Формы и методы работы по укреплению здоровья учащихся
учебно-методический материал (6 класс)
Укрепление здоровья учащихся, формы и методы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_uchashchimisya_po_sohraneniyu_zdorovya.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы программа сохранения и укрепления здоровья помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
Ухудшение социального положения семей учащихся;
Необеспеченность детей полноценным питанием;
Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
индивидуальный режим;
эмоциональный режим;
смена видов деятельности;
наличие физпауз на уроке;
учет физиологических особенностей в развитии организма;
расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
ЦЕЛИ:
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
ЗАДАЧИ:
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
^ Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
Питание в школьной столовой;
Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
Организация подвижных игр (динамической паузы);
Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
^ V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
№
Содержание работы
1
Проведение родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2
Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в спортзале:
-влажная уборка,
-расписание уроков,
4
Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
5
Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6
Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7
Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8
Систематическое проведение классных часов классными руководителями по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9
Составление вставки книг по вопросам здоровья.
10
Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11
Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
12
Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13
Консультирование родителей.
14
Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15
Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.
16
Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.
17
Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
18
Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
19
Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
20
Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
^ Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
№
Тема
1
В семье растет сын.
2
В семье растет дочь.
3
Детский травматизм на дорогах.
4
Досуг в семье.
5
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании школьников.
6
За здоровый образ жизни.
7
Каким будет ваш ребенок.
8
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
9
Причины быстрой утомляемости школьников.
10
Психологическая поддержка школьников.
11
Физические и душевные травмы.
^ Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
№
Тема
1
Беседа “Береги свою жизнь”
2
Беседа “Если хочешь быть здоров”
3
Беседа “В здоровом теле здоровый дух”
4
Беседа “Для чего мы моем руки”
5
Беседа “Для чего нужна зарядка”
6
Беседа “Осторожно на дорогах!”
7
Веселая спартакиада “Волшебный мяч”
8
Зарничка
9
Игра “В гостях у Айболита”
10
Игра “Здоров будешь – все добудешь”
11
Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”
12
КВН “Назло рекордам”
13
Классный час “Мои увлечения”
14
Классный час “Мои любимые игры”
15
Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”
16
Классный час “Мы играем”
17
Лекция профессора Знайки о правильном питании
18
Малые Олимпийские игры
19
Маскарад вредных привычек
20
На дворе у нас игра
21
Приглашает Королева Спорта
22
Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”
23
Спортивный час “Веселый экспресс”
24
Старты надежд
25
Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...
Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ
Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья...
Формы и методы работы по совершенствованию грамотности учащихся.
Статья о формировании у школьников прочных орфографических навыков. Ведь это одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того насколько будут сформированы навыки правописания, за...
Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)
Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...
организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...