Вопросы православия в школьном курсе литературы.
статья по теме
Доклад готовился к Рождественским встречам. В нём рассматривается ряд произведений, изучая которые нельзя не затрагивать вопросы православия. Учитель должен быть вооружён знанием христианской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_pravoslaviya_v_shkolnom_kurse_literatury.docx | 107.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1
Вопросы православия в школьном курсе литературы.
Слайд2
Литература - одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка.
Курс школьной программы рассчитан на изучение литературы с древнейших времён до наших дней. Самый первый древнерусский памятник литературы указать невозможно. Слайд3Начало древнерусской литературы, то есть письменно оформленных сочинений, связано с принятием христианства на Руси.
Слайд4Жанры древнерусской литературы разнообразны, один из них - житие. На уроках изучается "Житие Александра Невского", "Житие Сергия Радонежского", "Повесть о Петре и Февронии Муромских".
Слайд5 Герои этих произведений почитаемы на Руси, как святые. Их образ запечатлён на иконах.
Слайд6Православная христианская вера глубоко повлияла на русскую литературу. Библейскими реминисценциями пестрят страницы русской литературы 18, 19 веков. Священное писание становится классическим запасником символов для поэтов серебряного века русской культуры
История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ невозможно осмыслить произведения русских писателей, ибо их идеи во многом основаны на библейских сюжетах. Слайд7
По словам православной писательницы С.Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины».
Слайд8
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями,
Перед молящейся толпой;
Любил я Всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой;
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе;
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», - в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Это стихотворение Бунина подтверждает слова Шамаевой о том, сматеринским молоком впитали православные истины русские писатели
Они смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия. Слайд9Этот подход выразил Николай Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.И поэтому, анализируя на уроках то или иное произведение, учитель не может не поднимать вопросы православия.
Слайд10В пятом классе изучается известное произведениеН.В.Гоголя«Ночь перед Рождеством». В этой повести, помимо поэтизации чистой, светлой любви, завораживающих ярких описаний природы, картин народной жизни, её поэзии и праздничности просматривается христианская мораль: таинственная помощь любящим. Слайд11Анализируя образ Вакулы, отметим его христианский характер, который, прощаясь с парубками кричит: «Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалювал за мирскими делами»; «Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь». Без специального комментария учителя учащимся вряд ли будет понятен смысл слов: панихида, грешная душа, церковные свечи, иконы Божией Матери (их много), Николая Чудотворца, жертва на церковь, которые использует писатель в своём произведении. Необходимо объяснить учащимся эти понятия, сказав, что значат они и для самого писателя. Слайд12 «В завещании Гоголь советовал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались».[1]
Слайд13 В школе изучается замечательный роман "Преступление и наказание". Понятие греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла – вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несёт Раскольников, ключевой герой романа. Причём грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаённые помыслы ( Раскольников несёт наказание ещё до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько её, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия – самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении.
Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Слайд14Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвёртый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвёртый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мёртв и , по сути, лежит в гробу(«гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его.
Слайд15 Чётко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твёрдый как камень). Катерина – «чистая, светлая».
Слайд16Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня даёт Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берёт, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.
Очень чётко прослеживается мотив молитвы в романе. Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молится и Раскольников(после сна о лошади , но его молитвы не услышаны, и он идёт на преступление). Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа.
Слайд17 Мотив молитвы слышится и в других произведениях школьной программы.
Слайд18 МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
В этом стихотворении Лермонтов повествует о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит? Главные слова в этом стихотворении -Слайд19 "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией. Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы:Слайд20 "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них". Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты - они несут на себе основную смысловую нагрузку
Слайд21Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Слайд22Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
Слайд23А вот стихотворение «Молитва» Анны Ахматовой
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915
“Доказывать, что Анна Ахматова была христианским поэтом, не приходится. Слишком явна христианская тональность ее поэзии, слишком отчетливы свидетельства о ней или ее собственные, хотя редкие, высказывания. Напомню кратко известное „утешительное“ письмо Пастернака 1940 года, в котором он называет ее „истинной христианкой“ <…> У нее, и в этом ее исключительность, не было эволюции в религиозных взглядах. Она не стала христианкой, она ею неизменно была всю жизнь".
Религиозные мотивы в стихах Ахматовой имеют определенную культурно-историческую и идеологическую основу соответствующих реалий: библейско-евангельские цитаты и реминисценции, имена, упоминаемые даты, святыни создают особую атмосферу в ее творчестве.
Слайд24(музыка)Стал мне реже сниться, слава Богу,
Больше не мерещится везде.
Лег туман на белую дорогу,
Тени побежали по воде.
И весь день не замолкали звоны
Над простором вспаханной земли,
Здесь всего сильнее от Ионы
Колокольни лаврские вдали.
Подстригаю на кустах сирени
Ветки те, что нынче отцвели,
По валам старинных укреплений
Два монаха медленно прошли.
Мир родной, понятный и телесный
Для меня, незрячей, оживи.
Исцелил мне душу царь небесный
Ледяным покоем нелюбви.
1912. Киев
Слайд25А вот другой замечательный поэт, чьё творчество изучаем на уроках литературы – Иван Саввич Никитин(1824–1861)
За тридцать семь лет своей недолгой жизни он пережил много горьких дней, но были у него такие радости, которых Господь удостаивает немногих. Болезни, нужда, неосуществленные желания – и теплая вера в Бога, молитва, духовно преображенный поэтический талант, настоящие книги, в конце жизни даже собственный книжный магазин. Это было любимое детище поэта, лучший в Воронеже магазин-клуб, место истинного просвещения. Там можно было писать, молиться, размышлять, беседовать с людьми.
Россия услышала о Никитине во время Крымской кампании (1854–1856 годов), когда из "Воронежских губернских ведомостей" многие русские газеты и журналы перепечатали его стихотворение "Русь", ставшее хрестоматийным, вызвавшее поток подражаний...
(щелчок)
Это ты, моя,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!..
Следом – большое стихотворение (на самом деле это маленькая поэма) на евангельскую тему "Моление о чаше". Оно также перепечатывалось и даже переписывалось. С этого началась всероссийская слава воронежского поэта. Вспыхнула как бы в один миг. И если бы он в дальнейшем ничего больше не написал, его уже не забыли бы на Руси никогда.
Никитин – интеллигент, вышедший из мещанского сословия, выбившийся из отчаянной нужды. Он учился в семинарии по семейной традиции – дед его был священником, а отец выписался из духовного звания в мещанское сословие. Мечтал об университете, но не получилось. Впрочем, отсутствие университетского образования не помешало Никитину приобрести широкие познания и непогрешимый художественный вкус. Он знал классическую литературу и философию России и Европы, пользуясь не только переводными книгами: свободно читал по-французски и по-немецки.
Биограф, близко знавший поэта, отмечал, что он перед кончиной читал Евангелие – и так отошел в жизнь иную, не сказав ни слова. А сегодня кому из нас не известны стихи Никитина "Новый Завет". Вот она, наша поэтическая классика:
Слайд26
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах Предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!..
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И Крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
Можно приводить ещё множество примеров, но неизменно одно: изучая русскую литературу в школе нельзя не говорить о христианских традициях в творчестве наших писателей, поэтов.
Поднимая вопросы православия на уроках литературы, учитель решаетследующие задачи:
- приобщение учащихся к духовному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу, к его культуре, традициям;
- формирование у учащихся умения определить своё отношение к прочитанному, к интерпретации канонического текста в творчестве того или иного писателя.
- Обращение к православной тематике на уроках литературы — это вытеснение бездуховности, поразившей общество, возрождение наших корней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра. (Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)
Данная статья раскрывает возможность использования произведений малых жанров с притчевым началом на уроках литературы. Дан пример технологической карты ученика к уроку, а также темы уроков курса "Прит...
Проблемные вопросы школьного курса "Обществознание"
Как эффективней подготовиться к ЕГЭ...
Система семинарских занятий по школьному курсу «Литература» в 11 классе. Методическая разработка
Эффективной формой организации в старших классах являются семинарские занятия, которые предусматривают самостоятельную работу над содержанием тем, проблем и задач по курсу «Литература». Методиче...
К вопросу изучения научных основ школьного курса математики студентами педагогического вуза.
В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что изучение в школе элементов логики позволяет сделать объективно более обоснованным и субъективно более понятным изучение математики в целом и от...
Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы для учащихся 8-10 классов.
Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы для учащихся 8-11 классов....
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Место сочинения в школьном курсе литературы и русского языка
Школьное сочинение, как и любой текст, представляет собой тематическое, смысловое, стилевое и структурное единство, определяемое коммуникативной установкой автора. Каждое сочинение имеет свое предметн...