Белый гриб нашел.

Хлопки в ладоши.

Раз-грибок, Наклоны вперед.

Два - грибок, Наклоны вперед.

Три - грибок, Наклоны вперед. Положил их в кузовок.

Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

За ягодами

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших В лес идём мы погулять.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Землянику мы найдём И братишке отнесём.

2

  1. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40—50 см от глаз. Повторить 10—12 раз, меняя руки.
  2. Нарисовать глазами 3 круга сначала по часовой стрелке, а потом против.
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Сортировка злаков.
  • Пройди по шнуру, скакалке.

Сложи картинку.

Артикуляционная гимнастика Подуем на горячий чай Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

Улыбка - хоботок Чередование упражнений.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Одежда «Мы шьем»

Игла, иголка, шей быстрей.

Дети имитируют движения руки с иглой. Мы шьем одежду для друзей.

Хлопают в ладоши.

Матрешку, мишку, куклу Ладу Загибают пальцы.

Наденем в новые наряды.

Приседают и встают с легкими поворотами вправо - влево.

Обувь

«Обуваемся»

Я умею обуваться,

Топать ногами Если только захочу,

Я и маленького братца Обуваться научу.

Руки перед грудью, показывают «маленького братца»

Вот они, сапожки,

Наклон вперед Этот с правой ножки, Погладить правую ногу Этот с левой ножки.

Погладить левую ногу.

Одежда

Раз, два, три, четыре, пять - Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки. Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем - Их стирать мы тоже будем.

Кулачки имитируют стирку.

Наша обувь Посчитаем первый раз,

Сколько обуви у нас.

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого. Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

3

Шторм в стакане

Цель: формировать долгий вдох и выдох.

Оборудование: высокий стакан с водой, соломинки.

Описание. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Артикуляционная гимнастика Поцелуйчик

Громко чмокни губами, можно чмокнуть не воздух, а мамину щёку.

Откусим пирожок

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Перелетные птицы

Лебеди летят, крыльями машут, Подняться на носки, плавные движения рук

Прогнулись над водой,

Прогнуться назад, нога на носок. Качают головой.

Руки на пояс, покачивание головой. Прямо и гордо умеют держаться, Полуприседание, руки на пояс.

Очень бесшумно на воду садятся. Присесть на корточки, руки в стороны. Белые лебеди летели, летели, Подняться, руки вверх, взмах руками И на воду сели.

Присесть на корточки, руки в стороны Сели посидели,

Присесть Снова полетели.

Встать, руки вверх, через стороны вниз.

Ласточка Ласточка, ласточка,

Милая касаточка Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу Весну - красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

4

Пение распевки «Кормушка»

Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов, и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Как гуси шипят

И. п. - встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...».

Петух

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Артикуляционная гимнастика Очень вкусно

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

Мостик

Выгнуть спинку языка, кончик упереть в нижние зубы. Медленно сближать зубы, закрыть рот.

Нетрадиционные упражнения с шариком

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Домашние птицы

Наши уточки с утра - Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток Кря - кря- кря! Кря - кря- кря!

Наши гуси у пруда -

Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки - «крылья» назад Га - га- га! Га - га- га!

Наши курочки в окно - Останавливаются, встают лицом в круг,

Ко - ко - ко! Ко - ко - ко!

Бьют руками по бокам А как Петя - петушок Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,

Рано - рано поутру поднимаются на цыпочки Нам споёт: ку - ка - ре - ку!

Пение распевки «Кормушка»

Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов, и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Домашние птицы

Раз, два - шли утята.

Три, четыре - за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый напугал.

Громко, громко запищал:

Пи - пи - пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

5

1.Закрыть глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2—3 секунды. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2—3 секунды.

  1. Нарисовать глазами 3 треугольника, каждый раз начиная с разной вершины.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Нанизывание бус на шнурок.
  • Поймай шар.

Сложи целое из частей.

Плечи

Поработаем плечами,

Пусть танцуют они сами.

И.п. - о.с. 1 - плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;

2 - медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Артикуляционная гимнастика.

Кошка лакает молоко

Широко открой рот, улыбнись, делай язычком «лакательные движения» слегка загибая кончик языка вверх, чтобы «молочко не проливалось».

Спрячь конфетку

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Домашние животные

Мы пришли на скотный двор, Для животных здесь простор. Рядом луг с густой травой И прекрасный водопой.

Дети ходят обычным шагом. Превратимся мы в коней ,

Грациозных, стройных.

И гуляем по лугам ,

Светлым и привольным.

Ходят с высоко поднятыми коленями -Цок-цок-цок. А теперь табун галопом Быстро скачет по лужку.

Бегают с высоко поднятыми коленями -Иго-го,- кричим мы громко Молодому пастушку.

Мух корова отгоняет,

Бьёт хвостом туда-сюда.

Больно оводы кусают.

Мошек столько, что беда.

Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»

На пригорках и в канавках Овцы мирно щиплют травку, Наклоняются к земле,

Звонко блеют они : «Бе-е-е».

Делают наклоны вниз

Скачут козлики по лугу - прыгают,

Рожками бодаются.

«Ме-е-е»,-кричат друг другу,

Весело играются.

Собачка
Вышли пальчики гулять,
(пальчики бегут по столу)
Стали весело плясать.
Вот так, вот так
(выставляют из кулака большие пальцы)
Стали весело плясать.
Пальчики играли,
(пальцы собираются в щепоть, которая то открывается, то закрывается)
Собачку увидали.
(пальцы левой руки соединяются и выпрямляются. Пальцы правой руки собираются в щепоть, указательный загибается («собачка»))
Она громко лает,
Пальчики пугает.
(фигура «собачка». Большой палец прыгает)
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались.
(левая рука сжимается в кулак)
А собака ходит,
Пальцы не находит.
(левая рука сжата в кулак, правая — «собачка» двигается вокруг левой)
Кулачки стучали.
(одним кулачком стучат о другой)
Собачку испугали.
(пальцы бегут по столу)
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали,
Ох, как быстро мы устали!
(опускают кисти рук вниз)
Мы немножко отдохнем
(ладошки складывают под голову — «спят»)
И опять плясать начнем.

Ноябрь

1

Игры на поддувание Цель: формировать долгий вдох и выдох.

Описание: поддувать легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг - понга и т.п.)

Сердитый ежик.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Зайчик

И. п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!».

Артикуляционная гимнастика Живые губки

Покусай слегка свои губки зубами.

Мишка вытягивает губы

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно.

Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

Дикие животные «Лоси»

На полянку вышли лоси:

Дружная семья

Скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты).

Папа лось идет с рогами,

Шагают на месте, высоко поднимая колени,

А лосенок с рожками;

На месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу (рожки).

Мама длинными ногами Переходят на высокий шаг с «большими рогами»

А лосенок - ножками.

Повторяют шаги лосенка.

Белочки
Раз, два, три, четыре, пять,
(выставить пять пальцев)
Пришли белки поиграть.
(спрятать руку за спину)
Одна куда-то подевалась,
(выставить четыре пальца)
Четыре белочки осталось.
(спрятать руку за спину)
А теперь скорей смотри –
Их уже осталось три.
(выставить три пальца)
Ну и ну, какая жалость,
(спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось.
(выставить два пальца)
Эта новость так грустна –
(спрятать руку за спину)
Осталась белочка одна.
(выставить один палец)
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.
(спрятать руку за спину)

2

Упражнение «Гудок»

Цель: учить детей на одном выдохе произносить звук с усилением и ослаблением.

Описание: логопед предлагает послушать, как звучит гудок. Произносит звук м с усилением и ослаблением. Гудок приближается и удаляется - м - м - М - М - м - м.

Упражнение «Летний ветер»

Цель: воспитание направленной воздушной струи. Описание: положить на ладонь кусочек хлопка и сдуть его.

Артикуляционная гимнастика Любопытный язычок

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед - назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать! ( шагают по кругу,останавливаютс)
Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот),
Ножки (топают ),
Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями),
Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза),
Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот),
Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос),
Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши),
Голова (кладут руки на голову),
Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону),
Шея крутит головой (обхватили шею ладонями),
Ох, устала ой-ой-ой!
Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам),
И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам),
Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички),
Запорхали, словно птички (дети моргают глазами),
Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам),
Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке),
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы),
Как травы луговые.
Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого),
Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти),
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям),
У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).

Прогулка Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

А вторые догонять.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами.

Третьи пальчики бегом,

Движения средних пальцев в быстром темпе.

А четвертые пешком,

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям.

3

1. Поставить большой палец правой руки перед глазами посередине на расстоянии 25—30 см от глаз. Смотреть на него двумя глазами 3—5 секунд, правым глазом (закрыв левый) 3— 5 секунд, левым глазом (закрыв правый) 3—5 секунд. Сменить руку.

Повторить цикл 2—3 раза.

  1. Нарисовать глазами 3 квадрата, каждый раз начиная с разного угла.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Обводка по внешнему и внутреннему контуру.
  • Дотронься до мяча.

Подбрось вверх шарик, мячик.

Артикуляционная гимнастика Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Лопатка - Чашечка

Чередование упражнений.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Толкать языком в выпуклую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

Семья

«Мамам дружно помогаем» Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки.

Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.

Через двор растянем ловко Для одежды три верёвки.

Потягивания — руки в стороны. Светит солнышко -ромашка,

Скоро высохнут рубашки. Потягивания — руки вверх.

Моя семья Знаю я, что у меня

поднимают руку ладонью к себе Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

Загибать пальцы по тексту.

4

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 14, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 45 раз.

  1. Стрельба глазами вверх - вниз, вправо - влево.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Плетение «ковриков» из разноцветных полосок.
  • Перебирание бус, круп.

Рассмотри в бинокль.

Артикуляционная гимнастика Язык здоровается с верхней губой

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.

Месим тесто

Пошлепать кончик языка губами: пя- пя - пя. Покусать кончик языка. Чередовать два движения.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Деревья

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями).

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках).

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно опускают руки вниз).

Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Загибают пальчики, начиная с

большого

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем, Загибают пальчики, начиная с большого.

Маме осенний букет отнесем

Сжимают и разжимают кулачки.

Декабрь

1

Ветряная мельница Цель: формировать долгий вдох и выдох.

Оборудование. Игрушка - мельница из песочного набора или вертушка.

Описание. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает Упражнение «Лебединые перышки» Развитие силы и длительности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

Артикуляционная гимнастика Качели

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

Молоток

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Зима

«Солнце землю греет слабо» Солнце землю греет слабо,

Руки вверх и вниз.

По ночам трещит мороз,

Руки на пояс, наклоны в стороны.

Во дворе у Снежной Бабы Руки на пояс, поворот вокруг себя. Побелел морковный нос.

Дети показывают нос.

В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда,

Прыжки на месте.

Вьюга злится,

Снег кружится,

Дети кружатся.

Заметает все кругом Белоснежным серебром. Имитируют движения руками.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки

Кати по снегу свой снежок -

Показать руками, как лепим снежок. Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук И станет ком снеговиком.

Обвести руками в воздухе две

окружности

Его улыбка так светла!

Хлопки

Два глаза... шляпа.. .нос.. .метла...

Показывать по тексту Но солнце припечет слегка - Ладонь правой руки приложить к левой, пальцы растопырить (солнце)

Увы! - и нет снеговика.

Развести руками.

2

Летающие шарики

Цель: формировать долгий вдох и выдох.

Оборудование. Трубочки и чашка с мыльным раствором.

Описание. Педагог пускает мыльный пузырь. «Смотри, — обращается он к детям, — какой красивый шарик». Предлагает им подуть в трубочку, обмакнув один конец в мыльный раствор. Дети под контролем взрослого проделывают те же движения.

Электронные часики

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставлены.

1 - взмах руками вперед - «тик»

(вдох); 2 - взмах руками назад - «так» (выдох).

Артикуляционная гимнастика Пила

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха. Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Ложку выпуклой стороной плотно прижать к губам, сложенным трубочкой, и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Зимующие птицы «Снегири»

Вот на ветках посмотри,

Хлопать руками по бокам.

В красных майках снегири.

Наклонять голову в сторону.

Р аспушили пёрышки,

Греются на солнышке.

На первое слово каждой строчки частое потряхивание руками, на второе-хлопок п о бокам.

Головой вертят, улететь хотят.

Повороты головы.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями.

Зимующие птицы Прилетайте, птички!

«Зовущие» движения пальцев Сала дам синичке.

«Режущие» движения одной ладони по другой.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям,

Эти крошки - воробьям.

Пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга Галки да вороны, ешьте макароны! Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же - левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

3

  1. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
  2. Нарисовать по желанию геометрические фигуры.

3. Игры и задания для коррекции зрительных функций

  • Различные виды шнуровки.
  • Что ближе? Что дальше?

Конструирование из мелких деталей.

Снеговик веселится И. п. - поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!».

Артикуляционная гимнастика Катушка

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

Качели - Чашка Чередование упражнений. Нетрадиционные упражнения с ложкой

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Белые елочкиБелые —белые (Руки подняли вверх, потянулись.)В декабре -в декабре (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.)Елочки —елочки (Руки подняли вверх, потянулись.)Во дворе —во дворе. (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.)Кружится —кружитсяИ поет —и поет (Кружимся на месте.)Праздничный —праздничныйХоровод —хоровод. (Хлопки в ладоши.)Скользкие —скользкиеВ декабре —в декабре (Поднимание коленей до уровня груди.)Горочки —горочкиВо дворе —во дворе. (Приседания.)Звонкие —звонкие

В декабре —в декабре (Хлопки в ладоши.)Песенки —песенкиВо дворе —во дворе. (Прыжки на месте.)Кружится —кружитсяИ поет —и поет (Кружимся на месте.)Праздничный —праздничныйХоровод —хоровод. (Хлопки в ладош

Пальчиковая гимнастика Ёлка

Елка быстро получается, 
Если пальчики сцепляются. 
Локотки ты подними, 
Пальчики ты разведи. 
Ладони от себя, (пальчики пропускаются между собой ладони под углом друг к другу). 
Пальчики выставить вперед. 
Локотки к телу не прижимать.

4

Развитие речевого дыхания

Цель: формировать правильный вдох и выдох. Развивать диафрагмальное дыхание.

1 .Ребенок делает вдох носом, выдох - ртом.

  1. Ребенок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.
  2. Ребенок делает краткий глубокий вдох и краткий резкий выдох.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Упражнение «Суп кипит»

Цель: воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха.

Описание: Возьмите кастрюльки в левую руку, опустите в них соломки,

которые держите правой рукой.

Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Артикуляционная гимнастика Топор

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д.

Упражнение развивает подвижность языка.

Почистить зубы

Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Новый год

С Новым годом! С новым годом! Здравствуй Дедушка Мороз!

Дети стоят лицом в круг, кланяются. Он из лесу мимоходом Елку нам уже принес.

Идут по кругу и изображают, как несут елку на плече.

На верхушке выше веток

Поднимают руки вверх.

Загорелась как всегда,

Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом Пятикрылая звезда.

Снова поднимают руки и скрещивают их над головой.

На ёлке Мы на ёлке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс.

«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу Дал большущие пакеты,

«Рисуют» руками большой круг В них же - вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один Золотистый мандарин Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого

Январь

1

  1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3—4 раза.
  2. Нарисовать глазами две елки, разные по высоте.
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Рисование через кальку
  • Слуховые диктанты

Мозаика 0,5 см и меньше.

Артикуляционная гимнастика Погреем руки

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительную направленную воздушную струю.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

2

Упражнение «Вьюга»

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Описание: сделать вьюгу в бутылочке с шариками из пенопласта.

Упражнение «Новогодний салют» Подуть в бутылочку с пенопластовыми шариками.

Ёлочка растёт

И. п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!».

Артикуляционная гимнастика Киска сердится

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

Грибок

Присосать широкий язык к небу, растянуть подъязычную уздечку.

Со щелчком оторвать язык от неба - сорвать грибок.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Зимние виды спорта.

Раз, два, три, четыре, пять, Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших
К нам зима пришла опять. Указательный и средний пальцы «шагают» по столу
Любим забавы холодной поры: Сжимать – разжимать пальцы в кулаки
Весело мчимся с высокой горы,
Ходим на лыжах, на санках летим
И в белоснежных коньках мы скользим,
Лепим все дружно снеговика.
Загибаем пальцы обеих рук, начиная с больших.
Не уходила б  зима никогда! Хлопают в ладоши.

3

1. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4 -5 раз.

2. Нарисовать горизонтальный зигзаг справа - налево и наоборот.

З.Игры и задания для коррекции зрительных функций

  • Обводка по внешнему и внутреннему контуру.
  • Что справа? Что слева?

План-схема.

Артикуляционная гимнастика Теленок вытягивает язычок

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Гармошка

Рот раскрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Ложку выпуклой стороной плотно прижать к губам, сложенным трубочкой, и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

День рождения города Мы по городу идем,

Маршируют Звонко песенку поем Хлопают в ладоши.

Мы по улице шагаем Маршируют Ноги ровно поднимаем. Маршируют, вытягивая носочки. Делай шаг - раз, два Взмах руками - три, четыре Повернулась голова Поворачивают голову вправо. Руки вверх и ноги шире, Прыгнем вместе высоко И побегаем легко Бег по кругу.

Город

Люблю по городу гулять,

дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу

Люблю смотреть, люблю считать на каждое название достопримечательности Космонавтов — раз, Ленина — два, загибают по одному пальчики Улица Победы - три.

А четыре — я живу в квартире.

Пять - гуляю в парке я.

Шесть - на Обь схожу И на волны погляжу.

Семь - Дворец культуры,

Красив и огромен И стоит на площади он.

Восемь - ёлка в Новый год.

Девять - повстречался мне Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу! Десять - наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

Февраль

1

Развитие речевого дыхания Цель: формировать правильный вдох и выдох. Развивать диафрагмальное дыхание.

Упражнение «Погаси свечу». Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов - толчков: фу - фу - фу.

Артикуляционная гимнастика Оближем губки

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Лошадка скачет

Пощелкать языком как цокает лошадка.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Мебель

«Коля - неряха»

Коля, Коля. Николай, за собою убирай!

Дети идут по кругу друг за другом.

У тебя ленивы руки:

Хлопают в ладоши

Под столом ремень и брюки,

Приседают.

Не в шкафу рубаха,

«Рисуют» четырёхугольник Николай - неряха.

Грозят пальчиком и качают головой.

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого

на обеих руках

Много мебели в квартире.

Сжимают и разжимают кулачки В шкаф повесим мы рубашку,

Загибают пальчики, начиная с большого А в сервант поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть- чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

2

  1. Выбираем отметку на окне. Смотрим на отметку и переводим взгляд на самый дальний объект за окном (10 повторов).
  2. Нарисовать глазами горизонтальную пружинку слева - направо и наоборот
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций

Лабиринты (простые и сложные). Ряды и столбики.

Артикуляционная гимнастика Резиночка

Сделай «присоску». Покачай подбородок на уздечке «вверх-вниз». Уздечка будто растягивается, как резиночка.

«Достань до носа, до подбородка» Широко открой рот, улыбнись. Потяни язычок вверх к носу, вниз к подбородку.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,

«Надуть» живот, одна рука на поясе, Очень важный, как начальник.

Другая - изогнута, как носик Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседать, руки на поясе В от фар форовые блюдца Только стукни - разобьются. Кружиться, рисуя руками круг Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес.

Потянуться, руки сомкнуть над головой, сделать большой круг.

Продукты питания

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки,

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Обе ладони разворачивают вверх.

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

Гладят животы

Помощники

Посуда

Раз, два, три, четыре,

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Мы посуду перемыли,

Опять трут ладошкой ладошку.

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Загибают пальчики.

3

Упражнение «Вой ветра»

Цель. Учить детей на одном выдохе произносить звук с усилением и ослаблением.

Описание. Воспитатель предлагает послушать, как воет ветер. Произносит звук в с усилением и ослаблением. Ветер приближается и удаляется - в - в - В - В - в - в.

Пение песенки «Конь» Эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова. Н.Нищева Партизаны

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Артикуляционная гимнастика.

Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Ватка должна лететь вверх.

«Индюки болтают»

Быстро двигать языком по верхней губе - бл - бл - бл

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно

Беговая дорожка

Топ-топ-топ медленно шагают ножки (медленно идет по беговой дорожке) Топ-топ-топ чуть быстрей идут по дорожке (идет немного быстрее) Топ-топ-топ очень быстро идут (идет быстрым шагом)

Топ-топ-топ, а теперь они бегут (бежит по беговой дорожке) Топ-топ-топ снова медленно идут (снова идет медленнее)

Бытовые приборы

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он и юбки, он и брюки Будет гладить не от скуки.

Он в хозяйстве верный друг - Имя у него утюг.

Загибаем пальчики при перечислении.

4

  1. Вытягиваем руки вперед и смотрим на кончики пальцев. Поднимаем руки вверх и, не двигая головой, продолжаем следить за пальцами.
  2. Нарисовать горизонтальную и вертикальную восьмерки.
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Поймай рыбку.

Цветные замочки.

Артикуляционная гимнастика.

Сердитая кошка

Попробуй вверх выгнуть «спинку» язычка, а кончик зацепить за нижние зубки.

Орешки

Кончик языка с напряжением поочередно упирается то в одну, то в другую щеку. На щеках образуются твердые «орешки».

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

Защитники Отечества

На горах высоких,

Руки поднимаем вверх.

На степном просторе,

Руки разведены в стороны.

Охраняет нашу Родину солдат Рука приложена к голове, как у солдата отдающего честь.

Он взлетает в небо,

Руки вверх.

Он уходит в море,

Приседают.

Не страшны защитнику,

Дождь и снегопад.

Отдают «честь».

Защитники Отечества Пальцы эти - все бойцы.

Удалые молодцы.

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца - храбреца!

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Два сметливых молодца!

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Два мизинца - коротышки -

Очень славные мальчишки! Приподнять

мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

Март

   

1

1. Интенсивное моргание и зажмуривание (30 сек).

  1. Нарисовать глазами вертикальный зигзаг сверху вниз и снизу вверх.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Рисование по пересеченному контуру.
  • Скажи, где находиться?

Найди сокровища.

Артикуляционная гимнастика Поймай мышку

Приоткрыть рот, произнести звук а - а - а, прикусить широкий кончик языка (поймали мышку).

Лошадка

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Нетрадиционные упражнения с ложкой

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Физминутка «Мамины помощники»

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вв

2

Развитие речевого дыхания

Формировать правильный вдох и выдох. Развивать диафрагмальное дыхание.

1. На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в - ф! в - ф! в - ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

2. Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 - 5 секунд), а потом на максимальной громкости: (3 - 5 секунд): а - а - а - А - А - А (грудная клетка при этом не сжимается).

Такие упражнения выполнить с другими гласными.

Часики

Кончик языка, как стрелки часов, переводить из одного уголка в другой.

Прятки

Открыть рот, язык играет в прятки: то покажется, то спрячется снова в рот.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду» "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

Весна

Апрель

Кап, кап, кап - звенит капель,

Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Приближается апрель.

Хлопают в ладоши.

Побежал в саду ручей,

Плавно двигать сложенные ладони из стороны в сторону.

Прилетели сто грачей.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают, вытянув руки вперед А цветочки расцветают.

Показать бутон цветка.

Весёлые льдинки Под самым карнизом,

сжимают и разжимают пальцы Над самым оконцем Забралось в сосульки стучат пальцами по столу Весеннее солнце

поднимают руки и делают «солнышко» Сверкая, бегут

сжимают и разжимают пальцы По сосульками слезинки...

И тают сосульки - стучат пальцами по столу Весёлые льдинки.

3

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Цель: формировать правильный вдох и выдох. Развивать умение управлять голосом.

Описание. Упражнение на ослабление голоса (громко - средне - тихо - шепот

  • беззвучная артикуляция: А - А - А - а
  • а - а).

Такие упражнения выполнить со другими гласными.

Большой и маленький

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

Артикуляционная гимнастика.

Зайчик

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

Маляр

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

Упражнения для языка с водой «Нерасплескай воду»"

Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Физкультминутка «У жирафа пятна»

У жирафа пятна,пятнышки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки).

У слона есть складки,складочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети щиплют себя, изображая складки).

А у зебры есть полоски,есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках (дети ребром ладони показывают полоски).

В жарких странах (легкими движениями пальцев проводить по столу)

Носороги (руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)

Просто ходят по дороге (руками движения вперед).

Мокнут в речке бегемоты (ладони вверх, сжимаем и разжимаем пальцы,

Львы выходят на охоту (раскрывать пальцы веером,

Крокодилы (раскрывать соединенные у запястий руки,

Обезьяны (руки приставить к голове, показать уши,

Зебры – жители саванны (растопыренные пальцы прыгают по столу,

И тропические птицы (большие пальцы переплести и махи ладонями, -

Есть чему тут подивиться (ладони переворачивать вверх-вниз!

4

  1. Медленно рисуем в пространстве глазками восьмерку. Причем располагать ее можно вертикально, горизонтально и по диагонали.
  2. Нарисовать глазами цифры от 1 до 5.
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Кольцебросы.

Подбери по цвету (форме)

Артикуляционная гимнастика «Пыхтелка»

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ, равномерному выдоху.

«Зверек»

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнение развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду» Повторить любое упражнение

Животные севера»По ледяной пустыне Медленно идут по кругу, имитируя движенияМедведица идет, За нею медвежатаТоропятся вперед.Трещит мороз жестокий, Руками обнимают себя.Повсюду снег и лед.Повороты из стороны в сторону.По полынье холоднойЗа нерпой морж плывет. Плавательные движения руками.Бегут, спешат олени Бег на месте с подниманием колен.Им виден путь едваНад ними тихонько кружитПоворот вокруг себя с поднятыми руками.Полярная сова.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

        

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев  с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

Апрель

1

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Цель. Развивать силу голоса.

Описание. Чередование гласных звуков на одном выдохе, который нужно тянуть как можно дольше: ауауауау...

То же самое с другими гласными.

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит».

Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

«Качели - Индюки болтают» Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

Рыбы

«К речке быстрой».

К речке быстрой мы спустились,

Шагаем на месте.

Наклонились и умылись.

Наклоны вперед, руки на поясе.

Раз, два, три, четыре,

Хлопаем в ладоши.

Вот как славно освежились. Встряхиваем руками.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс.

Круги двумя руками вперед.

Одной, другой — это кроль.

Круги руками вперед поочередно. Все, как один, плывем как дельфин. Прыжки на месте.

Вышли на берег крутой Шагаем на месте.

Но не отправимся домой.

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Сложенными вместе ладонями дети

изображают, как плывёт рыбка

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула,

Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла.

Делают хватательное движение

обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Снова «плывут» Рыбка быстро уплыла.

2

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
  2. Нарисовать глазами цифры от 5 до 10.
  3. Игры и задания для коррекции зрительных функций

Цветы

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

(Е. Антоновой-Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Вкусное варенье» «Часики», «Мостик», «Орешек». Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Космонавт

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт

(повороты в стороны с пружинкой)

Начинаем тренировку (наклоны в сторону)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета (приседают)

Для полета на планету

Отправляемся на Марс (кружатся)

Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост

(руки через стороны - вверх)

И поднимется до звезд (тянемся вверх)

Пальчиковая гимнастика.

***

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

3

Развитие речевого дыхания

Цель: формировать правильный вдох и выдох. Развивать диафрагмальное дыхание.

  1. Ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струей.
  2. Ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох несколькими равными порциями..
  3. Ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох несколькими неравными порциями.

Шину прокололи

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».

Пение песенки «Грузовик»

Семафор

Самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги.

И. п. - сидя, ноги сдвинуть вместе.

  1. - поднимание рук в стороны (вдох);
  2. - медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с»

Насос

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с»

Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Лопатка», «Чашка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Подуй на горячий чай».

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз

Наземный транспорт «Машина»

У машины есть мотор.

Есть колеса -

Дети вращают руками со сжатыми кулачками перед грудью.

В ней шофер.

Имитируют управление машиной (крутят руль)

Только я в машину сяду, Приседают, потом встают. Вмиг домчит, куда мне надо.

Хлопают в ладоши.

Водный и воздушный транспорт «Пилот»

Вот самолет,

Дети бегают по кругу друг за другом, руки в стороны.

А вот вертолет.

Бегают по кругу, скрестив руки над головой.

Ведет их в полет Умелый пилот.

Держат воображаемый штурвал, управляют самолетом.

Мы шоферы

«Едем, едем на машине имитируют движения рулем Нажимаем на педаль ногу сгибают, вытягивают Газ включаем, выключаем поворачивают воображаемый рычаг Смотрим пристально мы вдаль приставляют ладонь ко лбу Дворники счищают капли руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки влево и вправо Вправо, влево, чистота!

Волосы ерошит ветер над головой шевелят пальцами Мы - шоферы хоть куда!» поднимают вверх большие пальцы рук.

4

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Цель. Развивать силу голоса.

Описание. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

Аист

Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш».

Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Лопатка», «Заборчик», «Киска сердится», «Киска лакает молоко», «Накачай насос».

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

«Народные традиции и игры»

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Дом

Я хочу построить дом,

Руки над головой "домиком ".

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко ".

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем

вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев. Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

"Стряхивающие" движения И тюльпан в саду расцвёл Предплечья прижаты. Пальцы- лепестки смотрят вверх.

Май

1

1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

  1. Нарисовать глазами дом и солнце.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Бильярд.

Сопоставление по контуру.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Лопатка», «Качели», «Пароход гудит», «Индюки болтают».

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

День Победы «На параде» Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Ходьба по кабинету.

Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей!

Хлопать в ладоши Застучали наши ножки Громче и быстрей!

Ходьба на месте.

День Победы

Сегодня праздник всех отцов,

сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,

хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить,

из ладошек делают «домик», руки

прикладывают к сердцу

Всех нас от бед отгородить!

сжимают и разжимают пальцы.

2

Упражнение «Веселыерыбки» Опустить рыбок в бассейн и. «отправиться в плавание». Набрать воздух через нос, а потом подуть на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувать щеки. Не поднимать плечи.

Пение песенки «Ерш».

Ерш колючий, конопатый, Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша Вряд ли будет хороша.

Упражнение «Салют» Подуть в бутылочку с шариками из пенопласта.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Грибок», «Лошадка», «Топор», «Гармошка».

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки." При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление

Физкультминутка «Тропинка доброты».

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

Пальчиковые игры о  доброте.

Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачок

3

Комарик

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

Жук

Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Веселая пчелка На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

Артикуляционная гимнастика.

По выбору учителя - логопеда.

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом В отличие от предыдущего упражнения, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. одолевая Взрослый вытаскивает бинт, преодолевая сопротивление.

"Божьи коровки"

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

Насекомые

Пчела

Прилетела к нам вчера

Машут ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель - шмелёк

На каждое название насекомого

загибают пальчик

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Делают кружочки из пальчиков и

подносят к глазам

Пожужжали, полетали,

Машут ладошками

От усталости упали.

Роняют ладони на стол.

4

1. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза)

  1. Нарисовать глазами салют.
  2. Игры и задания для коррекции зрительных функций
  • Сопоставление объектов по контуру.

Разложи по оттенкам.

Артикуляционная гимнастика.

По выбору учителя - логопеда.

Лето! Мы идем гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке. (Ходьба на месте.)

На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной. (Потягивание – руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди повесил. (Потягивание – руки в

стороны.)

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклонимся до носочков.

Раз – цветок, и два – цветок.

А потом сплетем венок. (Наклоны вперед.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы. (Шаги на месте.)

Собираем по кустам,

Здесь отличные места. (Повороты влево – вправо.)

Тут в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягодку сорвать,

Надо ниже приседать. (Приседания.)

На полянке серый зайчик

Выше всех сегодня скачет.

Вместе с зайчиком скачу,

До небес достать хочу. (Прыжки.)

А теперь пора нам, братцы,

Из лесочка возвращаться.

Хоть дорога нелегка,

Заниматься нам пора. (Шаги на месте.)

Лето наступает

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашей школой, - это сохранение и укрепления здоровья учащихся через правильную организацию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, воспитание у у...

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...

Презентация Система работы по сохранению и укреплению здоровья в МОУ Нюксенская СКОШ – интернат VIII вида. 2010- 2011 уч. г.

Цель работы: Формирование у детей интереса к ЗОЖ, сохранению и укреплению своего здоровья, занятиям физическими упражнениями и спортом  Результаты:- спортивные достижения- снижение уровня заболев...

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающеесяв последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких ...

«Опыт использования технологий сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях в театре костюма «Чаровница»»

Я делюсь опытом использования технологий  сохранения и укрепления  здоровья воспитанников на  занятиях в театре костюма «Чаровница». Наблюдения показывают, что использо...

План работы по сохранению и укреплению здоровья

План работы по сохранению и укреплению здоровья...

Арт - терапия как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои с...