Арт - терапия как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
учебно-методический материал на тему

 

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

 вера в свои силы…

Василий Александрович Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Арт - терапия как средство сохранения и укрепления  здоровья воспитанников»

     мастер класс «Песочные фантазии»

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы

Василий Александрович Сухомлинский

Слайд-2

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления  «Арт-терапия, как средство сохранения и укрепления здоровья детей». На первый взгляд тема моего выступления тесно связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что мы, воспитатели, часто являемся свидетелями того, что дети испытывают  негативные эмоции и психологические проблемы. А проблема всестороннего развития и воспитания детей, а также сохранения их здоровья всегда была и остаётся важнейшей государственной проблемой.

Слайд-3

Всемирная организация здравоохранения даёт определение понятию «здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Понятие о здоровьесбережении не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья детей. Важное значение,  придается охране психического здоровья.

Специфика контингента детей, поступающих в реабилитационные центры  требует организацию работы по здоровьесбережению воспитанников, так как здоровье детей, поступающих в центр, характеризуется отклонениями от нормы. Практически все они имеют ту или иную патологию. Кроме того, более половины из них отстают в физическом развитии. Дети поступают в центр ослабленными, со сниженным иммунитетом, часто болеют, имеют хронические заболевания. Многим ставится диагноз «социальная и педагогическая запущенность». Дети-дошкольники практически все нуждаются в логопедической коррекции. Значительная часть детей имеют органическое поражение центральной нервной системы, страдают энурезом, различными формами аллергических заболеваний, расстройствами сна. Они возбудимы и агрессивны. С такими детьми  необходимо использовать методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Самым безопасным и, наверное, самым приятным методом исцеления от этих проблем является арт-терапия.

Слайд-4    

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается, как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива - средствами художественной деятельности.

Эти средства направлены на создание положительного эмоционального настроя, облегчают процесс коммуникации ребенка со сверстниками, родителями, другими взрослыми, позволяют обратиться к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально, повышают его адаптационные способности к повседневной жизни и школе.

Слайд-5

В своей работе с детьми я использую манную терапию.  Работа с манкой активизирует творческие ресурсы личности, предотвращает социальное выгорание, развивает познавательный интерес дошкольников и младших школьников. Для детей игра с манкой  это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. Дети не всегда могут выразить словами свои переживания, страхи. Строя из манки свой мир, они  освобождаются от напряжения. Работа с манкой снижает уровень тревоги,  поскольку ребенок  имеет возможность в любой момент исправить созданный образ «исправить ошибку», а также выводит его на новый уровень общения.

Напротив агрессивные, гиперактивные дети в процессе работы с манкой становятся сосредоточенней, внимательней, спокойнее, т. к манная арт- терапия снимает напряжение.

Манная терапия полезна, если у ребенка:

  • плохой сон, ночные кошмары;
  •  плохо развита мелкая моторика;
  •  истерики, непослушание, капризы;
  • логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
  • застенчивость, неуверенность в себе;
  • агрессия, тревожность;
  • нет взаимопонимания с родителями;
  • расстройства невротического характера;
  • психосоматические заболевания;
  • страх перед школой, садиком;

• частая плаксивость (без повода);

• ребенок пережил сильный стресс.

Манная крупа обладает большим диагностическим потенциалом. Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии, но работать с ней проще.

Слайд-6

 Данный мастер – класс носит ознакомительный характер с элементами песочной терапии.

Моя цель:  познакомить с элементами песочной терапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Слайд-7     Задачи:

1. Знакомство с разными видами песка и техниками работы,  используемыми в работе с детьми.

2. Знакомство с мотивационными техниками песочной терапии.

3. Развитие интереса к песочной терапии и введению ее в практическую деятельность.

Слайд-8        Оборудование и  материал:  манная крупа, кинетический песок,  мелкие игрушки, формочки для песка, влажные салфетки, ватман, клей, кисточки, шаблоны на картоне.

Слайд-9      1. Мотивационные техники в песочной терапии.

Начнем мы с техники, с которой всегда начинается песочная терапия, называется «мотивационные техники». С них всегда человек заходит в песочницу и начинает свою работу с песком.

Почему важны мотивационные техники?

1. Они вызывают доверие к песку.

2. Они вызывают интерес к песку.

А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая работа. Без мотивационных игр мы в песок не заходим. 

Слайд-10       Сейчас мы будем работать не с песком, а очень похожим по свойствам материалом, который экологически чистый, доступный и абсолютно безопасный в работе с детьми - это МАНКА.

 Важный момент, нет манкотерапии и нет пескотерапии, есть песочная терапия или терапия песком, и есть терапевтическая  работа  с манкой.

Она пришла к нам из Белоруссии, там есть замечательные арт-терапевты,  которые занимаются исследованием терапевтической работой с манкой.

Мои занятия зачастую проходят с музыкальным сопровождением (музыко-терапия). Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Человеческий  организм устроен так, что большинство людей, сходным образом реагирует на  музыку на уровне физиологии.  

Использование музыки помогает детям и (взрослым) успокоиться, снять психологические зажимы, лучше прислушиваться к собственным ощущениям.

Слайд-11    Прошу всех занять свои места. Сегодня у нас мастер - класс по теме: «Песочные фантазии», я покажу Вам несколько арт-терапевтических  упражнений  с манкой и кинетическим песком.

Слайд-12  Упражнения с манкой

Работа с манкой снижает уровень тревоги. Сама фактура материала, нежная и шелковистая, дарит рукам приятные ощущения, помогает освободиться от негативных эмоций.

1 задание: «ГОРКА»

Из кучки манки сделайте максимально высокую горку. Посмотрим, у кого получилась самая высокая горка.

Слайд-13    2 задание: «ПЕСОЧНЫЙ ДОЖДЬ

 Есть 3 песочных дождя: низкий, средний и самый высокий - который больше всего любят дети.

Создаём песочный дождь и обращаем внимание, какой дождь соответствует вашему настроению.

Попробуйте сделать, и отследите,  какой вам больше понравился.

 Вы понимаете, что мы сейчас исследуем возможности песка?

Слайд-14   3 задание: «БЛИНЧИК»

Из кучки от дождя создайте сейчас блинчик, размером с ваш мизинчик, круглый, ровный блинчик.

 

Слайд-15   4 задание: «ТАРЕЛКА» 

Представьте что перед вами тарелка. И нам нужно ее расписать, красиво разными узорами. А расписывать мы ее будем одновременно 2-мя пальчиками мизинчиками и желательно одновременно.

Посмотрим, какие у вас узоры получаться. Сложно?

Сейчас работают у вас сразу 2 полушария головного мозга.

Это прекрасная возможность выразить свои чувства.                                  Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.

Вы чувствуете, как меняется ваше отношение к манке, вы уже не взрослые, но и еще и не дети. Происходит мотивация доверия к песку.

Слайд-16  5 задание: «КВАДРАТ» 

А сейчас, из своей тарелки, сделайте квадрат. В реальной жизни кто может сделать квадрат из круга, а в песочной терапии можно.     И в своем квадратике используя только отпечатки пальчиков, нарисуйте образ животного или какой-либо предмет, который вам больше всего нравиться.

Потом спросите у соседа, что у вас нарисовано, желательно чтобы он ответил. Попробуйте сделать его узнаваемым, правдоподобным.

Слайд-17   6 задание: «ДЕЙСТВИЕ ПО ОБРАЗЦУ» сейчас попробуем поиграть в паре.

Один будет ведущий, другой ведомый. Ведущий выполняет разные манипуляции с манкой, ведомый старается точно повторить за ним.

Это проверка на обучаемость, затем поменяемся.

Слайд-18    7 задание: «ДЕЙСТВИЯ НА ОБОРТ».

А сейчас попробуем сделать на оборот. (если один посыпает -  второй прихлопывает, первый делает круг – второй полоски, один быстро - другой медленно и т.д.) Задача выполнять противоположные действия.

Это возможность здоровой конкуренции. Наблюдайте за партнером, постарайтесь, чтобы партнер не смог за вами повторить.

Слайд-19       2. Техника «Полушарное рисование песком»

Здесь мы уже будем решать не мотивационные задачи, а больше развивающие. Много сейчас говорят о балансе правого и левого полушария головного мозга.

Автор этой техники Вера Шевченко, она работает в Киеве.

Вы набираете манку 2-мя руками, таким образом, чтобы она сыпалась из кулачка.

1 задание: нарисуйте одновременно 2 одинаковых круга. Давайте попробуем, редко, у кого получается чётко одинаково нарисовать их.

А сейчас посмотрите в глаза соседу и нарисуйте глаза своего соседа.

2 задание: одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат., можно нарисовать 2 одинаковых цветка.  Сложно?   ( работают оба полушария мозга)

Важен баланс между правым и левым полушарием головного мозга.

После выполненных упражнений отследите, что происходит с вашими эмоциями.  Данная техника может продолжать мотивационные игры, но может использоваться и как релаксационная.

Слайд-20       3. Техника «Пальчиковые походы»

Используется, как мотивационная, а также для развития мелкой моторики.

Выполняются следующие задачи:

1. Исследовательская деятельность;

2. Интерес к песку;

3. Мелкая моторика;

4. Стратегическое мышление.

****    Делаем круг из манки толщиной в мизинец. Выбираем 2 или 3 маленькие игрушки (можно брать игрушки из киндер-сюрприза). Показываем их партнёру, чтобы он потом смог определить, что это за игрушки. Партнёр закрывает глаза, а мы ставим игрушки в разные места круга из манки. За пределами круга ставить нельзя.  Партнёр с закрытыми глазами отправляется в поход на поиски игрушек. Для этого нужно поставить его пальцы на вход в круг.

Задача: микро-шагами, используя два пальца, исследовать поле и найти игрушки.

Для взрослых: те же цели  как в жизни, которые мы порой ищем, но не всегда находим или не видим, хотя находимся  совсем рядом.

Очень хорошо использовать данную технику в работе с детьми, когда они устают от большой нагрузки. Развивается мелкая моторика, чувство пространства, тактильные ощущения, скорость движения, стратегия работы.

Можно модифицировать данную технику. Если работа происходит в большой песочнице, то можно использовать маленькое ситечко для поисков игрушек.   

Слайд-21         Работа с манкой уникальна, она всегда работает на положительное развитие самооценки.  Манка очень похожа на песок, а работая с песком мы сразу вспоминаем, пляж, море, отдых. Здесь происходит релаксационная идея, перезагрузка мозга. В терапии это называют «обнуление», когда мы сбрасываем ненужный груз, а все что нужно остается для дальнейшей работы.

Слайд-22 -23    Использование цветной манки

Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата:   одна из них – это рисование крупами.

 В процессе творчества воспитанники учатся создавать вещи своими руками, укрепляется связь ребенка со взрослым. При подготовке к  праздникам эти навыки тоже пригодятся.  Например, на Новый год, Пасху  мы с детьми подготовили целую серию работ с использованием аппликации из манки других круп. Работы украшают комнаты детей, так же служат прекрасным подарком друзьям и близким.

Слайд-24    4. Работа с цветной манкой.

Рисование манкой развивает:

  • Мелкую моторику
  • Улучшает память
  • Пластику движений
  • Работу головного мозга
  • Борьба со стрессом

Упражнения на индивидуальных заготовках для рисования.                              Создание аппликации с помощью клея и цветной манки.  В преддверии  самого Светлого праздника Пасхи, сейчас мы с вами сделаем Пасхальное яйцо.

Слайд-25   Аппликация цветной манкой очень интересна для детей, к тому же она позитивно влияет на их общее развитие и приносит для ребят много радости от творческого процесса. 

Технологическая карта

Для работы по созданию аппликации необходимы:

  • цветная манка
  • кисточка
  • клей ПВА
  • шаблон рисунка на картоне

 Ход работы

  • Сначала необходимо нарисовать  картинку карандашом (или используем шаблон).                                         
  • Аккуратно покрыть клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа.                                                                                                
  • Насыпать манную крупу на изображение.                                                                              
  • Аккуратно стряхнутьостатки крупы на тарелку.                                                                                
  • Дать клею высохнуть.    Работа готова!

Слайд-26    5. Работа с кинетическим песком.

Песочная терапия 

Для начала, хотелось бы сказать о песке вообще, песочная терапия дает возможность ребенку или взрослому, перенести свои психологические травмы извне — на песок. С помощью песка «включаются» фантазия, воображение и формируется ощущения связи и контроля над собственным внутренним миром.

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

Слайд-27        Кинетический песок эффективен при работе:

- с агрессивными детьми,

- гиперактивными детьми,

- застенчивыми и «зажатыми» детьми,

- с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом.

Кинетический песок для детей дошкольного и младшего школьного возраста развивает самовыражение и сапомознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации.

 С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре.

Слайд-28       Игры и упражнения с кинетическим песком.  

Слайд-29        Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой  моторики рук и тактильных ощущений. Безопасность кинетического песка позволяет его использовать с детьми от   3-х лет.

Слайд-30        «Мы – кондитеры»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть ножом.

Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры.                                         Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части«Угости тортиком кукол».

Слайд-31         «Угадай-ка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать формуразвитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.

После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он-оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

Слайд-32 Некоторые свойства и особенности песка:
Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Слайд-33      6. Итоговая часть.

Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и нам, взрослым.

 В наше время любой человек испытывает колоссальные нагрузки, стресс, переживание. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять.

Слайд-34         Таким образом, арт-терапевтические методы оказывает действенную помощь воспитанникам  в гармонизации и развитии психических процессов, снятии эмоционального напряжения, психофизических зажимов, накопленных в течение дня. Они активизируют мыслительную деятельность, раскрывают творческие возможности, способствуют формированию межличностных отношений, помогают самовыражению и самореализации в продуктах деятельности, повышают самооценку ребенка, интерес сверстников к его индивидуальности и в целом благотворно влияет на самочувствие ребенка и оздоравливают его организм.

Слайд-35        Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Технологическая карта изготовления аппликации из цветной манки и приготовление  кинетического песка

Для работы по созданию аппликации необходимы:

  • цветная манка
  • кисточка
  • клей ПВА
  • шаблон рисунка на картоне

 

Ход работы

  • Сначала необходимо нарисовать  картинку карандашом (или используем шаблон).                                         
  • Аккуратно покрыть клеем ПВА ту часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа.                                                                                                
  • Насыпать манную крупу на изображение.                                                                              
  • Аккуратно стряхнуть остатки крупы на тарелку.                                                                                
  • Дать клею высохнуть.    Работа готова!

Изготовление цветной манки

Один из вариантов окрашивания крупы  с использованием гуаши и спирта:

Взять небольшую миску или баночку.

Смешать в ней гуашь выбранного цвета (1 ч. л.) и спирт  (2 ч. л.)

В тщательно перемешанную красящую жидкость всыпать манку.

 Крупу следует хорошо перемешать и растереть, чтобы она прокрасилась равномерно. Как только вы будете уверены, что крупа хорошо прокрасилась, выложите её на лист бумаги и оставьте сушиться.

Так как спирт быстро испаряется, манка высохнет быстро, если будут комочки их  можно размять пальчиками.

 Изготовление кинетического песка

Кварцевый песок – мелкий и чистый, его можно приобрести в зоомагазине (продается для кроликов, птиц и шиншилл - возьмите 3 стакана.                                                                         Крахмал – кукурузный либо картофельный – его понадобиться  2 стакана.                                                           Вода – потребуется 1 стакан.                                                                                                                         Ёмкость, в которой вы будете смешивать компоненты, а также лопатка для перемешивания.

Приготовление

  • Соедините в подготовленной ёмкости песок с крахмалом, хорошо перемешивая ингредиенты.
  • Добавляйте небольшими порциями воду и тщательно мешайте смесь до момента, когда получите желаемую консистенцию. Аналог кинетического песка готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ - терапия – эффективное средство развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в област...

Сохранение психологического здоровья воспитанников детского дома (статья)

Для успешной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимы определенные знания, умения последовательно и логически вести пропаганду здорового образа жизни детей. Д...

Танцевальная терапия как средство коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Данный материал рассматривает проблему тревожности детей дошкольного возраста, а также выделяет танцевальную терапию как эффективный способ коррекции....

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».

Аннотация  Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...

«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...

Методические рекомендации по сохранению ЗОЖ у воспитанников.

Методические рекомендации по сохранению ЗОЖ у воспитанников....